Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ Выпуск 68.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Х  Р О Н О Г Р А Ф Ъ
неизвестные страницы истории

XIX-ХХ столетие

Выпуск 68

Историческая рассылка в Интернет

Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...

Информационная поддержка сайта Хронографъ. Неизвестные страницы истории.

ДЕНЬГИ НА БОМБУ

Самый высокий вклад в создание советской атомной бомбы внесли киношники.

За последние годы <бюджет> и <дефицит> стали у нас словами-побратимами. А ведь было время, когда страна умела справляться с бюджетными проблемами, не прибегая к масштабной продаже сырья. В конце сороковых годов огромную дыру в бюджете СССР проделали мероприятия по созданию атомного оружия. Советская разведка добыла информацию об американской бомбе и технологиях, ученые-атомщики сумели ее творчески переработать, но для получения действующего образца бомбы фактически требовалось создать с нуля новую отрасль промышленности, причем крайне ресурсо- и энергоемкую. И для этого требовались колоссальные деньги.

Ни привлечение огромного количества заключенных и военнопленных для строительства необходимых объектов, ни организаторский дар маршала Берии, обещавшего переломать руки-ноги всем, кто затягивает сроки выполнения работ, проблему решить не могли. К сроку, назначенному вождем, - в 1947 году, - произвести испытание атомной бомбы не удалось. Мало того, из-за грандиозных затрат к лету 1948 года по всей стране начала ощущаться нехватка наличных для выплаты заработной платы рабочим.

Кредитовать Сталина и его соратников Западу не было никакого смысла. Безусловно, СССР мог бы продать часть золотого запаса. Однако в какой-то мере это было бы демонстрацией экономического бессилия, и Сталин приказал <изыскать внутренние резервы>. Проведенный Министерством финансов поиск упущенных доходов показал, что за послевоенные годы резко упали прибыли, приносимые кинопрокатом. Собственно, ничего удивительного в этом не было. В стране производилось менее десятка фильмов в год, а смотреть двадцатый раз <Чапаева> могли только покупатели самых дешевых билетов - дети и подростки. Для расширения кинопроизводства опять же требовались средства...

Выход нашли довольно скоро. В запасниках киноминистерства хранились зарубежные фильмы. Немецкие, захваченные Красной Армией в числе прочих трофеев, и американские, которые союзники присылали для подъема боевого духа граждан СССР. Там же находились купленные в свое время для показа в советских кинотеатрах ленты, чей срок проката по договору давно истек. Всем этим богатством пользовалась лишь элита, имевшая на госдачах киноустановки. При этом разрешение на выдачу фильма конкретному, пусть доже очень ответственному лицу, мог дать лишь министр кинематографии или его первый зам. Даже известному киноману Василию Сталину приходилось прибегать к различным ухищрениям, а порой и к откровенному подлогу, чтобы заполучить какое-нибудь интересное кино.

Именно этот стратегический резерв и решили пустить на покрытие дефицита госбюджета. 27 августа 1948 года Секретариат ЦК ВКП (б), а четыре дня спустя Политбюро одобрили постановление <О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда>. К трофеям какой войны относились американские фильмы, в нем не говорилось. Однако была проведена строгая грань между лентами, украденными у разных стран. Например, мексиканские и итальянские фильмы вместе с трофейными австрийскими и немецкими разрешили показывать в кинотеатрах. А откровенно ворованные голливудские картины допустили лишь к <закрытому показу> - исключительно в сельских и прочих клубах и иных неприметных для вражеского глаза местах.

В постановлении говорилось:

<1. Разрешить Министерству кинематографии СССР выпустить следующие 50 заграничных кинофильмов из трофейного фонда:

а) на широкий экран: <Ом Крюгер>, <Каучук>, <Сердце королевы>, <Песня для тебя>, <Бессмертный вальс>, <Песнь одной ночи>, <Фанни Эльспер>, <Рембрандт>, <Маленькая ночная музыка>, <Индийская гробница> 1-я и 2-я серии, <Грезы>, <Мадам Бовари>, <Нора>. <Три Кодонас>, <Мария Илона>, <Нищий студент>, <Звери Южной Америки>, <Король Калифорнии>, <Всегда, когда я счастлива>, <Кого боги любят>, <Джузеппе Верди>, <Маддалена>, <Премьера Мадам Баттерфляй>, <Порт-Артур>;

б) на закрытый экран: <Собор Парижской Богоматери>, <Отверженные>, <Еврей Зюсс>, <Принц и нищий>, <Гроздья гнева>, <Эмиль Золя>, <Граф Монте-Кристо>, <Капитан Ярость>, <Президент Хуарец>, <Приключения Марко Поло>, <Суэц>, <Лондонский Тауэр>, <Под рев толпы>, <Тарантелла>, <Я слишком мечтаю>, <Молодой месяц>, <Первая любовь>, <Почтовый дилижанс>, <О мышах и людях>, <Ромео и Джульетта>, <Без ума от музыки>, <Давид Копперфильд>, <Тупик>, <Али-Баба и сорок разбойников>, <Да здравствует Вилла!>

2. Поручить Министерству кинематографии (т. Большакову) совместно с отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) произвести в фильмах необходимые редакционные исправления, снабдив каждый фильм вступительным текстом и тщательно отредактированными субтитровыми надписями.

3. Обязать Министерство кинематографии (т. Большакова) обеспечить в течение 1948-1949 гг. чистый доход государству от проката 50 заграничных кинофильмов на широком и закрытом экране в сумме не менее 750 миллионов рублей, в том числе 250 миллионов рублей по профсоюзной киносети>.

Задание партии было успешно выполнено. А вслед за ним удалось выполнить и главное задание вождя - испытать атомную бомбу. Так что ее , главными создателями без преувеличения можно назвать миллионы советских кинозрителей. Видимо, Ленин был прав, называя кино важнейшим из искусств. С его помощью можно извлекать деньги из карманов населения, доставляя ему при этом еще и некоторое удовольствие...

С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам (sezik2000@mail.ru).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное