Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 21 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 21. ЕВРЕИ В ИСПАНИИ (#01)

ВЕСТГОТЫ ВГОРГАЮТСЯ В ИСПАНИЮ

Первые еврейские поселенцы, возможно, прибыли в Испанию еще в эпоху Первого храма. В IV веке н.э. здесь было так много евреев, что церковный собор в Эльвире счел необходимым провести специальные законы, сокращавшие до минимума возможность мирных отношении между евреями и их христианскими соседями. В начале V века вестготы (то есть юты Западной Европы) вторглись в Испанию и покорили ее. Первое время, пока они придерживались своей старой религии, они вели себя терпимо по отношению к иноверцам, в том числе к евреям. Но после принятия католичества в конце VI века вестготские правители оказались под мощным влиянием церкви. На одном из больших церковных соборов были приняты строгие антиеврейские законы. Евреи не могли больше занимать общественные должности. Они не смели петь псалмы на похоронах, как это было принято раньше, и были вынуждены безмолвно погребать умерших. Браки между евреями и христианами были запрещены.

В 616 году в Испании воцарился фанатичный вестготский король Сизебут. С его восшествием на престол начался век жестоких преследований евреев этой страны. Детей отнимали у родителей и насильственно крестили. И многие взрослые евреи шли на крещение под страхом смерти. Вплоть до конца вестготского господства в Испании иудаизм был запрещен. Многие испанские евреи, вынужденные принять крещение, втайне оставались верными своей религии, хотя в случае разоблачения им грозили пытки и смерть. Позднее их прозвали марранами. Но этот мрачный период подходил к концу. Новые завоеватели уже готовились к походу на Испанию по ту сторону Средиземного моря.

ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ АРАБАМИ

Мавры, арабизированные кочевники Северной Африки, были в числе обращенных в религию Мухаммада. Учение ислама вдохновило их и внушило неудержимое стремление к завоеваниям. Мавры готовы были пересечь Средиземное море, чтобы покорить Испанию. Им эта славившаяся своей красотой страна казалась богатым и плодородным раем по сравнению с их сухой, песчаной и однообразной землей. Еврейские общины Северной Африки процветали в период арабского владычества. До того, под управлением Византии, они жили в бедности и подвергались жестоким преследованиям. Арабское завоевание изменило их положение. В городе Кайруан, неподалеку от развалин древнею Карфагена, была основана иешива, превратившаяся в известный центр учености. Разговорным языком этих евреев был арабский. Науки и искусства процветали в арабских странах, и многие евреи вносили большой вклад в развитие астрономии, медицины и математики. Еврейские поэты прекрасно слагали стихи по-арабски.

В 711 году полководец мавров Тарик пересек Гибралтарский пролив, а через четыре года уже почти вся Испания была под властью арабов. Многие евреи оставили свои общины в Северной Африке и двинулись вслед за армиями мавров. Старые еврейские общины Испании впоследствии испытали значительное влияние этих евреев, говоривших по-арабски и мысливших непредвзято и свободно, как это было свойственно культурному арабскому миру тех дней.

В 755 году столицей Испанского халифата стала Кордова, город на юге Испанского полуострова. Под арабской властью Испания превратилась в страну с прекрасной архитектурой, развитыми науками, поэзией и музыкой. Города изобиловали изящными зданиями в мавританском стиле, с арочными кровлями, стенами, украшенными резьбой по дереву, и узорными воротами из кованого железа. Между ними располагались сады с извилистыми дорожками, живыми изгородями и яркими цветниками. С приходом мавров в Испании началась эра свободы.

Теперь население Испании состояло из четырех этнических групп завоевателей-мавров (они же арабы), исконного населения, жившего здесь еще до прихода вестготов, христиан-вестготов и сравнительно небольшого еврейского меньшинства. На севере Испании еще сохранялось несколько небольших христианских королевств. Но весь юг страны, названный арабами Андалусией, находился в руках мусульман. Отличаясь терпимостью, новые мусульманские правители страны желали, чтобы все их подданные участвовали в жизни общества. Хотя официальным языком был арабский, а религией двора и правящего класса - ислам, все население страны пользовалось равными возможностями независимо от происхождения и веры.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Евреи Испании владели многими профессиями. Они были земледельцами и виноградарями, ювелирами и портными, сапожниками и парикмахерами. Среди них были мелкие торговцы и видные купцы. Испанские евреи занимались и светскими науками медициной, астрономией, математикой. Многие евреи получали всестороннее образование, часто путешествовали и занимали высокое положение в новом обществе. Очень многие говорили на нескольких языках. Евреи служили послами и переводчиками, выполняли коммерческие и дипломатические поручения в отдаленных странах. Многие заслужили признание как выдающиеся врачи. Одним словом, для евреев Испании наступил золотой век.

В стране был открыт ряд еврейских школ. Евреи Кордовы приняли в свою среду ученых из Вавилонии, привезших с собой копии Талмуда. Учителя из этой далекой страны познакомили испанских евреев с вавилонскими традициями изучения и толкования Закона. Главой новой академии-иешивы в Кордове стал Моше бен Ханох, выдающийся ученый из Вавилонии.

