Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!
Вышел в свет новый номер сетевого альманаха "Еврейская Старина".

ZIP-архив номера можно найти по адресу: htt p://www.berkovich-zametki.com/Ziparchiv/ziparchive_almanah.htm

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович



   
     <<Старина  --   категория не времени,  а качества:  
     все станет когда-нибудь  стариной, если не  умрет раньше>>
Номер 5               6 апреля 2003 года
 Бывший капитан резерва Вильм Хозенфельд, кроме Шпильмана спасший еще несколько десятков поляков и евреев, умер в лагере для военнопленных под Сталинградом за год до смерти Сталина, в 1952-м. Советские следователи допрашивали его "с пристрастием" -- они не могли поверить, что немецкий офицер помогал евреям, и считали его истории прикрытием опытного шпиона. Военный суд в Минске в 1950 году приговорил Хозенфельда к 25 годам лагерей. Из-за побоев Вильм перенес несколько инсультов и в последние годы жизни был похож на запуганного ребенка, плохо понимающего, за что его избивают.
Сегодняшних русских евреев отделяет от восточно-европейского, ашкеназского, идишского прошлого не более сотни лет - всего лишь несколько поколений. Правда, за это время случились две мировые войны, Катастрофа, 70 лет советской власти, создание государства Израиль... На фоне этих событий культурный и языковой сдвиг, превративший ашкеназских евреев - в русских, кажется простым следствием произошедших в мире перемен. Действительно, роль "внешних факторов" в этом сдвиге настолько демонстративно значительна, что заслоняет другие, не менее важные внутри культуры находящиеся обстоятельства и мотивации, заставлявшие евреев осваивать русскую культуру и переходить на русский язык.
Нам представляется, что стоит обратить внимание на вполне современное явление, которое сродни отлучению Спинозы от еврейской общины три с половиной века назад. Мы имеем в виду нередкое "отлучение от еврейства" некоторых видных деятелей еврейской национальности за те или иные проступки, связанные с их явным или только приписываемым им отношением к своим корням, к своему происхождению. Но корни все же сильнее, и во имя жизни и процветания дерева-народа не стоит нам отказываться от ветвей, тем более - от столь сильных и ярких, чьи достижения явно связаны с их происхождением, с неизбывными особенностями национального характера.
Юрий Борисович Румер был замечательным рассказчиком. Его рассказы о первых послереволюционных годах, о Геттингенской школе, об Эйнштейне, о советских физиках, о годах заключения и работы в КБ Туполева, и т.д. надолго остались в памяти слушателей. К сожалению, у них не хватило понимания того, что всё это должно быть записано, да, впрочем, и сам рассказчик – «старый зэк» – не очень к этому стремился, цензурируя свои рассказы в различных аудиториях и в разные времена.
Фамилия Каганович ассоциируется у многих со сподвижником Сталина Лазарем Моисеевичем. Между тем это распространённая еврейская фамилия. В основу фамилии лёг корень коhен, обычно прибавлявшийся к имени для указания на принадлежность к коhаним, потомкам Аарона - брата Моисея - устами которого, согласно Торе, говорил Б-г с еврейским народом.
Древнее еврейское общество знало разные типы женщин: пророчиц, ведьм, блудниц. Было сословие женщин, самих содержавших и кормивших себя и семью. Ивритское слово зона, обычно переводимое, как блудница, происходит от корня «зон» – со значением кормить, кормиться и первоначально означало женщину, самостоятельно добывавшую себе пропитание. Настоящие проститутки, разумеется, тоже были, хотя определение для них - пруца появилось лишь в эпоху Талмуда. Но все это маргинально для патриархального еврейского общества. За немногими исключениями, женщина не рассматривалась, как индивидуум со своими интересами, а лишь как собственность семьи отца или мужа.
Что составляло центральную тему этих старейших мистических учений в рамках иудаизма? На этот вопрос возможен только один ответ; древнейшая еврейская мистика - это мистика Престола. Сущность ее заключается не во всепоглощающем созерцании истинной природы Бога, но в лицезрении Его явления на Престоле, как оно описано Иехезкелем, и в познании тайн мира Божественного Престола.
 
Ты помнишь, Алеша, дороги советские,  
Растертые  в пух и разбитые в прах… 
Ребячьи забавы. Раздумья недетские. 
И липкий, как мед, надсознательный страх. 
Объяснений, почему именно евреи "не такие как все" - пруд пруди - от мистических до биологических, причем не менее половины из них - полностью взаимоисключающие, но внимательный наблюдатель легко подметит, что все они - не более чем т.н. "рационализации", т. е. объяснения, на скорую руку сколоченные из господствующих в данный момент в обществе теорий, для оправдания реакций, истинные мотивы которых скрыты глубоко в подсознании.
Выход каждого нового номера «Вестника» - это всегда событие яркое, запоминающееся. В области иудаики не существует аналогичного издания на русском языке. Состав авторов публикаций нового тома «Вестника» - Вестник Еврейского университета История. Культура. Цивилизация -- подтверждает, что вокруг уникального издания  объединились крупнейшие ученые в области иудаики из многих стран.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное