Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лига граждан Ефремова

  Все выпуски  

Клио (клуб любителей истории и обществознания)


Выпуск 2-1 К вопросу о гендерных проблемах

 

0) Присказка

Дорогие земляне!

Недавно российские СМИ облетела ужасная новость. В Евросоюзе дошли до такой дури, что запретили слова папа и мама. Безответсенные или глупые журналисты принялись рассказывать страшилки о том, что теперь в странах ЕС детей обяжут называть маму  «один из родителей». Ответсевнные и компетентные журналисты пытались объяснять, что запрет касается только чиновников и официальных документов, а  вовсе не общения внутри семьи.

 

1)      Сначала о самом этом весьма ёмком термине

Что такое гендерный подход?

Цитирую словарь «Социальная психология»

Гендерный подход

Гендерный подход [англ. gender — род, пол] — исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение Г. п. в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях — использование Г. п. позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Г. п. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949).

Л. В. Попова

2) споры о матриархате.

Интернет полон споров о том был ли матриархат в прошлом, грядёт ли власть женщин в будущем. Между тем львиная доля разногласий по моему в том, что никто толком не понимает, что такое само понятие матриархат, поскольку его никто толком пока не видел. О нём остались либо мифы, либо распространяются мечты и фантазии, а то и информация, полученная в изменённом состоянии сознания.

 

 

http://www.follow.ru/article/326

 

Здесь в серьёзном научном стиле доказывается, что матриархата не было в прошлом, и нет никаких оснований для футурологов предрекать его наступление в будущем. Мне же показалось, что автор слишком примитивно трактует само понятие матриархат, понимая его как нечто зеркальное по отношению к патриархату.

 

3) Манифест воинствующего антифеминизма

http://menalmanah2.narod.ru/bookmens.htm

 Ещё одна ссылка, за которой довольно обширный и увлекательный текст. Олег Ноовсёлов написал, издал и успешно распространяет в сети умело написанную книжку под манящим названием «Женщина. Учебник для мужчин»

Цитирую небольшой фрагмент его книги, где он приводит весьма весомые доводы против матриархата:


То есть, возникает дисбаланс сил, перекос в отношениях в сторону матриархата. Женщины начинают воспитывать мальчиков более удобными в управлении, чрезмерно альтруистичными, неагрессивными, слабыми, безынициативными, ориентированными на обеспечение сиюминутных желаний женщин. Ослабление мужчин означает прежде всего то, что инстинкт вожака с присущей ему активностью и ответственностью не включается ни у кого из мужчин. Напротив, у большинства мужчин племени работают наборы инстинктов среднеранговых и низкоранговых. С каждым новым поколением матриархат усиливается, а мужчины ослабевают. В конце концов, приходит отряд сильных агрессивных мужчин соседнего племени, убивает слабых мужчин, а женщин угоняет в свою пещеру. Все. Финита ля комедия. Матриархальное племя погибло. Этим и объясняется тот факт, что в реальной жизни матриархат в чистом виде не встречается нигде. А значительный матриархальный перекос в отношениях наблюдается крайне редко только у изолированных отсталых племен где-нибудь в джунглях. На эволюционной помойке человеческих социумов. Матриархат гибелен для человеческого общества. Поэтому и не
получил распространения. Выжили и развились только те человеческие социумы, в которых сложились культурные противовесы матриархату. Как только образовывался значительный матриархальный перекос в отношениях, племя погибало. Поэтому ошибочно вообще говорить, что был какой-то эволюционный период, когда господствовал матриархат. Не было такого и быть не могло. Был эволюционный период, когда матриархат встал на пути ускорившейся эволюции нашего вида. И этот период был преодолен. Последние племена с матриархальными пережитками были в основном истреблены приблизительно 20 тысяч лет назад.

 

(конец цитаты)

 

На мой взгляд концептуальное заблуждение Олега Новосёлова не столько в его описании женской природы, (хотя к женщинам он относится явно как сексуальный потребитель) сколько в его восприятии отношений внутри мужского сообщества.

