Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журналы "Заметки по еврейской истории" и "Семь искусств" свежий номер журнала 'Мастерская'


Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья! Как вы уже знаете, из нашего "издательского дома" выходят разные издания. Уже более 10 лет журнал "Заметки по еврейской истории". На год моложе - альманах "Еврейская Старина". Три года - журнал "Семь искусств". Теперь к ним прибавился новый необычный журнал "Мастерская". Предисловие к сентябрьскому номеру, написанное его выпускающим редактором, предлагаю вашему вниманию. Удачи! Ваш Евгений Беркович

Предисловие к номеру
сентябрь 2012

 

Это предисловие – на самом деле, послесловие, так как пишется, когда номер уже сформирован. Но для читателя удобно начать просмотр очередного выпуска журнала именно с этого краткого обзора.

«Мастерская» была первоначально задумана для “разгрузки” редакционного портфеля. Многие из присланных статей, которые не попали в «Заметки», «Старину» или «Семь искусств», заслуживали, тем не менее, внимания читателя. Кроме того, «Заметки» и «Семь искусств» издаются помесячно («Старина» еще реже) и приходящие в редакцию публицистические материалы на горячие темы за месяц “вылеживания” в ожидании публикации порой утрачивают остроту и злободневность: хороша ложка к обеду. Вот так родилась идея “непрерывного” журнала, где публикации ставятся в печать практически без задержек, а содержание номера формируется к концу месяца. И формируют его в значительной степени сами авторы, присылающие в редакцию свои материалы. Начиная с сентябрьского номера 2012 года в состав «Мастерской» входит аннотированный указатель публикаций месяца — «Предисловие выпускающего редактора».

Итак, сентябрьский номер «Мастерской» открывается заметкой Надежды Кожевниковой «Письмо другу о поездке в Европу», спровоцировавшей бурную дискуссию. Продолжает “парижскую” тему очерк Артура Штильмана «Париж, в котором я не был». Ранее в журналах портала публиковали заметки о своих парижских впечатлениях многие наши авторы: можно вспомнить «Мой Париж будет таким» Елены Матусевич в недавнем августовском номере «Семи искусств», эссе «Не мой Париж» Михаила Эненштейна и статью Григория Старорекова «Второе “Падение Парижа”» в давнем, 2003 года номере «Заметок», а также сатирическую зарисовку Григория Крошина «Ни заду назад» в десятилетней давности номере «Заметок».

Также в рубрике «Политика и общество» заметка Анатолия Ясеника «И еще раз о “Плавильном котле”» и работа Игоря Фунта «Геополитическая совместимость несовременности». Многочисленные отклики вызвалa полемическая статья Мирона Я. Амусьи «Бомбить иль не бомбить? (Взгляд на проблему вчера, сегодня и завтра)», эпиграфом к которой поставлено известное высказывание Уинстона Черчилля: «Никакого мира, пока не будет победы. Никаких пактов о перемирии с нераскаявшимися. Есть только один ответ поражению, и этот ответ, победа»

Рубрика «История» представлена изысканием профессора Анатолия Сироты «Эйнштейн: историческая наука и “еврейский вопрос”». Но круг исторических работ в сентябрьском номере этим не исчерпывается. Близкая по содержанию рубрика «Былое и думы» включает историко-биографические статьи и воспоминания. Короткая заметка «Подарки» Владимира Янкелевича, судя по отзывам, не оставила читателей равнодушными. Как и удивительная история «Звонок из прошлого», расказанная Виталием Аронзоном. А вот воспоминания Игоря Рейфа о своем деде «Доктор Пресман. Судьба врача “чеховского призыва”» пока не получили отзывов читателей. Не пропустите. Как и заметку совсем юного автора Эмилии Смеховски (в переводе Леонида Комиссаренко) «До хорошего ещё очень далеко» — об удивительной женщине, узнице Освенцима Эстер Беярано, в свои 87 лет выступающей на сцене в составе Кёльнской ХипХоп-группы!.. Также в рубрике «Былое и думы»: воспоминания Марк Крымского «Мои встречи с Ниной Берберовой и почему они не состоялись, или к вопросу об этимологии словосочетания “жидо-масоны”» и глава из будущей книги Элеоноры Полтинниковой-Шифрин «Мистика в нашей жизни», вызвавшая ожидаемо разную реакцию публики.

В рубрике «Древности» в сентябрьском номере работа Александра Сапира «Реконструкция Исхода» и глава из романа Сергея Чевычелова «Последний пророк» (весь роман можно прочитать или скачать в Киоске нашего портала).

Рубрика «Смыслы Торы» представлена в этом месяце работой Александра Парицкого «Сущность Творца». И еще одна зарисовка этого автора «Одноклассники» опубликована в сентябрьском номере в рубрике «Израиль». Там же читайте: «Израильские зарисовки» Владимира Дембо и статью Даниэля Гордиса (Daniel Gordis) в переводе Игоря Файвушовича «Нет еврейского народа без Израиля. Почему будущее американского иудаизма зависит от выживания еврейского государства». А также: памфлет Сони Тучинской «Шахидка. Любимая мамочка, которая взлетела на воздух или “На тщетные мечты я время погубил…”»

Еще одна работа того же автора — лирическая зарисовка о приобщении к Традиции «“Но субботы мои соблюдайте”… Шабат в доме Rabbi Aaron Hecht» в рубрике Быть евреем. Там же — вторая в сентябрьском номере публикация Элеоноры Полтинниковой-Шифриной «У каждого свой путь». Воспоминания отказника, “подпольного” преподавателя иврита и члена московской группы «доврей иврит», а в Израиле — физика-теоретика и общественного деятеля Дана Рогинского «Возвращение к ивриту, возвращение к себе» еще ждут своих читателей. Не пропустите. Завершает рубрику в конце месяца историко-архивный материал «Возвращаясь к делу Руфайзена…», содержащий выдержки из решений Высшего суда справедливости по иску Освальда Руфайзена и фрагменты выступления судьи Зильберга.

Есть работы, рубрикация которых ставит в тупик. Текст, озаглавленный «О мире проявленном и мире сокрытом» и написанный Юрием Аврехом, — поэтом, преподавателем, путешественником и… исследователем астрологии, — тому пример. Мы поместили его в рубрику «Культура», но пусть читатель сам решает, что это — воспоминания, исторические разыскания, размышления, художественная проза или все вместе… В рубрике «Проза» представлено сочинение Анатолия Зелигера «Алия из России» и подборка рассказов и эссе Александра Балтина «Коммунальная кантата».

И еще одна короткая повесть многолетнего автора нашего портала Инны Иохвидович «Превратности любви. По мотивам “Опыта над любовью” Александра Клюге». Представлять автора нет необходимости, а представление о тексте даст отзыв читателя: «Жуткая повесть. Нет-нет, не в смысле плохо написанная, вовсе нет. Инна Иохвидович имеет мужество писать о том, что лежит за пределами литературы, да и вообще… за пределами человеческого. Читать так же мучительно и жутко, как читать Имре Кертеса или Примо Леви. И особенно, финал: именно так и только так – после всех реминисценций, аллюзий, явных отсылок к великой и светлой литературе о любви и смерти – может закончиться эта повесть». Не пропустите.

Рубрика «Евреи в Германии» представлена в сентябре документальным, богато иллюстрированным фото- и видеоматериалами репортажем Олега Векслера «Франкфуртские протесты против премии Адорно философической антисионистке. Евреи и „просионистские левые“ против антисионистской ультралевой и громкое молчание бургомистра», которым автор продолжает знакомить читателей с политической жизнью современной Германии.

Редакция с удовольствием закрыла бы рубрику «Антисемитизм», но увы, каждый месяц для нее находятся все новые материалы. В сентябре в этой рубрике: полемическая работа Зория Шохина «Россия? Без Евреев!» и короткая зарисовка-воспоминание Владимира Янкелевича, иллюстрированная фотографиями автора, «И возлюби ближнего…»

Хронологически завершают сентябрьский номер две публикации, приуроченные к годовщине расстрелов евреев в Бабьем Яру 29-30 сентября 1941 года. Это работа Алексея Персиона «Открытый вопрос Бабьего Яра», прослеживающая хронологию чудовищного злодеяния и последующую позорную историю замалчивания трагедии. Текст врача-нейрохирурга Семена Талейсника «Как умирал мальчик Мотл», напротив, не содержит исторических разысканий — он рассказывает о последнем дне, о последних минутах жизни еврейского мальчика такого же возраста, как шолом-алейхемовский мальчик Мотл. Одного из многих, многих тысяч, погибших в последние дни сентября 1941-го…

Завтра, 1 октября начинается новый номер нашего «непрерывного журнала», этот — перемещается в архив. Не упустите интересные публикации, завтра прибавятся новые.

Выпускающий редактор «Мастерской»


В избранное