Тема выпуска - Жан-Поль Готье (Jahn-Poul Gautier) - гениальный французский кутюрье
19 июня 2009 года
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ !
Неповторимый выдумщик и фантазер Жан Поль Готье (Jean Paul Gaultier)
постоянно придумывает для женщин что-то новое. Более четверти века он
удивляет мир, соединяя не сочетающееся, и, несмотря на свою
революционность, его вещи по-прежнему пользуются спросом.
Правда, в основном у людей с яркой индивидуальностью.
Легенда мировой моды, человек, который умеет внушать любовь с помощью
ткани, ножниц и пары пуговиц. Непредсказуемый и взрывоопасный,
гениальный и эпатажный, он распространяет темперамент своей творческой
энергии на все изделия, создаваемы в его доме. «Ужасное дитя»
французской моды, стал достойным наследником Кристиана Диора и Ив Сен
Лорана.
Будущий хулиган от моды родился в приличной французской семье, под
Парижем, 24 апреля 1952 года. Он был странным ребенком - не
проказничал, дружил с девочками, драк со сверстниками не затевал...
Позже он скажет: «Физически меня больше привлекают мужчины. Но с
женщинами мне проще общаться, их я лучше понимаю... Но одевать мне
приятно и тех и других».
Учителя не озолотились на мемуарах про маленького Жан-Поля — Готье
редко появлялся в школе. Альбом и цветные карандаши были лучшими
друзьями будущей звезды. А большая часть его свободного времени
посвящалась кройке нарядов и придумыванию макияжа для своего плюшевого
медвежонка Нана.
С детства Жан Поль Готье привык к женским штучкам и побрякушкам.
Будущий кутюрье внимательно следил за волшебством своей бабушки. Она —
медицинская сестра, знающая толк и в косметике, и в гипнозе, под тихий
говор телевизора делала соседкам уколы, красила волосы или гадала на
картах. Так, в обществе подруг матери, тетки и бабушки, юный Жан Поль
узнал женские секреты и тайны. Родители Жана поддержали желание сына
непременно заниматься модой.
24 апреля 1970 года, в 18 лет, он стал ассистентом дизайнера в Доме
моды Пьера Кардена. «Когда я пересек порог этого модного дома с мамой,
я страшно волновался. Карден предложил мне 500 франков в месяц.
Конечно, я согласился. Я многому научился. Мне поручили дизайн домашней
утвари, я делал тарелки. Карден научил меня черпать вдохновение из
всего, что нас окружает».
У Кардена Готье занимался дизайном мелкой домашней утвари. Да, он еще
не дизайнер, мир моды не взывает к его имени, но Готье ... учится. Он
впитывает атмосферу, запоминает ощущения и постепенно расслабляет
сознание. За шесть лет до своей первой коллекции Жан-Поль окончательно
определяется со своей сексуальной ориентацией, и превращается из
провинциального зануды в одного из самых перспективных учеников. Он
многое сделал за эти шесть лет: ушел от Кардена, поработал на
нескольких менее именитых дизайнеров, снова вернулся к Кардену и уехал
на Филиппины - отшивать линию для продажи в Америке.
С этого момента до создания первой коллекции проходит 6 лет.
Готье не воспринимает серьезно индустрию моды, но это не мешает ему
мечтать о создании собственной линии. В 74-м году он знакомится с
Фрэнсисом Менуж, своим будущим партнером и любовником. С ним в 1976
году Готье создает первую коллекцию, которую называет своим именем.
Критики тогда осмеяли странные наряды из плетеных ковриков.
Прошло несколько лет, прежде чем он стал частью парижского
истеблишмента. В 1978 году «Кашияма», японская модная компания,
предложила ему работу. Финансовые вложения мгновенно улучшили дела
Готье, и он наконец создал собственный Дом моды. Настоящую известность
ему принесла коллекция 1979 года под названием «Джеймс Бонд», сделанная
в стилистике 60-х. С нее началась история славы Готье, продолжающаяся и
по сей день.
Девушки в платьях «Set de table», сшитых из столовых салфеток, в
мини-юбках и шляпках с мягкими полями, в брюках из дерматина поразили
публику оригинальностью на грани эпатажа и, одновременно, красотой. За
салфетками последовали мужчины в юбках и кофточках с открытой спиной,
меховые декольте и теннисные туфли на высокой подошве. Готье удалось
отразить все политические и нравственные противоречия своей эпохи.
Все были шокированы удивительной «нефранцузскостью» этой одежды. Готье
совершил настоящую революцию в сознании людей. Эстетика движения хиппи,
тротуары Кинг-Роуд, концерты Sex Pistols, консьержки с зелеными
волосами — вот источник вдохновения Готъе. Готье одевал мужчин в
платья, а женщин только в нижнее белье и корсеты. Публика пребывала в
шоке и восторге одновременно.
Талант обычно многогранен. Одаренный художник Готье работает не только
на подиуме. Он придумывал шокирующие костюмы для мировых турне Мадонны,
оформляет театральные постановки и выступает в роли художника по
костюмам в кино и принимает участие в записи музыкального альбома «How
to do that?» на ВВС.