В описании того, как они зачастую складывались в прошлом, он вполне безупречен. Но он тупо пролонгирует эти отношения и на будущее, считает, что и в будущем эволюция гомо сапиенсов должна продолжаться при доминировании тупой мужской агрессивности. Между тем сам уровень развития технологий таков, что если эту агрессивность не обуздать, то вовсе не факт, что наша цивилизация доживёт до XXII века в её нынешнем сравнительно благополучном виде.

А самое главное Олег Новосёлов борется не  с матриархатом, а с крайними формами агрессивного же феменизма. И в этой борьбе я готов с ним солидаризироваться. Но он  вместо женского нового зла предлагает сохранять прежнее мужское зло. И называет это почему то эволюцией. Истинная же эволюция состоит в том, чтобы преобразовать отношения между полами так, чтобы в них было больше гармонии, к чему собственно люди стремились во все века, и не редко достигали этого и часто именно в России.

 

4)      Женское и мужское начала в философии Даниила Андреева

 

Далее я умолкаю и даю слово Даниилу Андрееву, которой в своей книге «Роза Мира» (с которой многие подписчики моей рассылки уже давно и хорошо знакомы, а некоторые даже написали и защитили или пишут диссертации) о проблеме женского и мужского начал пишет так (там будет попадаться много специфических терминов) Некоторые из них будут пояснены в конце):

 

И от мужчин, и от некоторых женщин, не обладающих глубиной понимания как раз именно женственного начала, случается услышать решительное утверждение, будто бы культурные и творческие задачи обоих полов – одни и те же, а если до сих пор в общественности, политике, науке, технике, философии, даже в искусстве женщина уступала мужчине в объёме и значительности создаваемого, то это объясняется лишь тем, что женщина всегда находилась в положении подчинённом и угнетённом.

6.3.28  Такое мнение распространено шире, чем можно было бы думать. Допустимо даже назвать его ходячим.

6.3.29  Однако разве женщина всегда и везде находилась в угнетённом положении? Уже двести лет в Европе и России двери творческого труда в области литературы и искусства были открыты – конечно, в привилегированных классах – перед женщинами так же, как перед мужчинами. Нужно ли напоминать, что, проявив бесспорную одарённость и выдвинув немалое число музыкантов-исполнителей, женщины за эти два столетия (равно, впрочем, как и за весь предшествующий период всемирной истории) не обогатили пантеон музыкальных гениев ни единым именем? Грустно, что приходится указывать на то, что среди корифеев мировой литературы на двести или триста мужских имён приходится шесть или семь женских. Уже около столетия назад женщина добилась во многих странах права на высшее образование. И она с успехом заменила мужчину на широких участках профессиональной деятельности: в больницах, лабораториях, за школьными кафедрами, даже иногда в научных экспедициях. Но где же те сотни имён выдающихся женщин-учёных, которые могли бы уравновесить сотни мужских имён, ставших известными всему миру за тот же период времени? Мировой театр блещет, как звёздное небо, именами замечательных актрис. Но приобрела ли хоть одна женщина-режиссёр действительно всемирную известность? Слыхал ли кто-нибудь о женщине – великом философе? великом архитекторе? великом государственном деятеле? знаменитом металлурге, мудром критике, замечательном организаторе производства, прославленном шахматисте? – Отрицать или игнорировать эти факты значит расписываться в полной потере объективности. Вместо отрицания фактов было бы плодотворнее изменить на них угол зрения. Одарена ли женщина менее, чем мужчина? Совершенно бесспорно, что в некоторых отношениях – да. И столь же бесспорно, что в других отношениях она обладает дарами, которых мужчина не имеет и никогда не будет иметь.

6.3.30  Было бы, разумеется, реакционным абсурдом отрицание того, что женщина может быть хорошим геологом, добросовестным инженером, талантливым художником, квалифицированным химиком или биологом, или сомневаться в полезности или ценности её работы в таких областях. Но можно и должно усвоить два бесспорных факта: во-первых, то, что список гениальных деятелей в этих областях не обогатился и вряд ли когда-нибудь обогатится женскими именами, а во-вторых, то, что незаменима и высокоодарена женщина – в другом.

6.3.31  Материнство. Воспитание детей. Творчество домашнего очага. Уход за больными и лечение. Этическое врачевание преступников. Преобразование природы. Совершенствование животных. Некоторые русла религиозной жизни. Творчество любви. И, наконец, творческое оплодотворение души того, кого она полюбила. Вот в чём женщина незаменима и безгранично одарена.

6.3.32  В первом и в последнем из этих видов творчества она незаменима абсолютно. В остальных же – мужчина уступает ей в той же мере, в какой она уступает ему на поприще государственной деятельности или технических наук. Ибо здесь требуется именно женское, женственное душевное качество: мягкость, любовная нежность, самоотдача, терпеливая настойчивость, бережность, чуткость, сердечность, внимательность.

6.3.33  В областях высшего творчества совершается нечто обратное тому, что мы видим в мире физическом: там оплодотворяющее начало – женщина, оформляющее и воплощающее – мужчина. «Божественная комедия» есть плод двоих, и без Беатриче она так же не появилась бы на свет, как и без Данте. А если бы мы вникли в глубину творческого процесса большинства великих художников, мы убедились бы, что духовное семя их бессмертных творений именно женщиной брошено в глубину их подсознания, в сокровенные творческие тайники. Мысль о постановке в Веймаре памятника Ульрике Левенцоф, вдохновившей Гёте на прекрасные стихи, – справедлива и глубока. И не нужно смущаться тем, что в большинстве биографий художников трудно доискаться внешними приёмами до тех женских имён, которые заслуживают благодарности потомков в той же мере, как имена самих художников: художники и сами не знают порой, кому они обязаны семенами своих творений. Каждый из них это узнает в своё время и в своём месте – уже за пределами Энрофа.

6.3.34  Тысячи лет в человечестве преизбыточествовало мужское, мужественное начало: сила, дерзость, гордыня, отвага, стремление вдаль, жестокость, воинственность. Существует испанская поговорка, удручающая сознание и возмущающая совесть: «Мужчина должен быть свиреп» Увы: народ, создавший эту поговорку, вполне её оправдал. Бесчеловечность конквистадоров и зверства испанской инквизиции украсили страницы всемирной истории картинами такой свирепости, что зло, от них излучающееся, не перестаёт воздействовать на души до сих пор.

6.3.35  Впрочем, и многие другие народы мало уступали испанцам на этом поприще. Тысячелетие за тысячелетием перекатывались и перекатываются по лицу земли волны войн, мятежей, революций, террора, бешеных и беспощадных расправ: бесчисленные капли, составляющие эти волны – мужские воли и мужские сердца. Говорят иногда о женской жестокости. Но, Боже мой, разве кровопролития Чингиз-ханов, Тимуров, Наполеонов, пытки застенков, ярость якобинского террора, неистовства колониальных захватов, массовые репрессии фашистских и иных диктатур начинались и возглавлялись женщинами?.. История знает женщин-отравительниц, братоубийц, детоубийц, изощрённых садисток, но не знает ни одной, чьё историческое значение сопоставимо со значением Тиберия и Нерона, Ассаргадона и Алла-эд-Дина, Торквемады и Пизарро, герцога Альбы и Робеспьера, Грозного и Скуратова, Гиммлера и Берия.

6.3.36  Робкое, загнанное в глубь семейных ячеек, женственное начало убереглось от уничтожения лишь потому, что без него сам мужчина бесплоден, как свинец, и потому что физического продолжения человечества без женщины не может быть.

6.3.37  До сих пор провозглашалось, что не только мужчина, но и женщина обязана быть мужественной. Если под мужественностью понимать смелость и стойкость в жизненной борьбе, то это, конечно, так. Но если под женственностью понимать не стиль манер и поведения, не жеманство и сентиментальность, а сочетание сердечной теплоты, внутреннего изящества, нежности и способности повседневно жертвовать собой ради тех, кого любишь, то не только женщина, но и мужчина должен быть женствен. Когда, наконец, человечество дождётся эпох, в дни которых ложно понятая мужественность не будет превращать мужчину в свирепого захватчика, в кичащегося своей грубостью драчуна, в помесь индюка с тигром? когда не будет больше воспитываться в нём фальшивый стыд перед собственной затаённой нежностью, попираемой и насилуемой им же самим?.. Трудно будет преодолевать этот тысячелетний комплекс предрассудков, предубеждений, душевной искалеченности и атавистических инстинктов, но их преодолеть нужно. Во что бы то ни стало.

6.3.38  В метаистории новейшего времени совершается таинственнейшее событие: низлияние в нашу брамфатуру новых божественно-творческих сил. Об этом событии мечтали с древних времён сердца самые возвышенные, умы самые истончённые. И вот оно совершается. Первое звено этого события – события такого значения, что его можно сопоставить лишь с вочеловечением Планетарного Логоса – имело место на рубеже XIX столетия: то было низлияние сил Приснодевы-Матери, но не безличное, как это имело место уже дважды в истории человечества, а несравненно усиленное личным своим характером. С высот Вселенной нисходила в Шаданакар великая богорождённая монада. Прозрение в Раорис – один из высочайших слоёв нашей брамфатуры, в который Она вошла тогда, – было дано почти столетие спустя Владимиру Соловьёву, когда он в Египетской пустыне звёздной ночью пережил потрясающий прорыв сознания и воочию узрел это Великое Женственное Существо. Её, Пресветлую и Благую, выражение Женственной ипостаси Троицы, мы зовём Звентой-Свентаною. \
...................
6.3.40  И не только Роза Мира отразит в Энрофе мистерию рождения Звенты-Свентаны* в одном из затомисов: возрастание женственных сил и их значения в современности сказывается и везде вокруг. Этим и прежде всего этим обусловлено всеобщее стремление к миру, отвращение к крови, разочарование в насильственных методах преобразований, возрастание общественного значения женщины, усиливающаяся нежность и забота о детях, жгучая жажда красоты и любви. Мы вступаем в цикл эпох, когда женская душа будет делаться всё чище и шире; когда всё большее число женщин будут становиться глубокими вдохновительницами, чуткими матерями, мудрыми водительницами, дальновидными направительницами людей. Это будет цикл эпох, когда, женственное в человечестве проявит себя с небывалой силой, уравновешивая до совершенной гармонии самовластие мужественных начал. Имеющий очи да видит.
__________
с л о в а р ь
Брамфатура
– почти каждое небесное тело обладает рядом разноматериальных слоёв, образующих взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Брамфатурами называются такие системы, объединённые общностью процессов, протекающих в их слоях. В большинстве брамфатур нашей Галактики основной процесс, объединяющий слои каждой из них, есть процесс борьбы Провиденциальных и демонических сил. Имеются, однако, и такие брамфатуры, которые полностью подпали под демоническую власть, и такие, которые уже полностью от неё освободились.
Затомисы
– высшие слои всех метакультур человечества, их небесные страны, опора народоводительствующих сил, обители синклитов. Вместе с созидающейся ныне Аримойей – затомисом Розы Мира – их общее число достигает тридцати четырёх.
Звента-Свентана
– великая богорождённая монада, выразительница Вечной Женственности, Невеста Планетарного Логоса, сошедшая с духовно-космических высот в верхние слои Шаданакара около полутора столетий назад* и долженствующая принять просветлённое (отнюдь не физическое) воплощение в одном из затомисов человечества. Это метаисторическое событие отразится в земном Энрофе как появление Розы Мира.
Метаистория
– 1) ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история; 2) религиозное учение об этих процессах.
Монада
– здесь: первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, богорождённая либо богосотворённая. Мироздание являет собой неисчислимое множество монад и многообразные виды создаваемых ими материальностей.
Планетарный Логос
– Великая Богорождённая монада, выразительница Бога-Сына, божественный разум нашей брамфатуры, древнейшая, самая первая из всех её монад, выразившая себя в человечестве Иисусом Христом и возглавляющая подготовку нашего мира к смене эонов. Планетарный Логос – Вождь всех сил Света в Шаданакаре.
Роза Мира
 – грядущая всехристианская Церковь последних веков, объединяющая в себе церкви прошлого и связующая себя на основе свободной унии со всеми религиями светлой направленности. В этом смысле Роза Мира интеррелигиозна или панрелигиозна. Основная её задача – спасение возможно большего числа человеческих душ и отстранение от них опасности духовного порабощения грядущим противобогом. Возникновение Розы Мира в человечестве будет отражением эфирного рождения Звенты-Свентаны в одном из затомисов.
Сакуала
– здесь: система двух или нескольких разноматериальных слоёв, тесно связанных между собою структурно и метаисторически.
Синклиты
– обитающие в затомисах метакультур сонмы просветлённых человеческих душ.
Шаданакар – собственное имя брамфатуры нашей планеты. Состоит из огромного числа (свыше 240) разноматериальных слоёв, инопространственных и иновременных.
Энроф
– имя нашего физического слоя – понятие, равнозначное современному понятию астрономической вселенной. Характеризуется наличием в нём пространства трёх измерений и времени одного измерения.
Эоны
– здесь: мировые периоды, характеризующиеся различным состоянием материальностей в Энрофе какой-либо брамфатуры. Различие этих состояний определяется тою или иной степенью проявления духовных потенций в материальности Энрофа. При этом учитываются не единичные случаи уклонения от норм, а всеобщее, доминирующее состояние. Так, во времена вступления Энрофа Шаданакара во второй эон совершится трансформа органической материи, а при вступлении в третий – трансформа также и материи неорганической. Этим самым Шаданакар выйдет из пределов мирового Энрофа.

 

 

И в заключение по традиции нашей рассылки старый бородатый анекдот иллюстрирующий каким разным может быть матриархат

 

На один обитаемый остров учёные поместили 100 мужчин и одну женщину, на другой 100 женщин и одного мужчину. И оставили их там на год. Через год учёные вернулись на эти острова и установили, что на обоих восторжествовал матриархат. На одном острове в центре был установлен трон, на котором восседала единственная женщина, вокруг неё цвёл прекрасный ухоженный сад, царили порядок, уют и гармония. Вокруг Королевы острова время от времени сновали некоторые особо приближённые к ней мужчины и старательно исполняли все её желания. вдруг один из них, нёсший поднос с манговым соком споткнулся и разлил сок. он замер в трепете и ужасе. и как гром для него прозвучали строгие но справедливые слова Прекрасной Королевы.
- за это будешь теперь не 34-м а 43-м.
на другом же острове был хаос и беспорядок, единственный островитянин вскарабкался на пальму и находился в глубокой прострации. А вокруг пальмы столпились женщины и вместе дружно трясли её с криком
- Слезай, сволочь, 5 минут кончились.
Так что матриархат матриархату рознь.

 

На этом пока прощаюсь, завтра отбываю в северную столицу, затем посещу Первопрестольную и белокаменную. По возвращении продолжу выпуски рассылки которая фактически будет выходить во второй версии. (Отсюда и новая нумерация выпусков). Если Вам не трудно расскажите о рассылке своим друзьям и попросите их подписаться на неё. Читать новые выпуске также можно будет  в моём блоге, где есть и мои контактные данные. Baranovsv.ya.ru

Форма подписки на мою рассылку в этом блоге на страничке под названием «Всё» в перечне  «интересных ссылок».

В проекте создание сайта клуба КЛИО. Но когда кто это будет делать и дойдут ли до того руки вообще, зависит от того появятся ли у меня новые соратники и помощники. Ибо существующие члены клуба заняты делами по самое не балуйся.

Задавайте вопросы и предлагайте темы, о которых вам интересно моё мнение.

 

Большое спасибо, что дочитали до конца. До свиданья!

Сергей БАРАНОВ

Землянин, историк, журналист, координатор общественного движения «Клуб КЛИО»

 

 

 

 

 

 


В избранное