ХАСДАЙ ИБН ШАПРУТ (915—970)

Выдающийся врач Хасдай Ибн Шапрут был одним из наиболее известных членов еврейской общины Кордовы. К числу его пациентов принадлежал сам халиф, считавший его своим личным другом и советником. Хасдай знал латынь, язык официального Рима и римской церкви, и часто служил халифу переводчиком. Нередко, когда в Кордову приезжали послы из разных стран, он беседовал с ними по поручению халифа и проявил себя способным дипломатом. Иногда его самого посылали с государственными поручениями к иноземным дворам. Однажды, находясь у одного из чужестранных королей, Хасдай излечил того от серьезной болезни и в результате благодарный монарх превратился в убежденного союзника кордовского халифа.

В качестве одного из ведущих членов еврейской общины Хасдай поддерживал еврейские академии, помогал им в приобретении ценных списков Талмуда, а также оказывал личную поддержку ученым и их ученикам, поэтам и сочинителям. Беседуя с иностранными послами, Хасдай всегда расспрашивал их о делах еврейских общин в их странах, и сам переписывался с членами многих отдаленных общин.

ХАЗАРСКОЕ ЦАРСТВО

Однажды персидский посол рассказал Хасдаю о далеком Хазарском царстве, расположенном на берегах Черного и Каспийского морей, по соседству с Русью. Правит там каган (царь) по имени Иосеф Хазары — доблестные воины и храбро обороняются от воинственных соседних племен. Живут они как евреи, соблюдая законы Торы. Хасдая сильно взволновали эти новости: может быть, эти странные евреи являются потомками одного из десяти затерянных колен Израилевых?

Хасдай написал послание хазарскому царю Иосефу и отправил его с неким путешественником. Письмо прошло через многие руки, и миновало три года прежде, чем Хасдай получил ответ от царя Иосефа. В ответном послании царь хазар рассказал Хасдаю о своей стране и своем народе и о том, как они приняли еврейскую веру. Иосеф утверждал, что хазары не являются частью затерянных колен. По его словам, в VIII веке один из его предков, царь Булан, решил оставить свою старую языческую религию. Он пригласил ко двору христианина, мусульманина и еврея и внимательно выслушал рассказ каждого о принципах и смысле его веры Булан выбрал иудаизм, и многие из придворных также последовали его примеру. Со временем еще большее число хазар стало евреями.

В письме царя Иосефа выражалась радость по поводу возникновения контакта с другими евреями. Он сообщил Хасдаю, что хазары читают Библию и вместе со всеми евреями ожидают дня, когда евреи смогут снова жить в Стране Израиля и совершать богослужения в Иерусалимском Храме. Царь Иосеф выразил надежду, что Хасдай прибудет к его двору с визитом. Однако в те дни подобное путешествие занимало много месяцев, и Хасдай оказался слишком занят для этого. Между прочим, одно из классических произведений средневековой еврейской философии "Кузари" ("Книга хазара") Иехуды ха-Леви основано на предании о диспуте, который якобы состоялся в присутствии хазарского царя между иудеем, христианином, мусульманином и представителем светской философии.

Царство хазар просуществовало до конца Х века, а затем было разрушено завоевателями - русскими князьями, и его народ рассеялся по великим российским степям.

ШМУЭЛЬ ХА-НАГИД (993—1056)

После падения Кордовского халифата Испания распалась на несколько мусульманских государств. На первый план выдвинулись новые города, и среди них Гранада - столица Гранадского халифата, во владения которого входил и цветущий юрод Малага. Здесь, в Малаге, жил весьма необычный человек - Шмуэль Ибн Haгрела, родом из Кордовы, владелец небольшой лавки пряностей. Прекрасно образованный, он был философом, математиком и знатоком законов иудаизма, а также владел несколькими языками, в том числе ивритом, испанским, арабским, греческим и латынью. Придворные гранадского халифа узнали о том, что в чтении и письме ему нет равных, и многие приходили к нему с просьбой про- честь или составить послание Великий визирь халифа также был наслышан об ученом лавочнике по имени Шмуэль.

Визирь так восхитился почерком Шмуэля, его ученостью и искусством составления писем, что пригласил его в свой дворец в Гранаде и сделал своим секретарем. После смерти великого визиря халиф назначил Шмуэля на его место Шмуэль, как положено визирю, жил в великолепном столичном дворце, но остался скромным человеком и никогда не отрицал, что некогда был простым лавочником.

Подобно своему предшественнику, Хасдаю Ибн Шапруту, Шмуэль, несмотря на многочисленные обязанности государственного порядка, всегда проявлял глубокий интерес к духовной жизни еврейской общины. Он владел наиболее полным и ценным в Испании собранием книг на иврите. Шмуэль Ибн Нагрела писал респонсы и комментарии к Талмуду, а также стихотворные произведения - как на светские темы, так и предназначенные для синагогальной службы, занимался он и грамматикой иврита.

Как и Хасдай, Шмуэль помогал найти работу и средства к жизни многим поэтам и сочинителям, ученым и учащимся. Он участвовал в сборах средств для бедных евреев Малаги, а также для поддержки талмудических академий в Испании, в Вавилонии и в Эрец-Исраэль. Евреи Малаги считали Шмуэля Ибн Нагрелу главой своей общины. Его называли Шмуэль ха-Нагид, то есть "Шмуэль - князь (Израиля)".

Продолжение следует...

 

В избранное