А после того как Готье стал соведущим культовой английской передачи
«Евротрэш», полной непристойностей и юмора, он вообще превратился во
всеобщего любимца. Рок-звезды просили у него автограф, папарацци
преследовали, поклонники дарили цветы и самодельные открытки.
Творя одежду будущего, которая несет на себе отпечаток дробного
сосуществования множества направлений современности, он часто
оглядывается в прошлое. Замыкая круги времени, он смешивает
исторические периоды и образы людей, шутя меняет статус различных
предметов гардероба, ломает барьеры зрительного образа между добром и
злом. В его моделях, даже самый придирчивый зритель никогда не встретит
ни одного повтора. Более того, каждый персонаж, созданный маэстро
состоит из «винегрета» стилей, отражающих особенности его внутреннего
мира.
Его фирменным символом стала легендарная «бретонская футболка», или
проще говоря, матросская тельняшка в черно-белую полоску, которую Жан
Поль Готье многие годы использует в качестве своей униформы.
В 1984 году в мужскую коллекцию «Et Dieu crea l'homme» (И Бог создал
мужчину) весна-лето 1985 дизайнер включил юбки. «Мужественность не
заключается в предметах одежды. Мужественность каждого представителя
сильного пола - в его голове», - ошеломил он потрясенную публику.
90-е стали для модельера во многом переломными. Во-первых, умер от
СПИДа его постоянный партнер Фрэнсис Менуж. Эта большая личная трагедия
чуть было не сломала Готье, но выжить помогла работа.
Во-вторых, девяностые - это время Мадонны. Над ее обликом Готье
трудился с особым упоением, и результат получился просто феноменальным.
Скажите, кто не знает знаменитого бюстье с остроконечными чашками? В
1991 году мир увидел коллекция мужской и женской одежды «Адам и Ева -
современные авантюристы». Да, одновременно и мужской, и женской. Такая
вот ода андрогинности.
А после того, как Готье стал ведущим культовой английской передачи
«Евротрэш», полной непристойностей и юмора, он стал популярнее
рок-звезд.
После этого Ж.-П. Готье увлекся этнической темой, создав серию
блестящих коллекций, которые уже непосредственно влияли на массовую
моду. На создание коллекции осень/ зима 1993—1994 гг. «Рабби-шик» его
вдохновили хасидские раввины, которых он увидел на улице в Нью-Йорке.
Длиннополые темные одежды, жилеты, рубашки навыпуск, головные уборы в
виде маленьких шапочек «кипа» многократно копировались. Коллекция,
которая оказала самое большое влияние на молодежную моду 1990-х, —
«Тату» (весна/лето 1994 г.), в которой Готье перемешал элементы костюма
Африки и Юго-Восточной Азии. Майки были украшены имитацией татуировок в
виде рисунков на денежных купюрах и мотивов граффити — они успешно
продавались вплоть до конца 90-х гг. Украшения из серебра в этническом
стиле, нарисованные «татуировки» и пирсинг сохранялись в массовой
молодежной моде тоже до конца века. Этническая тема была продолжена в
коллекции осень/зима 1994— 1995 гг. «Монголы». В коллекции весна/лето
1995 г. «Конец века» Готье обратился к моде XX в.
В 1996 году Готье совершает очередной прорыв в модной индустрии - он демонстрирует первое в мире шоу высокой моды.
С 1997 г. Ж.-П. Готье создает коллекции «от кутюр». До этого он
утверждал, что его не интересует высокая мода, «пропахшая нафталином».
Но в 1990-е гг. высокая мода, несмотря на экономические трудности,
переживала второе рождение, превратившись в настоящую «лабораторию
идей». Ж.-П. Готье на собственные средства создал коллекцию высокой
моды «Готье-Париж», которую показал в январе 1997 г. Помимо женской
коллекции он представил и мужскую коллекцию «Homme couture» — пародию
на традиции высокой моды. Ж.-П. Готье приняли в Синдикат высокой моды
вместе с Т. Мюглером. В 1999 г. 35 % акций «Готье» приобрела фирма
«Гермес», что позволило создать финансовую основу для дальнейшего
расширения дела.
К этому времени Ж.-П. Готье превратился почти в классика французской
моды. Он говорил, что создает одежду, соответствующую времени, в
котором живут люди. Демократизм уроженца предместья, отвергающего
буржуазную роскошь, проявился и в коллекциях «от кутюр» — вечерние
платья Готье были сделаны из переделанных джинсов или связаны на
спицах. Он по-прежнему оказывает влияние на многих, но к оригинальности
его идей добавились опыт и мастерство, великолепный крой, виртуозное и
неожиданное обращение с материалами. Длинные юбки из лисьего меха (в
коллекциях «от кутюр» Готье использует меха «Saga Furs»), бархатные
пальто с инкрустацией кружевом, свадебные туалеты, связанные
«ирландской вязкой», платья-корсеты, тельняшки из страусовых перьев,
несомненно, займут достойное место в истории высокой моды. Ж.-П. Готье
тем временем заявляет, что не участвует больше в создании одежды,
однако предлагает новые способы ее ношения.
На сегодня это все - до
следующего выпуска рассылки.