Вашему вниманию предлагается не исправленный «Чин
исповедания и обещания архиерейского», в том виде в
котором он употреблялся в царской России до тлетворного влияния богоборцев на
православное самосознание верноподданных Императора..
Историческая справка: из книги: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории
Русской православной церкви) / Сост., автор
предисловия и комментариев М.А. Бабкин — М.: Индрик,
2006. — 504 с.; ил
«27 февраля 1901 г., на заседании Св. синода рассматривался вопрос о двух епископских
присягах: об исправлении богослужебного «Чина исповедания и обещания архиерейского»
и об отмене формы присяги, приносимой архиереями при вызове их в Святейший
синод для присутствования (РГИА. Ф. 796. Оп. 182.
1901. III отдел. II стол. Д. 2423.
Л. 1^5). Вторая присяга (для членов Св.
синода) была введена императором Петром I 25 января 1721 г. практически
одновременно с аналогичными присягами для членов министерских коллегий (см.:
Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии), тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего
Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению
и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в
царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. М.,
Синодальная типография. 1897. С. 5; Верховской
П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об
отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского
церковного права. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. 188).
В результате
обсуждения члены Св. синода пришли к выводу, что некоторые обещания,
произносимые архиереем перед рукоположением, утратили свое значение. Поэтому
было признано необходимым исправить текст епископской
присяги «применительно к условиям прохождения архипастырского служения в
настоящее время». Аналогичное заключение было сделано и о форме присяги
архиереев, вызываемых в Святейший синод. Она была охарактеризована как «не
соответствующая современным условиям жизни». Ее было решено отменить. В итоге, Св. синод принял определение,
согласно которому, во-первых, утверждался и вводился в церковное употреблениеновый, исправленный «Чин исповедания и
обещания архиерейского». Часть архиерейской присяги, в которой говорилось огражданских обязанностей
епископа, свелась к обещанию поставляемого быть верным подданным Императора
согласно необходимости следования словам Священного Писания [Мф. 22, 21]. («Новый» текст присяги
и составляет содержание данного документа). Таким образом, прежняя пространная
присяга заменялась новой -краткой и достаточно
формальной. Во-вторых, в этом определении присяга для присутствующих в Св.
синоде архиереев объявлялась упраздненной.
Доклад
обер-прокурора К.П. Победоносцева о предложениях Св. синода относительно
архиерейских присяг был представлен Императору 23 февраля 1901 г. После чего на
документе Николаем II карандашом была поставлена пометка «Рассмотрено».
Постановление
Синода о тиражном издании исправленного «Чина исповедания и обещания
архиерейского» и об отмене присяги архиереев, вызываемых для присутствования в Св. синоде, было
принято 27 февраля (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 35^1, 43^5; Верховской П.В. Указ.соч. Т. 2. С. 110. Новую форму см.: Чин исповедания и обещания архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1901).
Профессор П.В. Верховской, являвшийся современником событий, отметил
незаконность отмены присяги «для присутствования в
Синоде»: она была установлена повелением Петра Великого, а отменена самими
членами Св. синода. После чего была лишь доведена до сведения
Николая П. Логичен вопрос Верховского: «Чем
объяснить такой образ действий в столь щекотливом в течение целых двух столетий
вопросе - неизвестно» (Верховской П.В. Указ.соч. Т. 1. С.
189-190)».
не цветной вариант фотокопий
(сканов) оригиналатекста (УДОБЕН ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ) в 600 dpi
в формате .pdf-
Вы можете порекомендовать нашу рассылку или этот материал своим друзьям и знакомым, переслав им это письмо.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо просто временно отключать отображение картинок в браузере.
Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес
автора
:religion.saintshistory-owner@subscribe.ru
Храни вас Господь и Матерь Божия!