Приветствую вас, уважаемые подписчики!
Сегодня мне хотелось бы попытаться объяснить вам, зачем мне понадобилось вообще
связываться с этой рассылкой. Времена сейчас нелёгкие, деньги зарабатывать надо
(тем более – дети растут), а тут придумал бесплатно писать какую-то рассылку,
непонятно ещё, заинтересует ли кого-нибудь твоя «графоманская писанина».
Итак, зачем?
1. Во-первых, меня, искренне историей интересующегося, слишком уж часто выводят
из себя высказываемые по телевидению, радио и в печати «исторические» суждения
различных людей, которые не соответствуют, на мой взгляд, исторической правде.
2. Задача историка – честного историка, так преподать материал, чтобы в нём
было максимум исторической истины и минимум идеологии. С первым пунктом открыто
не спорит никто. На второй пункт у марксистских историков взгляд был прямо противоположным.
Но я считаю, что в этом случае второе сильно влияет на первое.
Сейчас, как я уже говорил в описании рассылки, на территории бывшего СССР существует
несколько десятков версий истории, каждая с собственной идеологией.
Я не утверждаю, что напишу здесь собственную версию «совсем без идеологии».
Нет, задача стоит так:
М и н и м у м и д е о л о г и и, м а к с и м у м п р а в д ы.
О себе. Хоть один мой дедушка был латыш, а другой – чистокровный немец, а в
паспорте моём в соответствующей графе стоит «русский», сам я считаю себя литвином,
потомком мелкопоместного шляхтича из Черниговской губернии.
Может быть, читатели уже догадались, что главной темой моей рассылки станет
то, что в старину называлось Великим Княжеством Литовским, а сейчас именуется
Беларусью.
Моя задача – дать максимум достоверной информации об этой стране. Может быть,
даже «реабилитировать» ВКЛ - Литву -Беларусь в глазах современников, потому
что бывают не только оболганные историками деятели (например, Пётр Третий) но
и целые страны.
Как бывают и несправедливо вознесённые на пьедестал (Иван Сусанин, например).
Одного и того же деятеля в течение короткого времени то превозносят, то обливают
грязью. Пример из новейшей истории – Тухачевский. Сначала он был героем, народным
любимцем, затем – врагом народа, потом стал безвинной жертвой и опять был возлюбим
народом.
(Лично я не считаю его не героем и не безвинной жертвой. Все его военные успехи
– это травля восставших крестьян газами.) Бездарность, лично ответственная за
сдачу полякам Вильни и Виленского края. Если бы не он, возможно, Вильнюс ныне
был бы не столицей Летувы, а, как было на протяжении веков – столицей Беларуси
(славянской Литвы в средние века).
Но всё же я буду стараться быть объективным. В доказательство приведу то, что
раньше собирался включить в следующую рассылку.
СКАЗКА О КАСТУСЕ КАЛИНОВСКОМ
Кто такой Калиновский? В Минске, и во многих других белорусских городах есть
улицы Калиновского. В нынешнем Вильнюсе есть улица Кястаса Калинаускаса (называемого
здесь героем освобождения Литвы (подразумевая Летуву нынешнюю)). Так или иначе,
это вождь восстания 1963 года против царского самодержавия, повешенный на Лукишской
площади.
А как его в действительности звали?
Отвечаю. По церковной метрике – Викентий-Константин. Большинство католиков
в мирских делах употребляют только первое имя – примеры – Альгирдас-Миколас
Бразаускас и Казимера-Данута Прунскене. Так, вот, Калиновский всюду называл
себя Викентием. В гимназии, в петербургском университете. Такое же имя стоит
на всех подписанных им документах и на приговоре царского суда о казни через
повешение.
В 1926 году белорусский историк-коммунист В. М. Игнатовский в своём труде «Кароткi
нарыс гiсторыi Беларусi» “перекрестил” его в Кастуся Калиновского, исходя из
того, что имя Викентий – польское, католическое и не годится герою Беларуси
такое иметь.
С тех пор Викентий стал Кастусём. Во всех художественных произведениях, фильмах,
«исторических» работах отныне встречается только Кастусь Калиновский. Или же
«Кястас», но это уже по той причине, по которой Витовт стал Витаутасом, а Гедимин
– Гядиминасом.
Кстати, В. М. Игнатовский вскоре был оболган, репрессирован, его книги на 50
лет запрещены, но это уже – другая история.
Викентий-Кастусь был таким же мелкопоместным шляхтичем, как и мои предки, его
цели я одобряю, мои симпатии – на его стороне, но….
Я сторонник правды, а не псевдоисторических сказок.
_________________________________________________________________________
Все письма следует посылать ведущему рассылки – Яугену Лiцьвiну з Вiльнi –
mailto:licvin@takas.lt