Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вышел в свет новый номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории".


ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович

***


         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

        Этот номер "Заметок" в некотором смысле юбилейный -- тридцатый. Юбилей, конечно, не слишком значительный и не заслуживает особого внимания. Все же подведу некоторые итоги, тем более что следующий "круглый" номер выйдет только в следующем году.

        После первого номера, вышедшего 9 декабря 2001 года, изменилось многое: журнал обрел свой формат, дизайн, свое имя в интернете, свой сервер. Вышли восемь номеров приложения к журналу -- альманаха "Еврейская Старина", который представляет дальнейшее развитие концепции журнала. Свой сервер получила, наконец, гостевая книга журнала и альманаха. Можно сказать, что сайт становится порталом "Заметки по еврейской истории", объединяющим журнал, альманах и гостевую книгу. Свое место на портале занимает и маленький музыкальный архив старинных записей еврейских песен, а также весьма разнообразные архивы одноименного порталу сайта, который начал свою жизнь за год до журнала. В их числе статьи, напечатанные на сайте "В порядке обсуждения" , фрагменты интернетовских дискуссий "Диалоги и монологи", а также статьи и заметки редактора.

        Самый главный итог -- за прошедшее время сложился устойчивый и немалый круг читателей и авторов -- активных друзей наших изданий. Нас регулярно читают более чем в 50 странах. Число подписчиков на бесплатную рассылку оглавлений превысило тысячу, при этом по динамике роста подписчиков наш сайт занимает второе место среди всех сайтов по истории. Также второе место мы занимаем по онлайн-читаемости и индексу читаемости (см. статистику системы SUBSCRIBE.RU). В гостевую книгу журнала только с сентября прошлого года было более 255 тысяч обращений. В "Заметках по еврейской истории" печатались более 150 авторов, многие из них сотрудничают с журналом постоянно.

        Следует добавить, что наш проект некоммерческий. Мы не получаем ни финансирования, ни какой-либо другой помощи ни от одной официальной организации. На наших страницах нет ни одного рекламного баннера. Понятно, как дорога нам поддержка наших верных друзей. Напомню к случаю, что о том, как сделать подарок журналу, можно прочитать здесь.

        Высокий уровень профессионализма наших авторов, активность и заинтересованность наших читателей дают основание верить, что уровень изданий будет повышаться и что этот маленький юбилей -- не последний. Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу этого события.

        В самом номере нет чисто "юбилейных" материалов, он содержит статьи по всем основным рубрикам журнала.

        В разделе "Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста" опубликована заметка Арье Бараца о Викторе Франкле, одном из величайших философов и психологов 20-го века.

        Франкл учит: "Человек не свободен от условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измирение. Будучи профессором в двух областях, неврологии и психиатрии, я хорошо сознаю, до какой степени человек зависит от биологических, психологических и социальных условий, но кроме того, что я профессор в двух областях науки, я еще человек, выживший в четырех лагерях - концентрационных лагерях, - и потому являюсь свидетелем того, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов самим тяжелым условиям, которые только можно себе представить".

        В "Смыслах Торы" Ицках Арен размышляет о том,

        "сколь важно для людей, потерявших своих близких, соучастие родных, друзей и знакомых".

        В "Иудейских древностях" завершается большая работа Александра Бирштейна по переводу "Плача Иеремии". Давид Гарбар продолжает свою серию "Пророки" поэтическим эссе о книге пророка Наума.

        Михаил Носоновский обсуждает некоторые вопросы средневековой хасидской герменевтики в связи со статьей Эдуарда Бормашенко из прошлого номера. Автор обращает внимание на любопытную аналогию с идеей множественности вселенных:

        Бросается в глаза аналогия между процессом написания (и прочтения, комментирования) Торы и измерения в квантовой физике. Из множества возможных квантовых состояний выбирается одно. Эту метафору можно развить. В 1957 году студент из Принстонского университета Хью Эверетт Третий (Hugh Everett, III) предложил интерпретацию квантовой механики при помощи «относительных состояний», получившую неофициальное название «теории множественных миров». Согласно Эверетту, процесс измерения соответствует выбору конкретной собственной функции и выбор одного мира из множества потенциально со-существующих. Эта интерпретация, изложенная в небольшой статье в солидном физическом журнале, захватывает умы физиков, философов и писателей-фантастов до наших дней. Неизвестно, что вдохновило Эверетта на размышление о параллельном существовании многих вселенных; маловероятно, чтобы он был знаком с учением каббалистов и средневековых хасидов.

        В "Израильских хрониках" Эдуард Бормашенко рассуждает о жизни общества в условиях террора. Эта проблема стояла и во Франции эпохи Робеспьера, и в СССР в 37-м, актуальна она и в современном Израиле. Среди глубоких и точных наблюдений автора есть и такое:

         Несложная мысль о том, что живая собака лучше мертвого льва прививается легко. А вот продолжение стиха забывается: живой знает, что умрет, и именно это знание отличает его от мертвого. Закрываясь от ужаса террора суетой, мы умираем еще при жизни. Шахид в таком случае, дергая за веревочку пояса со взрывчаткой, фиксирует уже случившееся.

        Марьян Беленький пытается ответить на вопрос, кто такие современные израильтяне. И заканчивает свою интересную статью таким заключением:

         Не одно поколение израильских политиков, общественных деятелей и деятелей культуры создавали Нового израильтянина - свободного, независимого, любящего свою страну и готового защищать ее до последнего вздоха.
     Такими стали или станут наши дети.

        Как всегда много разнообразных материалов в рубрике "Былое и думы". Здесь публикуется рассказ Семена Беленького "Амурские волны" и заметка Виктора Балана о деле Бейлиса. Автор пытается реконструировать старое дело и определить возможного убийцу:

         Кто же убил Андрея Ющинского? Этого мы не знаем. Но известно, кто был в нем заинтересован. Следы ведут в сторону правых, антисемитских сил. Исполнителями могли быть и преступники, но не из круга Веры Чеберяк. Скорее же всего - члены черносотенных организаций, чьи интересы были близки к интересам высших реакционных кругов. Вот о последних мы поговорим подробнее. В любом случае, жертва была выбрана направленно, а концы спрятаны хорошо. У меня есть версия, где следует искать убийцу Андрюши Ющинского.

        В подрубрике "Мы жили в интересное время" два "трудовых очерка": Александра Бирштейна "Из будней еврейской бригады" и Ханана Абрамсона "Из записок еврея-шахтера о жизни".

        В биографической справке, подготовленной Гарри Любарским, говорится об авторе последнего очерка:

        У Ханана Абрамсона имеется уникальная коллекция исторических реликвий - подлинники автографов бывших вождей советского народа, воспроизведенных на различных наградных документах. Так, на удостоверении о награждении Х.Абрамсона Почётным Знаком Моссовета имеется подпись его тогдашнего председателя Н.Булганина (впоследствии - Председателя Совета Министров СССР). На удостоверении о награждении значком "Ударник Сталинского призыва" имеется подпись "железного наркома" Л.Кагановича. Благодарность за выдающийся вклад в строительство метро подписана М.Калининым и В.Молотовым (Председателем Президиума Верховного Совета СССР и Председателем Совета Народных Комиссаров СССР соответственно). Диплом о присуждении Х.Абрамсону Государственной премии СССР подписан Президентом Академии Наук СССР М.Келдышем.
Х. Абрамсону повезло. Подписи указанных лиц были проставлены на его наградных документах, а не в качестве виз на списках, превративших в лагерную пыль миллионы его сверстников.

        В подрубрике "Жизнь в науке, наука в жизни" воспоминания Цецилии Львовны Кац об Александре Иосифовиче Шальникове.

        В подразделе "Наши корни" рассказы Виктора Лихта и Михаила Носоновского. Рассказ Михаила о поиске своих предков читается как захватывающий детектив и может помочь другим заинтересованным людям восстановить свое генеалогическое дерево.

        О правом экстремизме в Германии рассказывает Дмитрий Хмельницкий в рубрике "Евреи в Германии".

        В рубрике "Среди народов" -- моя заметка "Восьмая ступень благотворительности" об организации, которая первоначально называлась "Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России" (ОРТ), а теперь стала крупной международной системой повышения квалификации и профессионального образования. Название статьи объясняет следующая цитата:

        Девизом ОРТ остается максима великого еврейского мыслителя Моисея Маймонида (Рамбама) (1135-1204): "Есть восемь ступеней благотворительности. Высшая состоит в том, чтобы помочь нуждающемуся помочь самому себе".

        Раздел "Иудео-христианский диалог" представлен в этот раз рецензией Ари Беленького на книгу "Муки евреев" Эдварда Фланнери. Автор заканчивает рецензию такими словами:

         По уровню исторического материала книга "Муки евреев" достойно соперничает с классикой жанра - книгами Семёна Дубнова и Льва Полякова. По глубине проникновения в подкорку антисемитизма и уровню аналитических обобщений она займёт особое место в любой библиотеке.

        Традиционно разнообразен раздел "Философия и культура". О жизни и творчестве Исаака Башевиса Зингера рассуждает Вадим Слуцкий. Автора волнует острый вопрос:

        Как не превратиться в "манкурта еврейского происхождения": сохранить связь с традиционной еврейской культурой, остаться самим собой, но при этом стать современным человеком, активно участвующим в жизни общества?

        О различных книгах рассказывают в разделе "Читальный зал" Борис Дорфман и Виктор Каган. О встречах с автором рецензируемой книги Виктор пишет:

         Видеть его и говорить с ним мне пришлось всего несколько раз в жизни - в Ленинграде и потом в уже в Нью-Йорке. Хотелось бы больше и можно бы пожалеть о том, что так мало. Но не хочется сожалениями смазывать радость этих встреч, позже перешедшую в ощущение глубины и насыщенности, хотя внешне ничего особенного не происходило. Потом, когда я знакомился с историей хасидизма, читал и пробовал переводить хасидские притчи, его незримое присутствие было очень для меня важно. Недавно, стоя перед его могилой неподалеку от могилы Любавического Ребе, я вновь ощутил это присутствие …

        В разделе "Музыка и мы" -- очерк Шломо Громана "Еврейский талисман -- песня на идише".

        Разные жанры представлены в "Опытах в стихах и прозе". Здесь рассказ Александра Бирштейна, пронзительные стихи Анны Гершанник, шутливые фразы Бориса Вайнштейна.

        В рубрике "Грех антисемитизма" Илья Слосман анализируует труд редактора издающейся в России газеты "Дуэль" Мухина Ю.И. "Убийство Сталина и Берия" -- характерный образец современной антисемитской литературы.

        Эллан Пасика находит в книге Александра Исаевича Солженицына "Двести лет вместе" не только черные краски. Один из его выводов звучит так:

         Книгу "200 лет вместе" писал русский человек, русский писатель. А у русского писателя душа и должна болеть прежде всего за русских людей. Но и по отношению к евреям он не чувствует враждебности. Он критикует и русских - и при этом страдает. Он критикует и евреев, но не злобствует. Вся его книга пронизана мыслью, что евреи и русские друг другу нужны.


        В разделе "Быть евреем" начало большого исследования Иосифа Кременецкого о формировании менталитета евреев в СССР. Автор опирается не только на теоретические разработки, но и на свой богатый жизненный опыт, что делает его выводы очень интересными.

        К этой работе тематически примыкают очередные "актуальные заметки" Давида Гарбара на тему еврейской идентификации и самоидентификации. Работа продолжает и развивает многие темы, уже поднятые на страницах журнала и его гостевой. Привлекателен поэтический взгляд на непростые проблемы.

        Виктор Лихт продолжает "Прогулки в Интернете". На этот раз ему встретились журнал "Бэседер" и другие любопытные издания.

        В "Дискуссионном клубе" заметка Арье Лондона "В защиту Швондера", а также дуэль мнений: Эммануил Екклезиастов против Эллы Грайфер. Читатель, возможно, убедится, что не всегда истина находится посредине.

         Я благодарю Ирину Бузько за бескорыстную помощь в подготовке номера, уважаемых авторов и читателей за доверие к журналу и желаю всем мира и добра.







Номер 30                25 июля 2003 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
Смыслы Торы
Иудейские древности
Израильские хроники
Былое и думы
Мы жили в интересное время...
Жизнь в науке, наука в жизни
Наши корни
Евреи в Германии
Среди народов
Иудео-христианский диалог
Философия и культура
Читальный зал
Музыка и мы
Опыты в стихах и прозе
Грех антисемитизма
Быть евреем
Иудаика в интернете
Свое мнение - дискуссионный клуб
Дуэль
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное