ПОЗДРАВЛЯЮ С ПОБЕДОЙ НАШЕЙ СБОРНОЙ
ПО ХОККЕЮ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА!
Тим Бойл и его мать Герт вот уже 35 лет спорят о том, как лучше
управлять компанией Columbia Sportswear Inc. Они до того действуют друг
другу на нервы, что выбрали себе кабинеты в противоположных концах
главного офиса компании, лишь бы пореже видеться во время рабочего дня.
Все же семье Бойлов удалось сделать то, что получается не у многих: они
создали семейную компанию, которая процветает, не взирая на ссоры и
обиды. Продажи лыжных курток, спортивной обуви и одежды для активного
отдыха достигли отметки $1 млрд. в год. Для сравнения: когда в 1970 г.
мать и сын взяли бразды правления компанией в свои руки, продажи
составляли всего $800 000. Бойлы стали одной из богатейших семей
Америки: им принадлежит 62% акций компании, стоимостью $1,07 млрд.
Впрочем, дела у компании пошли хорошо лишь в последнее время. До этого
Columbia Sportswear боролась за выживание почти полвека. И это была
очень непростая борьба за жизнь семейного бизнеса.
Как все начиналось?
История Columbia Sportswear началась в 1937 году, когда родители Герт —
Поль и Мари Ламфром — бежали из нацистской Германии и поселились в
Портленде. Герт тогда было тринадцать лет, и она даже не говорила
по-английски. В Германии Поль Ламфром владел одной из крупнейших фабрик
по производству одежды, но в Америку ему удалось взять менее десяти
долларов: вывозить с собой крупные суммы евреям-эмигрантам гитлеровцы
запрещали.
В Портленде кузен одолжил Полю денег на покупку дистрибьютора шляп,
Rosenfeld Hat Co. Сначала новый владелец сменил вывеску на Columbia Hat
Company — в честь протекающей неподалеку реки. А затем, придя в
отчаяние от низкого качества поставляемых головных уборов, развернул
собственное производство одежды, рыбацкого снаряжения и рубашек.
В 1948 году подросшая Герт вышла замуж за Нила Бойла, студента
университета Аризоны, который вскоре присоединился к семейному бизнесу,
а после смерти Поля Ламфрома возглавил его. Герт же все силы и время
тратила на детей — Тима, первенца, и двух дочек, Кэти и Салли. Зато
Герт нравилось шить. Однажды она придумала первую рыбацкую куртку
Columbia с множеством дополнительных карманов. Под управлением Нила
Бойла компания уверенно росла, и к 1970 году ее годовой оборот достиг
800 тысяч долларов. Все было хорошо… и одновременно плохо. Дело
перестало быть маленьким, а для развития нужны были деньги.
Нил занял 150 тысяч по программе займов для малого бизнеса под залог
собственного дома, дома Мари Ламфром и даже своей медицинской
страховки. А через три месяца у него случился сердечный приступ: в 47
лет его не стало.
На следующий день телефоны компании раскалились докрасна: поставщики и
дистрибьюторы были уверены, что Columbia тоже умрет, а банк был готов
отозвать кредитную линию. Вот тут-то Герт Бойл поняла: придется взять
дело в свои руки.
Тим и Гертруда
Собственно, к моменту смерти Нила годовой доход Columbia составлял 650
тысяч долларов. И все это хозяйство перешло в руки Гертруды Бойл.
Конечно, поначалу было очень тяжело. У Герт не было никакого опыта. А
дела сразу же посыпались на нее – нужно было принимать множество
решений. На первых порах Гертруда совершила множество ошибок, которые
ухудшили положение компании. Кроме того, всерьез заявили о себе и
профсоюзы, начавшие регулярно проводить забастовки.
Сначала из этих рук все валилось. Продажи падали. Одновременно начались
проблемы с персоналом: профсоюзы три раза проводили забастовки на
производстве. Наконец, в 1972-м менеджер банка жестко сказал: «Вам
придется продать компанию». Покупатель нашелся довольно быстро и на
первых же переговорах заявил: «Мне не нужны ни ваше здание, ни товар.
Только компания и марка. За это я готов отдать 1 400 долларов. Только
пожалуйста, без всяких долгов». Импульсивная Герт Бойл не раздумывала
ни секунды: «Вон!» За тысячу баксов я готова управлять этой чертовой
компанией сама!»
И постепенно Columbia начала меняться. Герт отказалась от частных
заказов, запустив производство стандартных моделей, переориентировалась
на крупных закупщиков. А Тим Бойл, еще не окончивший колледжа, принялся
объезжать все отраслевые выставки и конференции в поисках полезных
контактов. Помогла и мода: если в 60-х годах люди не носили ничего,
кроме костюмов и платьев, то в 70-е уже вполне прилично было появиться
на людях в спортивной или легкой одежде. Так через несколько лет
Columbia снова вышла на положительную прибыль.
80-е годы стали очень успешными для компании. Кошмар закончился. Можно
было больше не беспокоиться о том, как выжить, а думать о дальнейшем
развитии компании, связанном с ее ростом. Правда, стоит отметить, что
это стало возможным во многом благодаря нескольким удачным ходам самой
компании, предпринятым в это время. В частности, была представлена
куртка Bugaboo. Она стала революцией для Columbia. Самый популярный
продукт компании в 1980-е году. Во-первых, Bugaboo была доступна
большинству людей, так как стоила совсем не дорого. Во-вторых, в ней
появилась отстегиваемая подкладка, благодаря чему можно было совершенно
спокойно носить куртку, как при морозе, так и осенью. Наконец, у
Bugaboo была молния невиданного доселе качества.
В 1984 году произошло эпохальное событие для Columbia. Рекламное
агентство Borders, Perrin Norrander разработало креативную рекламную
кампанию для Columbia, которая используется и по сей день. Именно тогда
родилась знаменитая мамаша Бойл. Собственно, идея заключается в том,
что в серии роликов мы видим главу компании Columbia Тима Бойл за
работой. В этот момент случается то или иное событие, инициатором
которого является его мать. Например, в одном из популярных роликов Тим
рассказывает что-то на заседании совета директоров, когда появляется
Герт, всаживающая ему в шею дротик со снотворным. Просыпается Тим на
горе в куртке Columbia. Последнее что он видит – мать, улетающую на
вертолете. Именно таким образом мамаша Бойл тестирует новые разработки
Columbia.
Кампания стала чрезвычайно успешной во всем мире. А с некоторых пор эти
ролики можно увидеть и на российском телевидении. В 1984 году, когда
Columbia инициировала эту кампанию, ее доходы составляли 3 миллиона
долларов в год, а сегодня исчисляются 1,5 миллиардами. Конечно, нельзя
сказать, что это заслуга одной лишь рекламной кампании. Но она стала
важным фактором в достижении этого успеха.
Columbia произвела первичную эмиссию акций в 1998 г., и тогда одна
акция стоила $ 18. С тех пор стоимость акции выросла почти в два раза и
сейчас составляет $45,39, хотя индекс Dow Jones за это же время вырос
на только на 17%. В начале этого года в Columbia вышла небольшая
заминка – было пошито слишком много курток и чтобы распродать их
пришлось снизить цены. Чистая прибыль за первое полугодие упала на 10%,
но аналитики предсказывают рост прибыли в конце этого года, вызванный
увеличением продаж в Европе.
Сейчас Том занимается стратегией компании, открывает ее отделения по
всему миру, развивает обувное производство под маркой Columbia и выдает
лицензии на использование своего торгового знака производителям
солнечных очков, фонариков и других товаров.
А Герт стала послом Columbia во всем мире. Она принимает экскурсии в
офисе компании, встречается с поклонниками – недавно в свет вышла ее
автобиография под названием «Одна упрямая мама». Ее сын редко принимает
участие в таких программах. «Тим хорош на встречах в течение 20 минут.
Потом его нет», - говорит она.
Columbia Sportswear сегодня
В общем, в итоге мы стали свидетелями появления одной из самых заметных
рекламных кампаний в истории бизнеса. А Columbia тем временем начинает
задумываться об экспансии за рубеж. В начале 90-х компания из года в
год бьет рекорды продаж. При этом предприятие продолжает оставаться
семейным. В 1994 году Columbia становится одним из спонсоров зимних
Олимпийских игр. Это был важный момент для компании, так как он заметно
повлиял на узнаваемость бренда. Возможно, даже больше, чем последние
Олимпиады, спонсорами которых являлся китайский производитель ноутбуков
Lenovo. Просто Columbia в контексте Олимпиады смотрелась гораздо лучше.
Бренд становится известным на весь мир.
Сегодня компания занимается выпуском курток, свитеров, зимних ботинок,
футболок, штанов, шортов и многой другой продукции. Изделия под брендом
Columbia можно увидеть в самых известных спортивных магазинах всего
мира, наравне с Adidas и Nike. Кроме того, бренд развивает свою сеть
фирменных магазинов по всему миру. Многие из них присутствуют и в
России. Обычно они располагаются в популярных торгово-развлекательных
центрах. Все магазины выполнены в едином стиле, который подчеркивают
уникальную направленность бренда.
Columbia сумела не просто выжить, но и превратиться в известную на весь
мир компанию. Этот успех действительно впечатляет и заслуживает
всяческого уважения.
На сегодня это все - до следующего выпуска рассылки.