Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вышел в свет новый, 26-й номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории"


         Высокие сетевые друзья, уважаемые коллеги!

         Новый номер "Заметок" выходит в свет, когда на территории Ирака ведутся военные действия. История еще даст оценку действиям США и их союзников. Из статьи профессоров Иерусалимского университета Мирона Амусьи и Марка Перельмана, опубликованной в этом номере:

        Победить чисто военно в столкновении с Ираком для США мало. Надо победить и в борьбе за послевоенное устройство этой страны, победить в построении мирной и достойной жизни граждан Ирака. Победить в начале переустройства мирового порядка на новом этапе истории – этапе его пост-тоталитпрного развития. Без этого начавшийся Крестовый поход ХХI века сведётся к его аморальным предшественникам Х1 – ХШ веков со всеми сопутствующими печальными последствиями.
     Результаты этой войны чрезвычайно важны для будущего всей современной цивилизации: "со щитом или на щите" - так стоит вопрос.

        В разделе "Из истории Холокоста" моя переработанная заметка "Тайны виллы Хаммерштайна". Цитата:

        Находка в архиве Коминтерна показывает и то, как эффективно работала сталинская внешняя разведка: уже через неделю после прихода Гитлера к власти советское руководство было информировано о его военных планах. Наконец-то он рассказал правду, которую прежде тщательно скрывал в своих миролюбивых официальных заявлениях. Это были не туманные рассуждения мало кому известного агитатора, изложенные в 1925 году в книге "Моя борьба". Это была программная речь немецкого рейхсканцлера перед военной элитой Германии!

        Весьма обоснована и информативна статья Юрия Когородского "К вопросу об уничтожении евреев в рейхскоммисариате "Украина"". По словам автора,

         предлагаемая читателям статья является первой попыткой рассмотрения Катастрофы на территории Украины в сравнительно-региональном аспекте.

        Небольшая заметка Рут Грубер о судьбе евреев в Болгарии и на контролируемых ею территориях опровергает часто встречающиеся утверждения об "особом" отношении болгар к евреям во время Холокоста. Если бы не усилия одного человека -- Димитара Пешева -- судьба евреев в Болгарии была бы такой же печальной, как и в других странах Европы. Нет стран и народов, "генетически" склонных к преступлениям, как нет и "генетически праведных" наций и народов.

    «Ни один человек ни в одной другой стране мира, где действовало пронацистское правительство, не использовал свое политическое влияние на то, чтобы посеять моральные сомнения у сторонников Окончательного решения», -- сказал на лекции в Будапеште итальянский писатель Габриэль Ниссим, автор книги о Пешеве.

        Новые факты приводит в своей заметке Григорий Крошин. Роль эзотерических исследований в немецком нацизме исследует Давид Гарбар:

         И если Вам когда-нибудь, где-нибудь придется услышать о "Высших неизвестных", "Властителях", "Высших Силах", "Приносящих жертвы"..., - то кем бы ни был говорящий, о чем бы он ни говорил, что бы ни обещал и к чему бы ни призывал, - не верьте ему.
     И кто бы ни был в следующий раз назначен "евреем" или "цыганом", - будут ли это негры или китайцы, европейцы или арабы, - кровь будет красной. И она неминуемо будет. Если мы в очередной раз ничего не захотим знать. И ничего не захотим сделать.

        Несколько заметок в "Смыслах Торы" возвращают читателя к недавно закончившемуся празднику "Пурим". Это статьи нашего нового автора Владимира Кигеля и уже известного читателям Болеслава Капулкина.

        Ицхак Арен продолжает размышлять о "Мыслях Торы". В этот раз обсуждается идеал святости:

        Святости достигают не бегством от земной жизни, не монашеским пренебрежением всеми человеческими связями: семьей и профессией, но только духовностью, с которой исполняют все обязательства, накладываемые жизнью, во всех их простых каждодневных мелочах. Только таким образом, посредством честной торговли, милосердия и смиренным следованием путями Божьими возвышается и освящается будничная жизнь..."

