Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История Земли из учебника глазами интересующегося


Информационный Канал Subscribe.Ru


История Земли из учебника глазами интересующегося

Повторение - мать

Учебников по истории отдельных стран в настоящее время полно. Каждый год они переиздаются. Создаются новые труды. Есть учебники сборники по истории Европы, Америки, Азии, Африки. Казалось бы совершенно различные страны. В них собственная жизнь. Традиции исходят из территориальных, этнических, естественных границ.

Начинаешь читать подобные учебники сначала с интересом. Затем по мере углубления в тексты приходит усталось. Заканчивается всё нежеланием продолжать ознакомление со строной. Причина - типичность учебника. Совершенно различные страны такие как Россия и Китай рассматриваются совершенно одинаково:

  • первая треть учебника посвящена истории до 19 века, вторая половина - 19 и 20 века. Почему так непонятно;

  • история представляется читателю как одна сплошная война и подготовка к ней. Откуда-то появляются всё новые и новые завоеватели, которые просто идут в могущественную страну и уничтожают, то есть вырезают местное население. Что думают люди остаётся загадкой;

  • политическая составляющая является главной составляющей учебника истории. Если описывается современность, упор делается на парламентаризм и кипу выхваченных произвольно законов, постановлений. Когда речь касается древности, берётся пара-тройка случайных правителей. Происходит описание их государственной деятельности. Зачем, почему, для чего то или иное мероприятие проводится в жизнь игнорируется. Что получается в результате описывается одним словом - война;

  • вроде несколько веков отделяют различного рода события, например, Великая отечественная война и северная война. Но сценарий, места действий, замыслы одни и те же. Даже ошибки описываются одним и тем же языком, как правило агрессивным;

  • поразительное сходство казалось бы совершенно раздельных историй Китая и России - и там, и там якобы происходит монголо-татарское нашествие. При этом откуда взялись татары и монголы, кто они такие, чего хотят, почему завоёвывают могущественные государственные образования описывается общими словами. Мол - они стали кочевниками, приобрели где-то навыки государственности, воинственности и теперь нападают на всех и вся. При этом описание избрания Чингиз-хана занимает едва ли не большее место, чем описание его походов. Причина походов описывается так - они начали завоёвывать соседей. То есть причин завоеваний вообще не описано, а налицо только отписки;

  • как реагирует население страны на изменения внешнеполитической обстановки в учебниках остаётся загадкой. Кто такие князья, императоры, как к ним относятся простые люди не описывается вовсе. Описание сопровождается перечислением заковыристых названий типа - курултай, арат, феодализм, капитализм;

  • большое значение придаётся численности различных армий. С претензией на глубинное описание личных мотивов тех или иных политических деятелей даются отрывочные факты из жизни. Как они связаны с реальным положением дел можно только догадываться. Почему происходит то или иное восстание, чем оно вкратце вызвано описывается одним и тем же языком - увеличение налогового бремени, угнетение населения. То есть ничего конкретного учебник по поводу причины волнения, например, 1905 года сказать не может;

  • до 19 века даты даются выборочно, наугад, кто как чувствует важность того или иного события. Выхватываются отдельные лица из истории веков с претензией на то, что они являются главными действующими лицами той или иной исторической эпохи. Другого и быть вроде не может. С 19 века начинается упоминание чуть ли не по дням проведение того или иного одного мероприятия, других мероприятий как будто и не было.

    Как не парадоксально, иногда попадается ценная практическая информация. Несмотря на это она попадает в учебник совершенно случайно вместе с потоком ненужного. Здесь заслуги автора нет. Примером такой информации может быть обобщение факта, что государства появляются после того, как появляется избыточный продукт.

    Таким образом, учебник есть сборник ненужной информации. Если всё-таки необходимо читать учебник по истории, то следует освоить искусство чтения главного и игнорирования второстепенного. Главного в 600 страничном учебнике максимум страниц на 20 в лучшем случае. Чтение подобных учебников целиком, от корки до корки притупляет интерес к истории в целом.

    Алексей Юрьев


  • http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное