Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О московском крае

  Все выпуски  

О московском крае - Военная Пасха в Москве


Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

С наступающим праздником Великой Победы, дорогие москвичи!!! Всех сердечно поздравляю с нашим общим праздником. И тех, кто пережил эту войну, и тех, кто знает о ней по рассказам бабушек и дедушек, и тех, кому в наше мирное время довелось узнать, что такое война! Желаю всем вам мира! Предлагаю Вашему вниманию  воспоминания о том, что было в те страшные годы светлого и радостного.
 Пользуясь случаем, сообщаю, что мой сайт "Москва. Юго-Запад. Теплый Стан" вы можете найти теперь по новому адресу: http://testan.rusgor.ru/

Военная Пасха в Москве

«Помещение собора (Елоховского—Ред.) было битком набито людьми,верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были мужчины, много молодежи.Даже военные были и тоже слушали речь протоиерея».(Из сообщения сексота)

В год юбилея Великой Победы нас особенно интересует: как жила в военные годы Церковь?

Казалось бы, 40-е годы были временем безбожия, с другой стороны в подавляющем большинстве эти безбожники имели личный опыт общения с дореволюционным, православным миром. А значит, в душе у них жило воспоминание о Боге, о Церкви?

В апреле 1942 года жителям Москвы объявили радостную весть: верующим было официально разрешено праздновать Пасху — и это несмотря на военное положение, на комендантский час, на близость фронта. В архивах хранятся документы, из которых видно, с какой радостью русские люди возвращались к православной жизни при первой же возможности. Мы публикуем архивные материалы, собранные военным историком, главой издательства «Воениздат» Сергеем Павловичем КУЛИЧКИНЫМ в книге «Вставай, страна огромная» (Москва, 2005).

Из воспоминаний Николая Моршанского:

«На улице Баумана около Елоховского собора оживленный людской рокот и большой, вытянувшийся и опоясавший громадное церковное строение хвост. Идут прикладываться к плащанице — она стоит посреди храма последние часы. В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже приготовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасок и яиц.

У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это освященное веками великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с караваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец держит в салфетке столь же белой, как и его борода, десяток сухарей. Тут освящают торт, давно заготовленный для этого случая. А вот в углу, в отдалении от всех, стоит маленькое, робкое семилетнее существо.

В ее тонких ручонках на обрывке вчерашней газеты — кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб, хлеб войны…»

Из воспоминаний Андрея Стрешнева: «Пасхальная ночь. Город отвык выходить на улицу в этот поздний час, и даже в большие государственные праздники соблюдается строгий режим военногo города, города, куда из окрестной тьмы неустанно, настойчиво тянутся силы врага, его тяжелые бомбовозы.

 

Но в эту ночь, может быть на одну только ночь в году, разрешено ходить по всему городу всю ночь напролет, ибо, по древнему русскому обычаю, в пасхальную ночь весь город открыт народу, двери церквей раскрыты настежь и сердца людей раскрыты друг перед другом: это первая ночь весны, когда мертвое зерно трогается в рост навстречу свету из земной могилы, когда умерший Иисус встает из гроба, поправ мрак и смерть. И по глухим переулкам Замоскворечья, оступаясь о груды неубранного снега, люди идут к заутрени…

Сейчас, в эту пасхальную ночь войны, так тесно в церкви, что нет возможности протиснуться вперед. Утреня еще не началась, а запоздавшие уже не могут сами отнести и зажечь свечи перед теми образами, к которым лежит сердце. От паперти, от конторки, где продают свечи, запоздавшие просят передать эти свечи дальше, и вместе со свечами от ряда к ряду переходит просьба верующих:

— Зажгите одну Воскресению, другую Невскому. Одну Воскресению, другую князю Владимиру, третью Ольге...»

Из доклада начальника УНКВД г. Москвы и Московской области М.И. Журавлева:

«Всего по Московской области в 124 действующих церквах присутствовало на богослужениях около 85 000 человек. Из поступивших материалов в Управление НКВД видно, что верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно, о чем свидетельствуют следующие высказывания:

Вот все говорят, что советская власть притесняет верующих и церковь, а на деле получается не так: несмотря на осадное положение, разрешили совершать богослужение, ходить по городу без пропусков, а чтобы народ знал об этом разрешении, объявили по радио. Если бы было такое положение в Германии, — разве этот бы изверг разрешил нам ночью ходить без пропусков и свободно молиться, — конечно, нет. Гитлер, наверное, издевается над своим народом так, как и с нашими, которые попадают к ним в плен. За такое их отношение всех солдат в плен брать не надо, а их надо всех уничтожать”. (Кузьмина — домохозяйка, проживает в Филях).

Боже мой, наш Сталин разрешил нам ходить всю ночь под Пасху. Дай ему Бог здоровья. Это ведь нужно же все помнить, даже о нас, грешных” (Ревина М.И. проживает по Покровской улице, д. 2/1).

Господи! Какой сегодня радостный день! Правительство пошло навстречу народу и дали Пасху справить. Мало того, что разрешили всю ночь по городу ходить и церковную службу служить, еще дали сегодня сырковой массы, масла, мяса и муки. Вот спасибо правительству!” (Никитина, проживает по Ленинградскому шоссе, д. 55).

Наряду с положительными высказываниями был отмечен ряд отрицательных и антисоветских высказываний со стороны незначительной части церковников.

Я очень удовлетворен тем, что наша пасхальная заутреня состоялась в обычное, положенное время. Очевидно, согласие власти на разрешение хождения по улицам в эту ночь вызвано общественным мнением наших союзников. Но и тут все же полностью наша власть не пошла навстречу церкви, так как она не дала хоть на эту ночь электричества в храмы. Неужели это было так трудно и неисполнимо? Ведь храмы все затемнены, и свет не мог проникнуть на улицу. Особенно же меня возмущает появление в святом алтаре наших храмов каких-то фотографов. Помилуйте, на что же это похоже! Это же ведь не театр. Этого никогда не допускалось, даже и для верующих фотографов. Теперь заведомые безбожники стоят у престола Божия со своими лейками. Возмутительно и даже, говоря грубо, нахально. Все это, конечно, делается для наших союзников, чтобы показать им полное благополучие нашей церкви. Все это в конечном итоге смешно”. (Розен, профессор-хирург).

Я раньше говорил и сейчас скажу, что с наступлением весны нас немцы разобьют, и не существовать у нас советской власти. Наши правители уже почувствовали, что им недолго осталось царствовать, вот они и стали подделываться к массе. Слышали, вчера комендант г. Москвы объявил, что в связи с нашим праздником раз решается ходить и после 12 часов ночи. Это много значит, но это они сделали не по своей охоте, а на них из-за границы нажимают. Но все равно народ им ни в чем не верит” (Беликов Е.Е., колхозник. Мытищинский район).

В Коломенском, Орехово-Зуевском и Малоярославецком районах в ночь с 4 на 5 апреля с.г. активными церковниками были организованы нелегальные моления.

В с. Мягково Коломенского района нелегальное моление происходило на дому у пенсионера Белова. Присутствовало 7 человек.

В дер. Козлово Малоярославецкого района в доме церковницы Хохловой Ксении Егоровны, муж которой арестован по ст. 58, п. l a, проводилось нелегальное моление и освящение куличей. Руководителем и организатором этих молений являлся бывший поп церкви д. Козлово Чернышев, приехавший в деревню из Тульской области во время оккупации района».

Неизменный интерес православных людей вызывают сведения о чудесах, имевших место в годы войны. Мы поинтересовались у Сергея Павловича КУЛИЧКИНА, исследовал ли кто-нибудь из историков подобные факты?

— Вопрос непростой, поскольку осталось слишком мало документальных свидетельств. Но вот я, как человек, уже очень долго занимающийся историей Великой Отечественной войны, уверен, что одним из величайших чудес войны было то, что немцы в середине октября 1941 года не взяли Москву. Все полководцы, которые в то время защищали Москву — и Жуков, и Рокоссовский, и Конев, — все потом с особенным чувством вспоминали именно битву под Москвой. Ведь 12-13 октября 1941 года перед Москвой фактически не было никаких войск! Ведь когда Жуков принял командование Западным фронтом, ему нечем было противостоять немцам! А у немцев была очень мощная группировка. И почему они не вошли в Москву, до сих пор не понятно — как тогда наши прославленные полководцы этого не понимали, так и сейчас толком никто объяснить не может. Одно дело, когда это на уровне разговоров, а другое — когда начинаешь анализировать конкретно: сколько у кого было танков, где какие войска стояли. И становится ясно, что немцы просто встали — и все тут.

И это поразительнейшее, удивительнейшее чудо, главное чудо за всю историю этой войны. Какие тут еще нужны подтверждения?! Потому что всякий соображающий военный историк, всякий профессиональный военный поймет, что, кроме как чудом, это никак назвать нельзя.

— Рассказывают о неоднократно бывавших явлениях Божией Матери солдатам.

— Я очень осторожно отношусь к этим свидетельствам, потому что они документально не зафиксированы. Часто упоминают о явлении Богоматери при штурме Кенигсберга в 1945 году. И что немцы после этого перестали стрелять. А затем дают такие комментарии, что только чудом можно объяснить нашу победу под Кенигсбергом. Это не соответствует действительности. Дело в том, что у нас было там огромное военное преимущество.

А вот другое чудо действительно зафиксировано – явление Богоматери в огненном столпе в Сталинграде. Это было во время сентябрьских боев 1943 года, и после этого зафиксировался «статус-кво» Сталинградского противостояния: ни у наших, ни у немецких войск дальше не пошло. Это чудо было зафиксировано: уполномоченный по делам Православной Церкви на Украине Харченко — он был под Сталинградом — докладывал уполномоченному по делам Церкви СССР Карпову: «Бойцы одной из частей увидели в ночном небе знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск».

Опубликовано: "Нескучный сад" №2(13) 2005

Всех Вам благ! Вашъ Русскiй городовой

Сайт рассылки


В избранное