Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нетрадиционный взгляд на традиционную историю


Тайные письмена древних курян

В рамках 2008 года, объявленного в России и Курской области годом музеев и традиционной народной культуры, сотрудники Фатежского краеведческого музея провели работу по изучению древней славянской письменности на территории нашего края, придя к сенсационным выводам.


Славянские руны

«Прежде чем славяне получили письменность, они пользовались чертами и резами», – отмечал в IX веке болгарский монах Храбр, описывая старинный способ письма у праславянских народов – руницу, слоговой алфавит русских. Он представлял собой силлабическое письмо, при котором один письменный знак равнялся фонетическому открытому слогу из согласного и гласного звуков. Отдельные гласные изображались в виде палочек – «черт и резов». В руны входило 29 букв современного русского языка, за исключением Й, Э, Ё, Ф. Первоначально письменность использовалась славянами лишь для подписи изделий храмово-культовых сооружений, а затем распространилась по всей Руси. Учеными найдены праславянские письмена, относящиеся к периоду палеолита (среднего и верхнего) на территории Евразии и Северной Америки.

Предположение о существовании праславянской письменности выдвинули несколько славистов на основе выводов Татищева, Карамзина, Рыбакова и других выдающихся российских историков. Впервые руническая теория была обнародована в 2001 году, а в 2005-м определен буквенный состав славянской азбуки, получившей название протокириллица.

Ученые пришли к выводу, что в IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали христианское письмо на базе славянских рун путем добавления греческих и составных букв. В «Паннонском житии» святого Кирилла рассказывается, что грек Константин до «изобретения письменности» учился в Херсонесе (русской Корсуни) славянским письменам у некоего руса. А в «Толковой Палее» (XV век) прямо утверждается: «Грамота русская явилась Богом, дана в Корсуни русину. От нее же научился философ Константин, и оттуда сложив и написав книги русским гласом». Использование в чистом виде языческого письма было невозможно в христианском богослужении.

Солунские братья адаптировали славянское письмо, усовершенствовали написание букв и способствовали его распространению на Балканском полуострове и в России. Признанный не так давно по решению ЮНЕСКО 863 год началом создания славянской письменности – дата условная. Как показывают многочисленные исследования, в России, и в частности на территории курского края, задолго до проповеди Кирилла и Мефодия существовали христианские богослужебные книги на русском языке.

Основная часть наших предков получила первые знания о христианстве от хазар, а закрепление христианской веры произошло после крещения Киевской Руси великим князем Владимиром. Именно с ним связано укоренение христианства в курском крае. Президент областного краеведческого общества Юрий Бугров в «Истории Курской епархии» предполагает, что в период посещения славян Кириллом и Мефодием, равноапостольные братья могли побывать на берегах Сейма и Тускари. Он же сообщает о том, что Кирилл и Мефодий нашли среди славянских племен духовные книги на «русском» языке и делает вывод, что распространение христианства на курской земле произошло ранее 861 года, задолго до официального крещения Руси.

В VIII–IX веках в нашем крае существовало не менее 60 славяно-русских городищ, из которых два достаточно крупных находились в пределах границ Фатежского уезда. Это были курганы с земляным валом в поместье дворян Рапп на берегу реки Усожи и в селе Миролюбово каждый диаметром в 50 саженей (106,8 м). Неоднократные находки славянской размерной монеты позволяют судить о заселении территории Фатежского края задолго до складывания северского союза. Так, в начале прошлого столетия в деревне Гнездилово (Шуклино) обнаружены арабские дирхемы, взятые из славянского кургана. Они датируются 772 и 708 годами. На огороде в селе Миленино найдена римская монета 172 года, а в 2000-м в селе Колычево при окучивании картошки найдено 48 римских серебряных динариев времен... Антония Пия и Марка Аврелия.

Ховался ли Фатеж

Научные сотрудники фатежского музея долго выясняли происхождение названий географических объектов района. Если названия населенных пунктов можно связать с именем или фамилией прежних владельцев, то большинство водных объектов долгое время не поддавались логическому объяснению. Расшифровка значений славянских рун позволила по-иному взглянуть на историю.

Параллельно старой московской дороге с юга на север Фатежского района протекает ручей, а в не столь далеком прошлом полноводная река Хотемль Колодезь. На ее берегах располагались 4 одноименных населенных пункта, бесчисленные курганы и «городища». В современном русском языке отсутствуют однокоренные слова, позволяющие объяснить происхождение названия реки. Но если слово Хотемль разложить на слоги и «перевести» на славянский язык, получается словосочетание «свободно протекающий родник». Слог ХО обозначающий «свобода», лежит в основе таких слов, как «холм – свободное пространство», «ход – дающий свободу» и других.

Долгое время название речки Усожа краеведы объясняли как производное от глагола «усаживать», то есть «река, протекающая (усаженная) среди крутых берегов». Славянские руны несут более поэтическое толкование – «уносящая песнь». Многие фатежане и среди них композитор Георгий Свиридов, родившийся на берегах Усожи, отмечали способность реки на многие версты разносить музыкальные звуки вверх и вниз по течению. ЖА в словаре славян означало и «песнь», и «плач». Этот слог лежит в основе слов «жаба» – «плачущая (поющая) о жизни», «межа» – «порождающая плач», «жалоба» – «плач о трудной жизни», «жалейка», «жало».

Не слог ли ЖА лежит в окончании гидронима Фатеж, которое долгое время считали заимствованным из иностранного лексикона. Слов начинающихся на «Ф», как и самой буквы, у славян не было. Фатежские же старожилы до сих пор произносят название города с придыханием «Хватеж». Слог ХО означал свободу, ВО и ТЕ – движение («телега» – «двигающаяся по земле», «ветер» – «быстро движущийся», «вода» – «дающая движение»). Если соединить все четыре слога, получится то же, что и в случае с Усожей – «свободно несущая песнь». Вероятно, приток носил то же значение, что и сама река.

Жалованная грамота конца XVII столетия данная фатежским дворянам Чаплыгиным содержит сведения о Фатеже Колодезе – водном объекте. «Лета 7199 (1691) года июня 9 дня по указу Великих Князей Ивана, Алексея и Петра Алексеевичей Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев в Курском уезде пожалованы земли в Обмяцком и Усожском станах в деревне Чаплыгина и деревне Сухочева с урочищи на реку на Усожу с Перепищи Колодезя и в гору… по Реут речку ниже Долгого леса, и в гору по речке Большой Желени. В гору по Малой Желени прямо к Фатежу Колодезю и фатежские лески…». Не получил ли город Фатеж свое название по названию реки, на которой располагался и не «ховался» ли он среди естественных водных бастионов?

Стоящая на берегу Усожи фатежская крепость, несмотря на водную преграду, должна была иметь более надежную защиту от неспокойных южных соседей. Ее «полуденная» подгородная слобода Русановка являлась форпостом, что отражено в сохранившемся названии деревни, переводимом как «создающая защиту». Западные границы фатежского края защищала река Руда с многочисленными одноименными притоками, прямо указывающими на свое предназначение. На языке славян слово «руда» означает «охранительница», а в более поздней версии «кровь», отсюда «красный» – «рудый». От названия реки произошла одна из старинных фатежских фамилий – Рудской.

Хранящая тайну

Руна или, правильнее, руница дословно переводится как «хранящая тайну». Что же наши далекие предки пытались сохранить для потомков в виде загадочных зашифрованных письмен? Попытки объяснить некоторые русские слова в их первоначальном праславянском значении, мягко говоря, поражают.

Мало кто задумывался о первоначальном значении слов, широко употребляемых в разговорной практике. Скажем, слово «плечо» при добавлении в него выпавшей соединительной гласной звучит как «полечу». Это слово заимствованное, у наших предков данный орган тела назывался иначе «рамо, рамена». Слог РА обозначал «солнце, свет», МО – «еда, пища», НА – «давать». Дословно сочетание можно перевести как «дающее пищу у солнца».

Долгое время велись споры между сторонниками «норманнской теории» становления российской государственности и славянофилами, утверждавшими, что Рюрик с дружиной пришел в уже политически устроенную страну. За несколько столетий споров ученые отмели существование двух соратников Рюрика Синеуса и Трувора, прочитав их имена в летописи лишь как указание на окружение викинга. А был ли сам легендарный норманн историческим лицом? Три руны обозначающие имя Рюрик в дословном значении переводятся как «имеющий телохранителей». Вероятно, что при переводе славянских летописей на кириллицу нарицательное значение слова было заменено на имя собственное и привязано к конкретному историческому персонажу. Но могло случиться и так, что самого Рюрика вообще не существовало. Выходит, что вся генеалогия «Рюриковичей», основанная на ответвлении династий исторически не обусловлена.

Ушедший на дно озера Светлояр в Ростово-Суздальском княжестве таинственный «град Китеж», по мнению наших предков, реально существовал. Его название – сочетание славянских рун, в дословном переводе означающее «спрятанный внутри течения». Слово «Волга» не заимствовано из иностранных языков, как долгие годы утверждали ученые-лингвисты. Славянские руны объясняют название главной русской реки как «двигающаяся по гибкому руслу». По карте России можно убедиться в верности данного определения.

Курск – «пища для Солнца»?

Расшифровка славянских рун позволяет объяснить не только слова устаревшие, вышедшие из употребления, но и многие современные. Руна НИ, означающая «знания», лежит в основе слова «книга» – «к знаниям дорога». «Славяне» переводится как «находящиеся в ладу со знаниями о душе», а «рус, русин» – «охраняющий тайну».

Десять столетий идут споры о происхождении названия Курска. Но никто из исследователей не попытался ответить на вопрос с позиции праязыка наших предков. Это дает вполне исчерпывающий ответ по поводу наличия «куропаток в окрестностях города» и балтийского слова «корс» – «просека». Руна КУ в языке древних курян означала «корм, пища», а РА, как известно, «свет, солнце». Сочетание двух рун давало значение «пища для солнца». Нагретая солнечным теплом вода испарялась, по-русски «курилась», что давало повод считать пар «пищей» солнца. Название находящейся на границе Курского и Фатежского уездов реки Курица, не что иное, как трансформировавшийся в существительное глагол «куриться» – «испаряться». Руна СК у праславян обозначала «крепость». Отсюда, Москва, Изборск, Севск, Рыльск. Слово «Курск» не что иное, как выражение «крепость на реке Куре».

Название реки Тускарь еще более сложное для объяснения, поэтому многие краеведы пытаются приписать ему и иранское, и балтийское, и даже арийское происхождение. На самом деле руны слова «тускарь (ту-со-ка-ре)» сочетаются как «имеющий быстрое течение».

Изучение славянских рун только начинается. Те, кто посвятит этому занятию часть своего времени, будут вознаграждены посвящением в тайну наших предков, смогут по-иному взглянуть на нашу историю и постигнут истинный смысл исконно русских слов.

Слово Сочетание Дословное значение
Баба БА+БА Дважды давшая жизнь
Внук В+НУ+КА Хранитель в беде (в старости)
Время ВЕ+РЕ+МЯ Быстрое, заметное изменение
Гость ГО+СТ Окончивший путь
Дочь ДА+ЧУ Придающая чувства
Душа ДУ+ША Закрытая внутри
Жук ЖУ+КА Имеющий панцирь
Каша КА+ША Поступающая внутрь
Квашня КО+ВА+ША+НО Пища, которую нельзя закрыть
Кедр КЕ+ДО+РА Имеющий расстояние до солнца
Ключ КА+ЛЮ+ЧЕ Сильно изогнутый
Лапти ЛА+ПО+ТЕ Движущиеся в лад
Любовь ЛЮ+БО+ВЬ Придающая душевный изъян
Металл МЕ+ТА+ЛЕ Богатство, рожденное землей
Пасека ПА+СЕ+КА Хранящая и возвращающая здоровье
Погост ПО+ГО+СТ Там, где (начало) пути в бессмертие
Помело ПО+МЕ+ЛО То, что выросло (родилось) гибким
Река РЕ+КА Имеющая скорость
Рукава РУ+КА+ВА Хранящие пищу
Ряса РЯ+СА Защищающая тело
Супруга СУ+ПЕ+РУ+ГА Поддерживающая очаг охраняющего в пути
Тесто ТЕ+СТ+О Бесконечно движущееся


Анатолий БИРЮКОВ, заведующий Фатежским краеведческим музеем


В избранное