Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!
Вышел в свет январский номер сетевого альманаха "Еврейская Старина".

ZIP-архив номера можно найти по адресу: htt p://www.berkovich-zametki.com/Ziparchiv/ziparchive_almanah.htm

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович

 
 

 

сетевой альманах
ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА
 
 
  
  <<Старина -- категория не времени, а качества:  
  все станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньше>> 
  
Номер 1(48)                       Январь 2007 года
Говоря о достопримечательностях этого города, нельзя не упомянуть имя стоявшего у истоков возрождения современного иврита Элиэзера Бен-Иегуды (Лазаря Перельмана). Родившийся в 1859 году неподалеку от Глубокого в местечке Лужки, Элиэзер, после иешивы в Полоцке, продолжил свое образование в Глубоком.   
Сегодня, после Холокоста и уничтожения традиционного еврейского местечка, еврейские кладбища - это практически единственное, что осталось от евреев в местах их былого обитания. Единственное, что напоминает о прошлой еврейской жизни с ее интенсивными духовными исканиями и своеобразным бытом, кипевшей здесь когда-то. На сегодня только кладбища связывают ландшафт бывших местечек с еврейством.
Сионизм – это не партия в современном политическом и организационном значении этого слова. Сионизм – это широкое национально-освободительное движение евреев, в котором представлены все классы и все слои народа: предприниматели и рабочие, торговцы и ремесленники, интеллигенты и крестьяне, верующие и атеисты.
Еврей более предрасположен к подвижности, чем к восприимчивости. В действии он обладает большей субстанциональностью и более индивидуален, чем в восприятии. Для его жизни важнее то, что он осуществляет, чем то, что ему противостоит. Поэтому, например, все искусство евреев так своеобразно по форме. Поэтому они сильнее в выражении, чем в содержании. И поэтому им, как людям, действие важнее, чем переживание.
Рядовой Абрам Левин «повторил» подвиг Александра Матросова за год до него самого. Матросов воспет как былинный герой. Ему и романтическую довоенную биографию сочинили, дабы лучше соответствовала образу «русского богатыря» (по некоторым сведениям, реальный Сашка Матросов был мелким уголовником). Подвиг Абрама Левина остался незамеченным, «награда нашла героя» через четверть века после его гибели – в 1967 году, когда уж и кости его успели истлеть.  
В комплекс причин патологической ненависти Коры к Е.М. Лифшицу входят, конечно, обе указанные составляющие — как мстительная, так и властная. Но наряду с ними есть еще более важная причина, глубоко скрываемая Корой — это ненависть к Ландау-мужу, которую она пытается спрятать за обильными и искусственными словоизлияниями о своей любви к нему.
Христианство узаконило принижение «деятельной жизни», связывая любую деятельность исключительно с презираемыми церковью телесными нуждами человека. Августин Блаженный, например, говорил о «бремени деятельной жизни»: это бремя наложено на нас нашей любовью к ближним. В принципе деятельная жизнь считалась бы вообще невыносимой для мыслящего существа, но мыслитель всегда мог утешать себя тем, что потом, вослед обязательной и тяжкой «деятельности», наступит для него сладостное блаженство созерцания – созерцания Божественных истин.
Хейфец предсказывал Бусе громадное будущее. Он был одним из выдающихся учеников Абрама Ильича. Карьера его в значительной степени не состоялась в Советском Союзе. Слава за это некоторым его коллегам! Много старались, чтобы из Буси не вышел ни второй Хейфец, ни первый Буся! Буся был гений скрипки. Он, вероятно, понимал, что его гробят.
Как всегда в переломные эпохи, действительность была фантасмагорична. В нескольких комнатах вильнюсской киностудии (фильмы, естественно, выходить уже перестали) расположился Еврейский музей Литвы. Его создавали в конце войны бывшие партизаны и узники гетто. Его ликвидировали в 49-м, борясь с «безродными космополитами». Его восстановили теперь, в раннюю пору литовского национального «возрождения».
И все же евреи не такие, как все. Уши у них большие - торчат из-под пилотки. Слышат, что о них говорят в Европе, в Америке и среди Объединенных наций, - и уходят из Синая, от канала ...

В избранное