        В "Иудейских древностях" новая работа Давида Гарбара из серии "Пророки" и еще ряд любопытных материалов. Большой интерес в последнее время вызывают так называемые "Коды Торы". В этом номере мы публикуем две статьи на эту тему.

        Целая подборка материалов в разделе "Израильские хроники" озаглавлена "Русская улица". Они с разных сторон освещают проблемы русскоязычного населения Израиля. Хотел бы обратить внимание на интервью с Ларисой Герштейн:

         "она родилась в киргизском ауле, училась в Ленинграде, жила в Европе, а сейчас работает вице-мэром Иерусалима".

        Две статьи напоминют о недавно ушедших от нас людях. В марте скончалась Ханна Земер.

        Хана Земер была главным редактором утренней газеты "Давар" (Речь), принадлежавшей Всеобщей Конфедерации Профсоюзов Израиля (Гистадрут Клалит) начиная с 1970 года. Б феврале 1996 года, через несколько лет после ее ухода с поста, этот печатный орган приказал долго жить. Между тем Земер превратила эту профсоюзную газету в настоящее независимое издание. Она привела туда ряд лучших израильских журналистов и смогла воспитать репортеров, которые сейчас успешно трудятся в наших СМИ. Земер также основала сатирическое приложение "Давар ахер".

        Совсем молодым погиб при взрыве танка Алексей Белицкий, 21 года, житель Беэр-Шевы, сержант. С согласия семьи погибшего мы публикуем их письма друзьям в Германии и официальные данные о гибели Алексея. Его подвиг -- лучшее доказательство неотделимости "русской улицы" от магистрального пути Израиля. Светлая память погибшим...

        Несколько устойчивых подрубрик образовались в разделе "Былое и думы". В подрубрике "Жизнь в науке, наука в жизни" публикуются воспоминания Бориса Болотовского о замечательном физике Давиде Киржнице. Читатель узнает много интересного и о Давиде Абрамовиче и о других известных людях: академиках Тамме, Сахарове, писателе Солженицыне. Борис Болотовский сообщает много любопытных подробностей жизни ученых в СССР. Эта публикация дополняет воспоминания самого Киржница, которые были опубликованы в прошлом номере. Небольшой штрих биографии:

         Отец Давида, журналист Абрам Киржниц, принял активное участие в создании Еврейской автономной области (Биробиджан) на Дальнем Востоке. В частности, он был одним из основателей газеты "Биробиджанер Штерн" (Биробиджанская звезда), которая выходила на языке идиш. Где-то в начале восьмидесятых годов Давид принял участие в конференции по физике твердого тела, которая проходила на теплоходе, плывущем по Амуру. На обратном пути Давид сошел с теплохода и провел дней десять в Биробиджане. Вернувшись, он с увлечением рассказывал о людях, с которыми познакомился там, о своем визите в редакцию газеты, где работал когда-то его отец. Он радовался тому, что его отца помнили. Он рассказывал, что в редакции газеты "Биробиджанер Штерн" его поразили пишущие машинки: во время работы каретки этих пишущих машинок перемещались не налево, а направо. Объяснялось это тем, что на языке идиш пишут справа налево.

        Любопытные факты о своих семьях приводят в подрубрике "Наши корни" Евгений Хенкин и Борис Локшин.

        Весьма насыщена содержательными материалами подрубрика "Мы жили в интересное время", продолжающая многие темы предыдущего номера. Бенедикт Сарнов рассказывает об Илье Григорьевиче Эренбурге.

        Рута Шац-Марьяш, дочь знаменитого деятеля еврейского рабочего движения и культуры, рассказывает о драматическом эпизоде в истории ее семьи -- аресте родителей.

         О разных периодах жизни в СССР рассказывают Дмитрий Хмельницкий и Михаил Трейстер. Очерк Дмитрия Хмельницкого посвязен становлению паспортной системы, ставшей одним из основных инструментов КГБ и родственных ей служб.

        Михаил Трейстер повествует о типичном "деле", которое вело КГБ против советских граждан. Можно только удивляться, на каких мелочах строились подобные дела, стоящие здоровья, свободы, а то и жизни обвиняемых.

        Обращаю внимание читателя на новую документальную работу Федора Лясса о Лидии Тимашук. В последнее время к этой теме обращаются многие. Федор Лясс -- профессор и доктор медицины -- на основании документальных источников приходит к новым выводам о роли Тимашук в деле врачей. Очень интересен его анализ электрокардиограмм Жданова и обоснованности обвинений Тимашук "врачей-вредителе". Автор приходит к такому выводу:

        Итак, мое мнение в столь дискуссионном вопросе о значении Л. Тимашук в деле "Врачей - отравителей": роль Л. Тимашук в деяниях карательных органов не случайна и предопределена всей нашей жизнью и бытом конца 40-х и начала 50-х годов. Мы все, от мала до велика, были жертвами и инструментами Сталинской системы. Тимашук, как и все мы, была действующим лицом в исторической драме, представителем тех, через которых и над которыми эта история вершилась. Только в то время одни активно участвовали, другие активно сопутствовали, третьи, не сопротивляясь, плыли по течению, а единицы нашли в себе мужество к глухому и даже активному сопротивлению.
     Л. Тимашук - из разряда активно сопутствующих.

        Разные аспекты жизни "Евреев в Германии" поднимают Григорий Крошин и Фридрих Ратнер.

        Среди прочих тем в разделе "Среди народов" -- тема "Евреи и цыгане" представлена статьями Валерия Новосельского и Баруха Подольского.

        В "Иудео-христиаском диалоге" работы очень уважаемых и интересных авторов -- не потерявшая актуальности давняя статья академика Сергея Аверинцева и большое интервью кардинала Люстиже. Рассуждая о причинах трагедий нашего времени, Сергей Аверинцев пишет:

        ...люди никогда еще не были так оторваны от корней, а потому власть ностальгии по почве не становилась такой иррациональной. В прошлом повсюду сохранялся некоторый естественный взаимоупор между закрытостью и открытостью этноса или культурно-конфессиональной группы, между консервативной силой инерции и прогрессом и т.д.
         ...В ХХ веке все это кончилось.. Когда немцы перестали в достаточной степени естественно чувствовать себя немцами, они решили, что они раса. Вот классический нацистский лозунг относительно балтийских немцев: вы потеряли Heimat (конкретную родину), но обрели Vaterland (абстрактное идеологическое отечество).

        Еще одна статья номера посвящена памяти недавно ушедшего автора: Михаэль Дорфман пишет о Говарде Фасте.

             Узнав о сталинских репрессиях и антисемитизме в СССР, Говард Фаст порывает с коммунистическим движением. В своей книге "Голый бог". (1957 г. По-русски вышла в эмигрантском издательстве им. Чехова в Нью-Йорке в 1959 г.). В книге Фаст рассказал, как вскоре после смерти Сталина первая группа советских писателей отправилась в поездку по США. В их числе был Борис Полевой - автор "Повести о настоящем человеке", будущий редактор журнала "Юность". В Америке Говард Фаст спросил Полевого: "Куда девался Лев Квитко, с которым я подружился в Москве и потом переписывался? Почему он перестал отвечать на письма? Здесь распространяются зловещие слухи. "Не верь слухам, Говард, - сказал Полевой. - Лев Квитко - жив-здоров. Я живу на одной площадке с ним в писательском доме, и видел его на прошлой неделе".

        В разделе "Философия и культура" читатель увидит знакомые имена. Василий Пригодич пишет о прозе Михаила Веллера, Наталия Гельман и Марьян Беленький представляют творчество израильского сатирика Эфроима Киршона, Грета Ионкис делится своими впечатлениями от стихов Давида Гарбара -- постоянного автора нашего журнала. Советую не пропустить интервью, которое дал Генрих Нейгаузом мл. своему коллеге и другу Михаилу Лидскому.

       Разные жанры представлены "Опытами в стихах и прозе". Хочу обратить внимание читателя на новую поэму Александра Бирштейна -- на мой взгляд, текст такого уровня сделают честь любому литературному изданию.

        Новые имена среди авторов "опытов в прозе": Михаил Рабинович и Евгений Вольфсон.

        В разделе "Грех антисемитизма" анализ романа В.Карпова "Генералиссимус" и не потерявшее своего значения и сегодня очерк Максима Горького "О евреях":

         Я думаю, что еврейская мудрость более общечеловечна и общезначима, чем всякая иная, и что не только вследствие древности, вследствие первородства ее, но и по силе гуманности, которая насыщает ее, по высокой оценке ею человека.
     "Истинный Шекинах есть человек!" - сказано у евреев; это очень дорого мне, я считаю это высшей мудростью, потому что убежден: до поры, пока мы не научимся любоваться человеком как самым красивым и чудесным явлением на планете нашей, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.

        В рубрике "Быть евреем" заметка Бориса Шлякмана "Зачем нужны евреи?" и продолжение воспоминаний Бенедикта Сарнова . Он не боится поднимать острые вопросы и откровенно делится своим пониманием. Короткий отрывок из воспоминаний:

         И тогда я спросил:
     – Ну, а если человек, рожденный еврейской матерью, равно далек и от иудаизма и от христианства?
     – То есть, если он атеист? – уточнил сохнутовец.
     – Да, – подтвердил я.
     – Тогда он безусловно является евреем, – последовал ответ.
     – Но почему?! – искренне удивился я. – Ведь он тоже отошел от иудаизма! Не все ли равно, ушел человек от веры своих отцов в другую веру или – в безверие?
     – О, это совсем не все равно! – терпеливо объяснил мне, немолодому уже человеку, этот израильский юнец. – Еврей, принявший христианство, уже сделал свой выбор. А атеист еще сам не все про себя знает.
     Ответ этот, как говорится, закрыл тему.
     С тех пор минуло четверть века, и сегодня я уже не просто немолодой, а – чего там говорить! – старый человек. Но и сегодня, сейчас, я, как и тогда, еще не все про себя знаю.

        Новый обзор Цили Цугундер посвящен еврейской живописи. Обзор выполнен, как всегда, изящно и с большим вкусом.

        Становится все больше "Дискуссионный клуб" журнала. Здесь своим мнением об актуальных проблемах делятся Макс Тарковский, Александр Рашковский, обсуждают статьи предыдущих номеров Элла Грайфер и Илья Чусов, о еврейской избранности и любви к ближнему рассуждает рэб Йоэль (Лапландец).

         Я не рассказал еще о многих темах и точках зрения, представленных в новом номере. Надеюсь, внимательный читатель откроет для себя много любопытного и полезного.

        Я сердечно благодарю уважаемых авторов и читателей журнала за доверие. Большое спасибо Ирине Бузько за помощь в подготовке номера. Желаю всем добра, душевного покоя и благополучия.



ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович





Номер 26                25 марта 2003 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
Смыслы Торы
Иудейские древности
Коды Торы
Израильские хроники
"Русская улица"
Былое и думы
Мы жили в интересное время...
Жизнь в науке, наука в жизни
Наши корни
Евреи в Германии
Среди народов
Иудео-христианский диалог
Философия и культура
Читальный зал
Музыка и мы
Опыты в стихах и прозе
Грех антисемитизма
Быть евреем
Иудаика в интернете
Свое мнение - дискуссионный клуб
Возвращаясь к напечатанному
Диалоги и монологи (по материалам наших дискуссий)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное