Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья!

    Вышел в свет очередной, 21-й номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории". Ниже приведено оглавление номера, но перед этим позвольте сделать несколько редакторских замечаний.

    Двадцать первый номер нашего журнала предлагает Вашему вниманию так много любопытных материалов, что рассказать обо всех в одном предисловии мне не удастся. Остановлюсь на некоторых. В "Истории Холокоста" две статьи посвящены одной замечательной женщине и крупному ученому -- Ханне Арендт, именем которой назван институт изучения тоталитакизма в Дрездене. О ее жизни и богатом научном наследии можно рассказывать много. Надеюсь, что мы к этому еще вернемся. А пока предлагаю познакомиться с содержательными работами Аси Энтовой и Михаила Румера-Зараева.

    Уже много лет в Германии ведутся разговоры о Памятнике погибшим евреям Европы, для которого выделено место недалеко от Бранденбургских ворот в центре Берлина. Об этом -- моя давняя заметка "История Памятника как памятник истории". Мне кажется, некоторые ее положения интересны и сейчас, когда в Германии вновь тема Холокоста и немецкой вины обсуждается очень активно. Позволю себе привести здесь один отрывок из статьи:

    В польском городе Радом жила одна женщина с двумя сыновьями. Ее муж уехал в 1939 году в Палестину, чтобы подготовить переезд туда всей семьи. Война разорвала семью на части. Муж стал палестинским гражданином и пытался спасти свою семью с помощью обмена на семью немецких поселенцев в Палестине. В октябре 1942 года, когда женщина уже знала, какая судьба уготовлена ей и ее детям, ее вызвал сотрудник гестапо и сказал, что обмен состоится. В течение одного часа она должна предстать перед ним со своими двумя сыновьями. "Да, - сказала женщина, - но мой старший сын работает вне гетто. Как я могу его вызвать?". "Это меня не интересует, - сказал гестаповец. - Через час вы все должны быть здесь". Женщина была в отчаянии. Должна ли она и ее младший сын разделить судьбу старшего? Или она должна попытаться спасти себя и хотя бы одного ребенка? В этот момент пришел ее сосед и сказал: "Посмотри, ты не можешь помочь своему старшему сыну. Бери моего, которому столько же лет, как и твоему." В слезах, почти теряя сознание предстала она с двумя детьми перед гестаповцами. 11 ноября 1942 года она была уже в Хайфе. Оба парня стали известными израильтянами, обзавелись своими детьми и внуками. Женщина говорила о своей судьбе мало. Она была гордая женщина и не хотела жалости. До конца своей жизни она держала небольшой магазинчик напротив известной синагоги в Тель-Авиве. Про нее говорили, что она пережила Холокост. Так ли это на самом деле? Я не уверен.

    Кажутся невероятными факты, приведенные в статье Шломо Бримана "НЛО для Гитлера":

    "...часть авиапроектов люфтваффе носила столь невероятный характер, что до сих пор требуются усилия для отделения фантастики от реальности. Сухие факты новейших исследований говорят: в 1938-1941 годах немцами были разработаны, а в 1942-1945 годах усовершенствованы проекты и созданы опытные образцы реактивных дисколетов. Это были самые настоящие «летающие тарелки», имевшие вполне земное и нацистское происхождение".

    Судьбе человека, пережившего Холокост, посвящены статья Моники Чевеловой о Ладиславе Пойесе.

    Разнообразные "Смыслы Торы" находят авторы комментариев к ней. Обращу Ваше внимание на определенную параллель с темой "жестоковыйности", поднятой в прошлом номере эссе Бенедикта Сарнова. Вот фрагмент комментария Ицхака Арена из этого номера:

    "Жестоковыйный народ" - это не комплимент, а, скорее, - наоборот. Но в этом случае требует разъяснения, почему Моисей прибегает к этому выражению в своей речи защитника еврейского народа. "И Моисей поспешно склонился до земли и поклонился, И сказал: если я обрел милость в очах Твоих, Владыко, то да пойдет Владыка среди нас, ибо народ сей жестоковыен. Ты же простишь вину нашу и грех наш и сделаешь нас наследием Твоим!" (Шмот 34,8-9). Раввин С. Р. Гирш комментирует: " Именно потому, что народ этот, защитником которого был Моисей, жестоковыйный, .Бог захотел идти среди него, проявить на этом твердом народе все воспитательные силы Его Законов и Его Управления, и так долго прощать и снова прощать, пока чудо воспитания Израиля не завершится и этот жесточайший народ навсегда станет Его собственностью". Раввин М. И. Мальбим от имени своего отца считает, что жестоковыйность имеет и положительную сторону. Такой народ нелегко сбить с избранного пути. Если он однажды обратится в Веру, то он не сойдет с этой позиции и сохранит свою верность. С этой точки зрения можно найти позитивные аспекты и в жестоковыйности. Именно на это и обращает наше внимание Мидраш (Шмот Раба 42). Важно акцентировать, что жестоковыйность не остается неизменным качеством и мы ни в коей мере не обречены повторять грехи наших предков. Моисей требовал от евреев: " Обрежьте же тупость сердца вашего и выи вашей не ожесточайте более" (Дварим 10,16). Воспитание и самовоспитание - есть реальные пути и инструменты в великом деле избавления всего еврейского народа от собственных грехов, с тем, чтобы заслуженно нести в мир мысли и чувства, освященные печатью Бога.

    В разделе "Иудейские древности" несколько интересных работ: Михаил Носоновский рассуждает о традиционном еврейском двуязычии, Михаил Румер-Зараев рассказывает о великом каббалисте рабби Ицхаке, "превратившем каббалу из потаенного эзотерического учения в народное движение", Давид Гарбар продолжает серию "Библейские герои" очерком о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Завершается серьезное исследование Елены Носенко о еврейских праздниках. Мне близка мысль из статьи Михаила Румера-Зараева:

    Когда задумываешься над тем, почему иудаизм за тысячелетия своего существования не выродился, не утратил влияния на души и умы, оставшись учением, в рамках которого люди обретают полноту духовной жизни, то понимаешь, что причиной такой жизнестойкости является не только глубина этой великой религии, но и ее способность развиваться, откликаться на живые запросы человеческого духа. История иудаизма полна философских исканий, столкновения страстей, духовных откликов на национальные трагедии.

    Продолжается дискуссия о Законе о Возвращении в рубрике "Израильские хроники". Там же Александр Коган рассказывает трагическую историю "Альталены", до сих пор остающейся

    "... белым пятном в истории Израиля. О ней одинаково мало знают и репатрианты, и сабры. Учебники истории уделяли ей пару строк, превращая инцидент, едва не обернувшийся братоубийственной войной, в небольшое недоразумение масштабов уличной разборки. Недоразумение, якобы не имеющее ни предыстории ни развития. Открывшие огонь социалисты молчали по понятным политическим причинам. "Пострадавшая сторона" - национальный лагерь молчал по той же причине, по которой "Альталена" не открыла ответного огня по еврейской батарее, стрелявшей в нее."

    Разнообразны темы воспоминаний в разделе "Былое и думы". Продолжаются блокадные воспоминания Иосифа Кременецкого, Александр Левинтов рассуждает о природе террора, Геннадий Горелик рассказывает о двух великих и разных физиках -- Ландау и Тамме.

    О малоизвестных страницах истории рассказывает Владимир Островский. Израилю угрожала смертельная опасность, причем с той стороны, откуда ее меньше всего ждали -- с моря:

    "...Этот человек - капитан I ранга Николай Александрович Шашков должен был уничтожить Израиль, выпустив по территории прибрежного государства восемь крылатых ракет П-6 с ядерными боеголовками, после чего на этой древней библейской земле должно было вспыхнуть как минимум восемь Хиросим, или, если прибегнуть к библейским сравнениям, восемь Гоморр, уничтоженных Всевышним в дыму и пламени. Это событие должно было произойти перед праздником Песах в месяце нисан 1968 года".

    В разделе "Среди народов" завершается большое исследование ашкеназских евреев, предпринятое Максом Зильбертом. С этой темой перекликается работа Романа Кременя. Серьезный анализ демографической картины еврейской жизни в Америке предлагает Мортон Вайнфельд. Вот цитата из этой работы:

    Страхи, что евреи намеренно или по беспечности совершают коллективное самоубийство, неуместны. Еврейское выживание сопровождается равновесием между качественной и количественной демографической стратегией, что отражает развитие социокультурной программы. На данном этапе уклон в сторону внутреннего углубления и качественной стратегии поможет увеличить потенциальное содействие каждого еврея в достижении общих целей — особенно при подключении новых технологий. Итак, евреям следует всем на минутку остановиться и хорошенько подумать. Нам нужно не истолковывать конфликт и напряженность, которые вытекают из нашего вздорного плюрализма, как признаки слабости или гибели. Конечно, конфликты надо разрешать цивилизованно и при этом становиться задачей для еврейских преподавателей и общинных лидеров. Ведь эта напряжейность, эти конфликты могут стать источником силы и динамизма. Ведь именно при таком напряжении мы сумеем воссоздать новое равновесие и светлое будущее.

    Новые истории о евреях в Германии предлагают читателям наши постоянные авторы Максим Рейдерман и Александр Ногаллер.

    В разделе "Иудео-христианский диалог" тонкие проблемы взаимоотношения иудаизма и христианства исследуются раввином Штейнзальцем. О связи христианства с антисемитизмом рассуждает в своей большой работе Элла Грайфер. В этом номере -- первая часть.

    Наполнена разнообразными материалами рубрика "Философия и культура". Здесь и размышления Греты Ионкис о противоречивом творчестве Ильи Эренбурга, пронзительно откровенные воспоминания Генриха Нейгауза младшего, посвященные светлой памяти Марины Бондаренко, любопытный рассказ художника Гавриила Гликмана о встречах с Шостаковичем, очерк Владимира Островского об общественной позиции Евгения Евтушенко, и содержательная рецензия Наталии Гельман на новую книгу Эзры Ховкина "Малаховский паровоз":

    Сказано у наших мудрецов: "Тот, с кем случилось чудо, ничего не знает о нем". Горько, но верно. Откуда простому человеку знать, сколько раз Всевышний приходил к нему на помощь, сколько раз камень, брошенный нам в спину, возвращался в лоб тому, кто его запустил... И скрытые праведники наверняка встречались нам, и пророк Илияу сидел совсем рядом. Если б знать, а что тогда?.. Но есть на свете люди, которые видят мир другим и по-другому. Это цадики. Свет их души проникает в суть вещей, пренебрегая мелочами. Иногда они пользуются этой способностью, чтобы раскрыть преступление. А чаще - чтобы предотвратить его. В детективных историях, которые распутывали еврейские праведники, почти всегда отсутствует убитый. Это несколько уменьшает остроту сюжета. Зато приятно, когда все живы-целы-невредимы... Куда летит еврейский паровоз? Еврейский паровоз летит на помощь Стране! Читайте! Читайте внимательно!

    В "Опытах в стихах и прозе" многие авторы уже известны нашему читателю: Абрам Соббакевич, Александр Левинтов, Виктор Снитковский. С новым переводом из Гейне знакомит нас Виктор Шапиро. Знающие немецкий, могут сравнить перевод с оригиналом. Я рад представить произведения новых авторов: стихи Бориса Шапиро и рассказ Ирины Бузько. Надеюсь, эта встреча с их творчеством на страницах нашего журнала не последняя.

    Самым большим по количеству статей в этом номере оказался раздел "Грех антисемитизма". Статья Арье Бараца посвящена проблеме, которой много внимания было уделено в спорах в нашей гостевой -- еврейство и расизм.

    Рубрика "К пятидесятилетию расстрела ЕАК", которую мы вели с первых номеров журнала, закончилась. Но проблема государственного антисемитизма в СССР и трагедия Еврейского антифашистского комитета остается в поле нашего внимания. В этом номере мы печатаем содержательную статью Геннадия Костырченко "Репрессированная культура".

    Несколько раз мы обращались к проблеме антисемитизма в интернете. К сожалению, в русскоязычном интернете (и не только в нем) существует огромное число откровенно фашистских, юдофобских сайтов. Об этом говорилось не раз, и повторяться не хочется. Мы хотели бы разобраться в другой проблеме -- как сочетается с антисемитизмом высокий интеллектуальный уровень некоторых изданий. Это, на первый взгляд, парадоксальное явление мы рассматриваем на примере независимого бостонского альманаха "Лебедь". Публикуемые статьи читателей "Лебедя" рисуют достаточно ясную картину: интеллектуальная российская элита терпимо, если не сказать больше, относится к этому отвратительному явлению. Приведу несколько выдержек из своей заметки "Антисемитизм на журналисткой кухне, или джентлемены предпочитают это погорячее..":

    Неправильно было бы считать, что все, что публикуется в альманахе, является антисемитским бредом. Напротив, многие тексты написаны талантливо и интересно. Собственно антисемитские статьи и высказывания в гостевой составляют небольшой процент публикуемого. Но они нужны на редакторской кухне, как острая приправа, как "горчица к жаркому", чтобы удовлетворять соответствующие вкусы читателей, чтобы поддерживать "градус дискуссий" и увеличить посещаемость сайта...

    Читатели альманаха "Лебедь", чьи статьи публикуются в этом номере, считают, что антисемитизм этого издания связан, в первую очередь, с антисемитизмом его редактора. Я в своей заметке высказываюсь иначе:

    А Лебедев -- ну, что, Лебедев? Он повар на своей журналистской кухне и готовит то, что нравится публике. Что ж делать, если "джентльмены предпочитают это погорячее"? А про честь и выгоду русские купцы говорили давно, когда интернета еще не знали.

    Правда, не исключено, что повар и сам постепенно входит во вкус "остренького".

    В довольно обширном исследовании "Рунет как зеркало новорусской деградации" Аркадий Оксанов пишет:

    "Российский интернет является отражением уровня мышления наиболее обеспеченной части российского общества - новорусских. И именно рунет показывает, что эта часть общества является носителем самых примитивных взглядов и выполняет охранительную роль в нынешней политической системе. Говорить об антисемитизме или о ненависти к нерусским народам просто не хочется. Это настолько унизительно для русского народа, настолько оскорбляет его, что давно пора объявить всю публику, "работающую" на этой ниве, не просто предателями русского народа, но и самыми злостными его врагами, по сравнению с которыми "русофобы" всех времен и народов - любвеобильные русофилы. "

    И заканчивает свою статью Аркадий Оксанов так:

    "Безусловно, что история России не смирится с таким предательством национальных интересов. Безусловно, что пресловутый новорусский класс России ждут очень большие неприятности. Они приближают их сами".

    Интернет молод, и культура сетевых изданий только формируется. Появляются новые альманахи, журналы и сборники, открываются форумы и гостевые книги. Хочется верить, что появятся и достойная альтернатива "Лебедю": тоже издание для интеллектуальной элиты, но свободное от антисемитских приправ. Появится, если будет востребована, если самой элите антисемитизм станет неприятен и неинтересен. Иначе -- горе обществу, имеющему такую элиту !

    В дискуссионном клубе "Свое мнение" обсуждаются книги, вызывающие повышенный интерес читателей. "Индустрию Холокоста" Нормана Финкельштейна и "Еврейских солдат Гитлера" Брайана Ригга обсуждают Дмитрий Хмельницкий, Элла Грайфер и Шимон Бриман.

    Я благодарю уважаемых авторов и читателей за доверие к журналу и желаю всем мира и добра.

    Свои статьи, замечания и предложения присылайте по адресу redaktor@berkovich-zametki.com.

    Ваш Евгений Беркович

    Вот оглавление нового номера:

   



Номер 21                27 октября 2002 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
Смыслы Торы
Иудейские древности
Израильские хроники
Былое и думы
Евреи в Германии
Среди народов
Иудео-христианский диалог
Философия и культура
Опыты в стихах и прозе
Грех антисемитизма
Антисемитизм "высоколобых", или джентлемены предпочитают это погорячее...
Быть евреем
Иудаика в интернете
Свое мнение - дискуссионный клуб
Два мнения об одной проблеме: "Индустрия Холокоста"
Возвращаясь к напечатанному
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное