Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ Выпуск 86.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Х  Р О Н О Г Р А Ф Ъ
неизвестные страницы истории

XIX-ХХ столетие

Выпуск 86

Историческая рассылка в Интернет

Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...

Информационная поддержка сайта 
Хронографъ. Неизвестные страницы истории.

Туши "Ящик"

История боевых искусств. От Нового Света до Черного континента.

Палачи и жертвы. История Отечества. С древнейших времен до наших дней История военных потерь.

 

Не так давно журнал "Шпигель" обнародовал результаты необычного исследования. Подготовили два варианта сообщения на одну и ту же тему - правдивое и ложное, которые опубликовали в газете, передали по радио и телевидению. После чего провели опрос. Оказалось, что правду от лжи отличили 73% радиослушателей, 63% читателей и меньше 50% телезрителей. Вывод? Экран - лучшее средство манипуляции общественным сознанием!

Первым это понял американский режиссер Дэвид У. Гриффит, снявший в далеком 1915 году фильм "Рождение нации". Герои картины - члены Ку-клукс-клана, "настоящие патриоты своей страны", истребляющие афроамериканцев (которых, кстати, играли загримированные белые актеры). Гриффит постепенно подводит зрителя к мысли, что рабство отменили зря. Демонстрация фильма в кинотеатрах США вызвала волну беспорядков. Афроамериканцы вышли на улицы. Поднялись и расисты. В столкновениях гибли десятки людей. Потратив рекордную по тем временам сумму - $100 тысяч, Гриффит достиг своей цели, обострив проблему дискриминации по цвету кожи и продемонстрировав, на что способен синематограф.

"ИЗ ВСЕХ ВИДОВ ИСКУССТВА ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ КИНО". 
В. И. ЛЕНИН.

Не прошло и двух лет, как пропаганду в кино начали активно использовать большевики. В 1917 году появляется фильм "К народной власти". Снят он был аккурат к выборам в Учредительное собрание. Современные исследователи единогласно назвали бы эту картину образцом политической рекламы. Героя фильма, кандидата от социал-демократической партии Пряжева, обвинили в воровстве, вычеркнули из списков и даже хотели посадить, да нашелся тот, кто смог за Пряжева заступиться. Кандидата восстановили. "Эта партия - самая лучшая и честная, своих в беде не бросает, а лжецов и интриганов наказывает", - делают вывод создатели картины.

Новое правительство не жалело денег на агитационные ленты, которые заставляли бы простой неграмотный люд поверить в то, что его спасение придет вместе с властью "рабочих и крестьян".

В десятку шедевров мирового кинематографа до сих пор входит картина Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Режиссер отступил от привычных канонов создания кино. Хотя у Эйзенштейна нет ни героев, ни сюжета как такового, "Броненосец Потемкин" производил настолько сильное впечатление на зрителя, что фильм запретили демонстрировать во многих странах, опасаясь роста коммунистических настроений.

В 1934 году братья Васильевы сняли "Чапаева" по одноименной повести Дмитрия Фурманова. Посадили героя на лихого коня, на голову надели папаху, в руку сунули шашку - чем не народный кумир? Этот образ так прочно засел в головах многих поколений, что и сегодня при упоминании имени Василия Ивановича мы представляем себе бравого кавалериста, даже зная правду: Чапаев с 1918 года не мог ездить верхом, так как у него была травмирована правая рука, поэтому передвигался на автомобиле; да и ссорился комдив с советской властью...

КИНО - ХОРОШО, А МУЛЬТФИЛЬМЫ - ЕЩЕ ЛУЧШЕ

Внедрение "правильных" идей с помощью кино взяли на вооружение не только в СССР. В это же время в Германии национал-социалисты тратят на киноагитацию огромные деньги. В 1932 году появляется документальный фильм "Полет Гитлера над Германией", где еще не фюрер, но уже почти национальный герой Адольф Гитлер путешествует по стране и помогает людям обрести веру в светлое будущее "богоизбранной" нации. Двумя годами позже, Лени Рефеншталь снимает "Триумф воли" о съезде нацистской партии в Нюрнберге, вошедший в историю как документальный фильм о том, чего на самом деле не было. Съезд был созван только для того, чтобы снять картину, а миллион его участников стали невольными актерами массовки. В картине много помпезности - всюду видны флаги со свастикой, толпы людей, кричащих "Хайль!" Адольф был в восторге. "Триумф воли" демонстрируют по всей Германии. Национал-социалисты стают самой влиятельной партией.

Немного позже появляется необходимость объяснить, почему и против кого немцы должны воевать. Сделать это нацисты решают при помощи... мультипликации. Известно, что Гитлер очень любил диснеевские мультики, особенно Микки-Мауса. Он приказывает придумать нечто подобное. И 25 июня 1941 года в Берлине появляется большая студия "Дойче Зайхенфильм". Министерство пропаганды, возглавляемое Геббельсом, собирает под крышей этой компании больше сотни художников из Германии, Голландии и Чехии, которые начинают работу над антисемитскими мультиками, по качеству ничем не уступающими диснеевским.

В 1941 году немец Ганс Хельд выпускает мультик "Создающий проблемы". Лесным зверям мешает жить старый лис-еврей - устраивает пакости, строит козни, врет, клевещет. Зверята сбрасывают на лиса бомбу и весело маршируют под транспарантом: "Выгони всех создающих проблемы!" Похожим по сюжету был и мультфильм "Еврейский носорог". Африканское животное, в ермолке и хасидском кафтане, постоянно ворует общественные деньги, и в финале, понятное дело, возмущенные лесные жители его казнят.

Эти мультики сделаны были превосходно. 17-минутную картину "Бедный Гансик", например, где евреи-стервятники угнетали маленького кенара арийской национальности, сто художников рисовали два года, а министерство пропаганды потратило на нее два миллиона рейхсмарок. Немцы с удовольствием смотрели такие качественные мультики, незаметно для себя пропитываясь ненавистью...

Во время войны также были сняты сотни агитационных фильмов на разных языках, рассказывавших о прелестях жизни в новой германской империи и о силе вермахта. Их демонстрировали на оккупированных территориях. Позже, когда поражение было очевидным, фашисты попытались при помощи кино поднять боевой дух солдат Рейха. Они создавали целые киноспектакли. После битвы под Сталинградом, например, Гитлеp приказывает снять фильм о победном сражении у порта Нарвик. С линии фронта отзываются боевые корабли, сотни самолетов и тысячи солдат. Все должно было быть натурально. Однако немецкие солдаты взбунтовались - им не хотелось умирать ради кино. И съемки отменили.

Отступление продолжалось, бои велись уже на территории Германии. Фюрер придумывает новый ход - образ Наполеона-победителя вернет силы вермахту! И снова с фронта "одалживают" двести тысяч солдат, шесть тысяч лошадей, привозят вагоны соли в качестве "снега", строят целый бутафорский город под Берлином, который впоследствии должен быть разрушен пушками Бонапарта. Все это происходит в то время, когда столица пылает от бомбежек.

БЕТХОВЕН И АЗБУКА МОРЗЕ

Антигитлеровская коалиция тоже не сидела сложа руки. Уинстон Черчилль просит Уолта Диснея сделать агитационный мультик, где рассказывалась бы легенда о том, как святой Георгий убивает Дракона-нациста. Дисней отказался. Тем не менее, 19 июля 1941 года начинается пропагандистская кампания "V for Victory", в которой символами стали знак "виктории" и начало пятой симфонии Бетховена в азбуке Морзе: "три точки - тире". В том же году студия "Уорнерз" демонстрирует на экранах США мультфильм "Робинзон Крузо-младший", в конце которого поросенок Порки с надеждой смотрит на букву "V" под звуки тех же бетховенских "три точки - тире". Студию обвинили в том, что этим мультфильмом она пытается втянуть нейтральные Штаты в войну.

В это время в Великобритании по заказу правительства Лоренс Оливье снимает фильм "Генрих V". Лента рассказывала о великом и бесстрашном английском короле, который своим примером должен был воодушевить англичан на борьбу с немцами. Картину специально показывали солдатам накануне высадки союзников в Нормандии.

Материал взят из газеты: Сегодня (Украина) № 1261.

 

Рекомендую купить:

 

The Beatles. Подлинная история.

The Beatles. Подлинная история
Юлий Буркин, Константин Фадеев (2001)

...Однажды подросток Стюарт Сатклифф сказал своему приятелю Полу то, что много раз повторял своему лучшему другу Джону: "Увидишь, вашими именами назовут планеты!" Через четверть века Международный астрономический союз утвердил за четырьмя небольшими астероидами под номерами 4147, 4148, 4149 и 4150 названия "Леннон", "Маккартни", "Харрисон" и "Стар"... [подробнее]

Цена: 104 руб.

 

С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам (sezik2000@mail.ru).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное