Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о Москве.

  Все выпуски  

Всё о Москве.


Новые материалы с сайта www.allaboutmoscow.ru
Химия у нас дома.

О названии.

Происхождение названия города «Москва» имеет до конца не выясненное происхождение, также как и возраст города. Тем не менее, по этой теме проведено много исследований, согласно которым основными являются: москва

1. Одна из версий — слово «Москва» происходит из финно-угорской группы языков, и означает «мокрое, топкое место». Также стоит отметить, что корень моск- существовал и в древнерусском языке и означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». То, что корень моск- по своему значению связан с понятием «влага», подтверждается употреблением его в других славянских и европейских языках: в словацком языке встречается нарицательное слово moskwa, значащее «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, собранный с полей в дождливую погоду»; в литовском языке существует глагол mazgoti «мыть, полоскать», а в латышском языке — глагол mazgat, что значит «мыть».

2. По другой версии, это слово также происходит из финно-угорских языков, но означает «мошкара», как бы подчеркивая обилие мошки в старые времена в этих краях.  >>

 

Богоявленский монастырь.

Мало есть правды царю мудру быти, а подчиненных мудрости
лишити. Речки малыя реку расширяют, мудрыя рабы царя
прославляют. Вели и рабам мудрости искати…
                Симеон Полоцкий. 1660-е гг.

В конце XIII века за Торгом, с напольной стороны, на обжитом уже месте появляется основанный князем Даниилом Московским Богоявленский монастырь. Он встал рядом с дорогой во Владимирскую землю – через Переславль, которая особенно оживилась в связи с образованием Переславского княжества. Закончить постройку удалось только при Иване Калите, в 1304 году.

Первая каменная соборная церковь была заложена в 1342 году, заменена в 1624 году и поныне существующим собором, приобретшим свой окончательный вид в 1693–1696 годах. Это один из лучших памятников так называемого нарышкинского барокко. Хотя сегодня можно говорить лишь о фрагменте замысла зодчего: завершавший основной объем восьмерик с граненой маковкой не сохранился.

Внутри собора алебастровый скульптурный декор был выполнен артелью итальянских мастеров под руководством Д. М. Фонтана. В стене вставлены многочисленные надгробные доски, в том числе работы прославленного французского скульптора Ж. А. Гудона, ныне хранящиеся в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.  >>

 

Сретенский монастырь.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от иных
пришествием Твоего честного облазь, Владычице Богородице, светло
сотворяем празднество сретения Твоего, и обычно зовем Ти:
Радуйся, Невесто Неневестная.
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю
солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к
нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о
пречудная Владычице Богородице! Молися из тебе воплощенному
Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны
христианския невридимы от всех навет вражиих, и спасет души
наши, яко Милосерд.
                Тропарь Божией Матери Владимирской. XVI в.

В одном из лучших энциклопедических словарей России – Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (С. Петербург) – о монастыре сказано в 1900 году буквально две фразы: «Сретенский мужской заштатный монастырь – в городе Москве. Основан в 1395 году». Энциклопедия «Москва» 1980 года оказалась многословнее: «Основан в 1397 году великим князем Василием I на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) москвичами иконы Владимирской Божией Матери (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее). В 1532 году у стен Сретенского монастыря москвичи встречали русское войско, возвращавшиеся после взятия Казани. После Октябрьской революции Сретенский монастырь упразднен, его постройки частично разобраны в 1930-х годах. Сохранился собор Владимирской Богоматери (1679, 1706, в интерьере – фрески 17 века; ул. Дзержинского, 19)». >>

 


В избранное