Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Нижнего Новгорода

  Все выпуски  

История Нижнего Новгорода


 

Прогулка по старинной Осыпи

(Автор: Светлана Высоцкая, просмотров: 862)


В историческом центре Нижнего Новгорода осталось немного улиц, которым пока не вернули исконные названия. Улица Пискунова - одна из них. Носившая до большевистской революции мирное «ландшафтное» название Осыпная, она была переименована, как и многие улицы российских городов, в честь мало кому известного в наше время революционера Пискунова.
 
 
Эта довольно большая по протяженности улица пересекает центр Нижнего в самых значимых его местах и является одной из самых изломанных по своей траектории. Улица Пискунова начинается на возвышенности рядом с Лыковой дамбой, нависая над Почаинским съездом, поворачивает влево на пересечении с Большой Покровкой и далее каждый раз, пересекая улицы Алексеевскую, Варварскую, Ульянова (бывшую Тихоновскую), Большую Печерскую, Минина (бывшую Жуковскую), и в конце упирается в Верхне-Волжскую набережную.
Нынешняя улица Пискунова еще в середине XIX в. состояла из двух улиц: более протяженной Осыпной и меньшей по длине Малой Печерской (от Тихоновской до Откоса). Осыпная была устроена в конце XVIII в. на месте древнего Малого острога Верхнего посада. По плану 1770 г. она проектировалась в три раза шире главных улиц, веером расходившихся от башен Нижегородского кремля. Осыпная в то время продолжалась и за Почаинским оврагом - до пересечения с Тихоновской улицей. При Генеральном размежевании территории Нижнего Новгорода 1784-1787 гг. ширина Осыпной была приравнена к ширине других улиц. При этом частично сохранялись насыпи древних городских валов, и потому она стала носить название Осыпи (Осыпной). До наших дней сохранился участок вала XIV-XV вв., протянувшийся от месторасположения бывших архиерейских врат (угол сада им. Свердлова рядом с Нижегородской консерваторией) до нынешней улицы Минина. В конце XIX в. Осыпной стала именоваться вся улица, с участком Малой Печерской, хотя в обиходе нижегородцы по старой привычке продолжали называть ее Осыпью.
Нижегородский краевед Николай Храмцовский в середине XIX в. писал: «Осыпная улица, проходя через Большую Покровку, Алексеевскую и Варварскую, соединяется с Малой Печерской улицей (на перекрестке с Тихоновской), а Малая Печерская, проходя мимо Театральной площади и пересекая Жуковскую улицу, оканчивается на Верхней набережной, против того самого места, где был прежде Коровий взвоз, уничтоженный при последнем устройстве города.
На Осыпной улице большая часть домов каменные, из них самый большой - господина Томаса, в нем аптека Тейкнера, а самый красивый - купца Белокопытова; оба вблизи Большой Покровки. На Осыпной, между Варварской и Тихоновской, живет в собственном доме агент конторы первоначального заведения транспортов Я. М. Болотов.
Малая Печерская улица с левой стороны, начиная от дома уездного училища до Жуковской улицы, занята садом архиерейского дома; самый же дом стоит от улицы саженях в двадцати. Это обширное здание в два этажа; главный фасад его, обращенный к югу, украшен двумя портиками, на которых устроены изящной формы балконы. С северной стороны к этому дому пристроена небольшая Крестовая церковь в честь Воскресения Христова».
 
Рядом с Черным прудом
Одной из визитных карточек нынешней улицы Пискунова является небольшой сквер между Алексеевской и Варварской улицами под названием «Черный пруд». Название историческое - когда-то на этом месте действительно был пруд. По мнению некоторых краеведов, он назывался Черным потому, что в стародавние времена местные жители сливали в него нечистоты. Но уже во второй половине XIX в. пруд вычистили, территорию вокруг него благоустроили, оборудовали вдоль береговой линии иллюминацию, и он превратился в одно из самых популярных у нижегородцев мест проведения досуга. Здесь проходили массовые народные гулянья, галантные кавалеры катали на лодках благородных дам, а на берегу раскинулись различные увеселительные заведения, среди которых были летние павильоны в виде китайских пагод.
Дом № 9 по улице Пискунова, построенный в 1828-1830 гг. по проекту архитектора И. Е. Ефимова, сыграл важнейшую роль в истории нижегородской светописи - фотографии. Изначально это была усадьба купчихи А. Я. Пальцевой, от которой в наше время сохранились главный дом и флигель. С 1873 по 1881 гг. в главном доме жил и работал Андрей Осипович Карелин, родоначальник нижегородской фотографии, изобретатель уникальных фотографических технологий и секретов, изумивших в свое время «просвещенную» Европу и оставшихся неразгаданными до наших дней. Позднее, с 1886 по 1940 гг. в этом доме проживал его ученик и преемник, талантливый и известный в Нижнем и за его пределами фотограф-публицист Максим Петрович Дмитриев, который значительную часть своей жизни посвятил созданию фотолетописи нижегородской истории. Здесь же размещалось и его фотоателье, весьма популярное среди нижегородцев.
Сейчас в доме № 9 работает Нижегородский музей фотографии, основной фонд которого составляет наследие Дмитриева. Ни одна выставка, посвященная прошлому нашего города и Приволжского региона, не обходится без его фоторабот, которые он создавал в течение шести десятилетий. Когда-то архив М. П. Дмитриева состоял из нескольких тысяч негативов и позволял проследить всю жизнь Волжского края от Астрахани до Нижнего Новгорода с 1886 по 1932 г. Но из-за произвола советских чиновников около 7 тысяч негативов оказались изъяты и утеряны. Максим Петрович ушел из жизни в 90-летнем возрасте, оставшись в истории нижегородской фотографии человеком-легендой.
 
Дома и их владельцы
Дом № 2, построенный в 1890-е гг., принадлежал купцу Г. А. Поляку. О нем сохранилось мало документальных сведений, но нижегородские старожилы настаивают на том, что в начале XIX в. здесь была усадьба Аверкиевых - одного из самых известных российских дворянских родов, чьи представители проживали в Нижнем Новгороде еще в XVIII в. В последней трети ХХ в. в здании располагался детский сад, а в 1990-е гг. дом был передан Нижегородской епархии. С тех пор его называют Архиерейским домом, в нем жил и принимал посетителей архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай, ныне покойный. Нынешний владыка Георгий также принимает посетителей в этом доме, но проживает в другом месте.
В доме № 3 по улице Пискунова, построенном в 1929-1932 гг. по проекту архитектора В. В. Медведева, до Великой Отечественной войны располагалась коммуна «Культурная революция». В ней проживали дети и подростки из Нижнего Новгорода и области, оставшиеся по разным причинам без родительской заботы и взятые под опеку молодой советской властью.
Дом № 28 принадлежал экзекутору тюремного острога Якову Ивановичу Наченскому. Его старый деревянный дом сгорел в одночасье 21 сентября 1835 г. Оказавшись в зиму без собственного жилья, он поспешил заказать проект каменного двухэтажного с мезонином дома архитектору А. Л. Лееру. На основе образцового фасада, опубликованного в 1809 г., тот создал авторский проект. На незначительно выступающем ризалите главного фасада поставлены 4 пилястры римского ордера, объединяющие основной жилой этаж и мезонин под треугольным фронтоном двухскатной кровли. Цокольный этаж, предназначавшийся для кухни и кладовых, снаружи был отмечен бороздками дощатого руста с обозначением «замковых» камней оконных проемов, а внутри разделен двумя продольными и двумя поперечными капитальными стенами. Аналогичное плановое решение имеет и второй этаж.
Строительство дома началось весной 1836 г., а к концу года здание было выстроено, но не отделано. За это время в строительной практике Нижнего Новгорода произошли изменения: указом правительства был открыт Строительный комитет, утверждалась должность городового архитектора с двумя помощниками (ими стали Г. И. Кизеветтер и М. П. Камышников).
Израсходовав все средства на строительство каменного дома, экзекутор Наченский для его отделки 18 февраля 1837 г. попросил в Строительном комитете ссуду 8 тыс. руб. По указанию Г. И. Кизеветтера М. П. Камышников разработал смету отделки. Но в ссуде просителю отказали, и тот был вынужден занимать деньги у генерала в отставке П. Б. Григорьева под большие проценты, что привело Наченского к финансовой несостоятельности. В итоге 19 января 1848 г. его дом был продан с торгов за 4244 руб. серебром.
В доме № 35 сейчас располагается городской департамент культуры, но окрестные жители, передавая рассказы старожилов, уверяют, что до революции здесь было увеселительное заведение с бильярдной или публичный дом. У этого здания с авгурами на крыше очень необычное крыльцо - в форме подковы. Некоторые считают, что таким оригинальным образом всякому входящему выражалось пожелание удачи, особенно тем, кто играл в бильярд. По словам нижегородского краеведа Милы Смирновой, в этом небольшом доме насчитывается пять входов, а тайных может быть гораздо больше.
В доме № 36, построенном на средства титулярной советницы Е. А. Рудневой, располагалось уездное училище. Удалившись в 1794 г. на покой, Нижегородский епископ Дамаскин (Д. С. Руднев) передал жилой дом с прилегающими землями своему родственнику - подпоручику А. П. Рудневу, наследники которого застроили угловую часть территории на пересечении Тихоновской и Осыпной улиц несколькими деревянными строениями. В 1836 г. во время приезда в Нижний Новгород император Николай I разрешил застраивать город каменными зданиями по еще только дорабатывавшемуся плану. Для титулярной советницы Е. А. Рудневой архитектор А. Л. Леер спроектировал двухэтажный каменный дом, который закреплял красные линии при пересечении Тихоновской и Осыпной улиц и выполнял важную градообразующую функцию. Поэтому к архитектурно-художественному решению здания предъявлялись особые требования. Угол срезался овалом фасада с аркадой в первом этаже и четырехколонным портиком во втором. Первый этаж разбивался бороздками дощатого руста, контрастировавшего с мощью пилонов угловой части. Это было редкое, достаточно выразительное архитектурное решение.
Проект был утвержден в Санкт-Петербурге 24 декабря 1837 г. Летом 1838 г. дом был выстроен и отделан, но 20 сентября продан Рудневыми городу под размещение уездного училища. Это потребовало перепланировки помещений - по три классные комнаты А. Л. Леер запроектировал по сторонам узкого коридора. Проект перепланировки был утвержден 25 января 1839 г. Государственным комитетом проектов и смет (подписан Ф. Руско). Архитектурно-художественный образ здания оказался искажен в советское время - была уничтожена колоннада и надстроены еще два этажа.
Дом № 38 - здание бывшего Георгиевского братства (построено в 1902-1903 гг. по проекту архитектора А. К. Никитина). Братство было создано в конце XIX в. с просветительскими целями - в частности, его члены вели активную пропагандистскую работу в старообрядческой среде. Около десяти лет назад была восстановлена изящная часовня, примыкающая к краснокирпичному зданию с оригинальными шлемообразными завершениями над двумя крыльцами, так что мы имеем возможность лицезреть архитектурный ансамбль в первоначальном виде. Сейчас в этом доме размещаются различные епархиальные структуры.
В доме № 49, построенном в 1904 г. по проекту архитектора Н. М. Вешнякова, в дореволюционные времена находился Епархиальный Серафимовский дом призрения престарелых священнослужителей. Здесь доживали остаток своей жизни ушедшие на покой священнослужители Нижегородской епархии.
 
Ансамбль Крестьянского поземельного банка
Нынешний дом № 39, построенный специально для размещения Нижегородского отделения Крестьянского банка, - один из самых интересных на улице Пискунова и во всем Нижнем Новгороде с архитектурной точки зрения. Он занимает угловой участок земли при пересечении Тихоновской и Осыпной улиц, на месте срытого в XVIII в. вала Малого острога. Ансамбль включает главное здание с крыльями, уходящими вдоль обеих магистралей, службу со станцией биологической очистки воды во дворе и кованую ограду по красной линии улиц.
Крестьянский банк действовал с 1897 г., обслуживал не только Нижегородскую, но и Владимирскую губернии, контролировал торги участками и заклад земли, выдавал ссуды на ее приобретение. Сначала банк располагался в доме купца Н. Смирнова на Большой Покровской. 4 июня 1913 г. его правление обратилось в Министерство финансов с просьбой о строительстве собственного каменного здания. Разработку проекта, смет и рабочих чертежей взял на себя симбирский инженер Федор Осипович Ливчак.
Планы-фасады зданий ансамбля были утверждены в Санкт-Петербурге 7 января 1914 г. При рассмотрении сметы выяснилось, что резко подорожали цены на строительный материал и рабочую силу. Тем не менее 21 апреля 1914 г. с подрядчиками К. Я. Шабриным, А. В. Колобяниным и С. И. Громовым был заключен контракт на каменные работы, начавшиеся с наступлением тепла.
Главный корпус - двухэтажный, с жилыми подвалами, имеет 177 кв. саженей полезной площади, состоит из трех архитектурных объемов, соединенных вставками-переходами. Причем у каждого объема самостоятельные причудливые кровли, центральные и боковые (служебные) входы.
30 мая 1914 г. началась забутка булыжным камнем на известковом растворе фундаментов, а к 1 октября кладка стен с бетонными поэтажными покрытиями была завершена. Несколько ранее, 3 ноября 1914 г., Ливчак предложил украсить тимпаны окон актового зала изразцовыми панно с изображением пахаря и борьбы русского народа с иноземными захватчиками (отражение событий начавшейся Первой мировой войны), а торцы крыльев - в треугольных фронтонах - полихромными орлами. Он сам выполнил в натуральную величину эскизы. Изготовление и установку взяла на себя художественно-керамическая фирма «Гельвейн и Ваулин». Для выполнения лепного убранства фасадов и интерьеров (прежде всего парадной лестницы и актового зала второго этажа) был приглашен московский скульптор А. А. Сивохин. Кроме того, Ф. О. Ливчак выполнил эскизы полного набора резной деревянной мебели. К 3 сентября 1915 г. завершились штукатурка и лепнина здания, продолжалась настилка полов. Отделка интерьеров велась в течение всего следующего строительного сезона.
Службы - кирпичные, одноэтажные - располагались на южной границе усадьбы и предназначались для станции биологической очистки воды, дровяника и гаража. Фундаменты служб были заложены летом 1914 г., осенью стены вчерне отстроены и к 1 ноября покрыты железной кровлей. В 1915 г. в здание провели канализацию и водопровод, который подключили к новому тогда в России оборудованию биологической очистной станции. 29 февраля 1916 г. полностью отделанный корпус перешел во владение правления банка.
Ограда усадьбы - кованая, с кирпичными столбами на высоком цоколе по Осыпной улице - выполнялась в формах модерна по рисункам Ливчака. Устанавливалась она после завершения кирпичных работ к 11 августа 1915 г. Спустя год столбы ограды были оштукатурены и покрыты сверху железными листами. 16-19 ноября ограда и все полностью отделанные здания ансамбля были приняты специальной комиссией с высокой оценкой качества выполненных работ.
В советские годы в здании Крестьянского поземельного банка размещался Дом пионеров, а сейчас располагается Дом культуры. Дом № 39 по улице Пискунова признан объектом культурного наследия федерального значения.

В избранное