Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!
Вышел в свет новый номер сетевого альманаха "Еврейская Старина".

ZIP-архив номера можно найти по адресу: htt p://www.berkovich-zametki.com/Ziparchiv/ziparchive_almanah.htm

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович

 
 

 

сетевой альманах
ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА
 
 
  
  <<Старина -- категория не времени, а качества:  
  все станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньше>> 
  
Номер 2(49)                       Март-апрель 2007 года
Подробности гибели в литовском местечке Жеймялис в феврале 1930 года ветеринара Казиса Авижениса, труп которого был обнаружен в неогороженном колодце рядом с местной бойней. Громкий процесс в Шяуляйском окружном суде по обвинению в убийстве Авижениса евреев-мясников Лейзера Мана, Матиса Лакунишка, Абрама Флейшмана и Абрама Шнайдера. Верховный трибунал Литвы, по апелляционной жалобе защиты обвиняемых, пересмотрел и значительно смягчил приговор Шяуляйского суда. Статья основана на воспоминаниях старожила местечка Файвла Загорского и материалах еврейских и литовских газет 1930 - 1931 годов.   
Это случилось, когда в начале прошлого века в Екатеринославе бушевал еврейский погром. В кварталах, где преимущественно селились евреи, творилось нечто ужасное. Взбешенный бездействием городских властей, Арнольд Захарович вскочил на первого попавшегося извозчика и через обезумевший, ревущий, стонущий город помчался к зданию губернского правления. Оттолкнув стражу, преградившую путь, и растерявшихся чиновников, доктор Черный распахнул дверь в кабинет губернатора.
Дед оставил бороду и ермолку, старинный лапсердак заменил черным сюртуком, научился кое-как говорить и читать по-русски, хотя делал это неохотно. Постепенно расширился его общий кругозор: от собеседников он узнавал, что творится в Петербурге и в Париже, в Варшаве и Лондоне, в других местах, где живут евреи или как-то решается их судьба.
Иудаизм запрещает создавать изображения (не все и не всякие, но разговор об этом в данном контексте неуместен). Один из сокровенных смыслов запрета состоит в том, что изображение фиксирует время. Отец и мать, улыбающиеся со старого снимка, останутся такими навсегда. Фотография настаивает на неотменимости прошлого.
Жизнь Л.Д. Ландау - удивительнейший сплав взлетов до небес и падений в пропасти, воистину шекспировская трагедия нашего времени. Молодой человек, не нравившийся девушкам, - стал мужем первой красавицы в украинской столице. Гениальный ученый - узник тюрьмы НКВД, условно освобожденный под личное поручительство другого великого ученого, - стал одним из создателей советской водородной бомбы, несмотря на то, что ненавидел процесс и результат этой своей работы.
Кроме грязных, корыстных, низменных причин, существуют и другие, легитимные, оправданные препятствия на пути новых методов лечения. Разумный консерватизм в медицине вполне оправдан. Только научно обоснованное, статистически достоверное доказательство преимущества нового метода, его безвредность имеют право открыть ему дорогу. Но, конечно, обидно, когда дорогу новому преграждает не разумный консерватизм, а нечистые препятствия. Тогда их приходится обходить.
Политическое различие между христианством и социализмом состояло, пожалуй, в оценке природы человека. Греховность публичности может заставить нас считать государство злом, хотя бы злом необходимым, - и, значит, вы стали думать, как христианин. Но если появится у вас социалистическая надежда как-то вообще, в принципе избавиться от публично-политических грехов на земле - такой подход будет назван коммунистическим... 
После съезда председателем правления стал Гриша Фейгин (так в Израиле звучало его полное имя: в Риге он был Гирш). У Гриши было много общего с Альшанским: оба бывшие активисты, отказники, и оба - кадровые офицеры-связисты, не сделавшие карьеры! И Наум быстро нашёл с ним общий язык.
Отняв у Солженицына твердые интернациональные убеждения, лагерь его нравственно сломил. Превратил в человека подполья - ощетиненного, отовсюду ждущего удара, способного приноровиться к любым обстоятельствам, умеющего мстить и льстить, привораживать тех, кто может быть полезен, и спокойно переступить через них, когда надобность в них отпадет.  
Густав Малер всю жизнь был ревностным вагнерианцем, начиная со своего первого директорства в Будапештской Королевской Опере, где он поставил впервые в Венгрии все четыре оперы "Кольца Нибелунгов" на венгерском языке. Но сам он никогда не приглашался дирижировать в Байройте, на традиционных вагнеровских фестивалях. Возможно, что традиция ревностного исполнения опер Вагнера европейскими и американскими дирижёрами еврейского происхождения исходит из примера Малера. 

В избранное