Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья!

Вышел в свет очередной номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории".


ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Всего доброго
Ваш Евгений Беркович

***





 
ЗАМЕТКИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
сетевой журнал еврейской истории, традиции, культуры
Редактор Евгений Беркович
 
№12(84)               Июль 2007 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста 
Нельзя допустить, чтоб люди забыли о своём прошлом – светлое оно или тёмное. Иначе всё это, не дай бог, может когда-нибудь повториться. Этого мы не должны допустить. Никогда.
Иудейские древности
Логично предположить, что некоторые евреи, как это часто бывает в жизни, принимали православие вынужденно, вопреки своему желанию, в душе оставаясь иудеями. Возможно, именно потомки этих казаков с еврейскими корнями послужили основой для создания общин субботников и геров на Кубани в конце XIX в.
Израильские хроники
Как ни рыпается наш «свободный гражданин мира», прежде всего он, оказывается, все-таки еврей, цепко держащийся как раз за те еврейские традиции, за которые в нашем меняющемся мире держаться-то, возможно, уже и не стоит. Да только за пару поколений не выветривается так глубоко вколоченный страх.
Былое и думы
За свою деятельность в период войны Вера Аткинс была удостоена многих наград. Она стала первой женщиной в Великобритании, награжденной крестом Георгия, наградой за исключительные военные заслуги. Президент Франции Миттеран впоследствии наградил ее командорским крестом ордена Почетного легиона, королева Елизавета П возвела Веру Аткинс в дворянское достоинство и наградило орденом Британской империи.
Нам нужно, нам несказанно-мучительно нужно стать, наконец, патриотами нашей народности, чтобы любить себя за достоинства, корить за недостатки, но не гнушаться, не морщить носа, как городской холоп, выходец из деревни, при виде мужицкой родни.   
Тухачевский и Егоров ненавидели друг друга еще с польской кампании 1920 года, Блюхер был «сам по себе» и любви к Тухачевскому не испытывал. Словом, до тех пор, пока не будут найдены документы, доказывающие обратное, можно смело считать, что «заговор» существовал только в головах следователей НКВД и нынешних ревизионистов.   
Главных достопримечательностей было две – часовня, построенная над тем домом, где по легенде был зверски убит царь Николай Второй со всей семьей, и большой камень, километрах в сорока от Екатеринбурга, отмечающий границу между Европой и Азией. Часовня была еще не достроена (или на ремонте), и нас туда не впустили.
Жизнь в науке, наука в жизни
Письмо Гамалея Сталину – поразительный документ, как по содержанию, так особенно по мужеству его автора. Спустя 35 лет Гамалея повторяет положения,  высказанные ранее Мечниковым об ограничительной национальной политике и о поощрении бездарностей. Но если Мечников ограничил свою критику Министерством народного просвещения, то Гамалея пишет об антисемитизме, как общегосударственной политике, направляемой сверху. 
Неэман и Гелл-Манн считали, и говорили об этом прилюдно, что пришли к открытию восьмеричного пути, в общем, одновременно (к открытию, но не к публикации сообщения о нём!) и независимо. Отношения между ними оставались дружескими и после присуждения премии лишь Гелл-Манну. 
Философия и культура
Нации создаются и объединяются в цивилизации не ради достижения каких-то практических материальных целей, - для этого существуют промышленные и финансовые корпорации, включая криминальные, - а ради обретения (всегда иллюзорного) чувства избранности, уникальности, причастности чему-то прекрасному, почитаемому и долговечному. 
Новый год участники керченско-феодосийской операции провели, штурмуя позиции немцев и румын. Севастополь ещё держал оборону, и десантники, отбросив врага с Керченского полуострова, оттянув на себя крупные силы армии Манштейна, помогли севастопольцам продержаться до июля 42-го, но и сами полегли.   
Дочь еврейки из маленького провинциального причерноморского кавказского городка, каким в те поры был Туапсе, и немецкого специалиста, приехавшего в конце 20-х годов на заработки в новую Россию, честно и хорошо работавшего, и угодившего по доносу соотечественника сначала в руки НКВД, а потом, после тюрьмы и высылки – в лапы гестапо.    
Музыка и мы
После разгрома в 1952 году еврейского искусства по всему Союзу Сиди Таль была одна из немногих, кто продолжал свои выступления на идише в совершенно неповторимом своём стиле. Многим обязаны и город, и черновицкая музыкальная культура этой личности
Опыты в стихах и прозе 
Анонимность вскоре стала секретом полишинеля, во всяком случае, для вездесущих органов. Его вызвали для «беседы». Он пытался отрицать свое авторство. Тогда ему проиграли аудиозапись его «квартирного выступления», где он говорит: «А сейчас я прочту кое-что из моих стихов» и далее читает те самые стихи, авторство которых теперь отрицает.
К страшным будням работы в больнице прибавилась ещё одна моральная обязанность. Немцы начали мобилизацию местных жителей на работу в Германии. Фельдшер Гурин стал выдавать фиктивные справки людям, якобы страдавшим туберкулёзом и другими хроническими заболеваниями. Несколько месяцев его деятельность оставалась не замеченной, даже, кажется, не вызывала подозрений. Может быть всё обошлось бы и дальше. Но законопослушный односельчанин донёс на него немцам.
Грех антисемитизма 
Документы говорят также о том, что погромам кое-где противостояла еврейская самооборона, но большевики препятствовали ее созданию, так как не хотели терпеть вооруженные группы вне своего контроля. Даже комитеты для распределения помощи пострадавшим создавались с большой опаской.
Быть евреем
Категорические отрицания в науке могут жить достаточно долго, но не вечно. Поэтому утверждение, что выработать универсальное определение “еврей” в принципе невозможно, не должно остановить истинных учёных от работы над этой проблемой. А сравнение этой проблемы с созданием “вечного двигателя” совершенно неправомочно.
Возвращаясь к напечатанному
Добавив хорошую долю сарказма в свой почти риторический вопрос, Семен Резник пишет: «Что же изменилось в XX веке? Может быть, все переворотилось, и «последние (имеются в виду евреи) стали первыми»? Именно это утверждает автор книги». В действительности, в том же самом введении Слезкин констатирует: «Еврейская эра стала также эрой антисемитизма».
Общество и политика
Робеспьер никогда не был женат и вообще, судя по свидетельствам современников, женщины его не интересовали. Он был также равнодушен к деньгам (за что был прозван “Неподкупным”), а равно к гастрономическим изыскам, к искусству, к природе и вообще ко всему, что не имеет прямого отношения к политике. Он знал лишь «одну, но пламенную страсть»: фанатичную преданность революции.

В избранное