Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 19 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 19. ПЕРЕМЕНЫ В ВАВИЛОНИИ (#02)

АХАРОН БЕН МЕИР БРОСАЕТ ВЫЗОВ ГАОНАМ

Не только вызванный караимами раскол подрывал единство евреев. Даже среди ученых-раввинистов разногласия и борьба за власть грозили нарушить непрерывность творческой жизни иудаизма. В Эрец-Исраэль воцарился мир под эгидой новых арабских правителей, и еврейские академии-иешивы стали вновь приобретать значение и вес Ахарон бен Меир, палестинский ученый, чей род восходил к самому Хиллелу, был полон решимости вырвать бразды правления из рук представителей еврейской общины Вавилонии. Но он был не в состоянии соревноваться с блестящей талмудической ученостью вавилонских гаонов и их коллег. Тогда он разработал особый план, не особенно тревожась при этом об опасности, грозившей в связи с этим единству еврейского народа.

Ахарон бен Меир помнил, как на протяжении ряда столетии евреи всех стран получали ежегодные указания наси Синедриона относительно дат еврейских праздников. Он также знал, что наси Хиллел II разработал постоянный календарь, служивший руководством для расчета праздничных дат. Опираясь на его таблицы, евреи, где бы они ни жили, могли сами производить все вычисления и отмечать свои праздники одновременно. Когда руководящее положение перешло к гаонам Вавилонии, те взяли на себя вычисление календарных дат и объявляли дни праздников каждого нового года.

Ахарон опубликовал свой календарь, основанный на его собственных расчетах и не совпадающий с предписаниями гаонов. В результате возникли путаница и хаос. Еврейские праздники отмечались в разное время в различных городах, а иногда даже и среди различных группировок одной и той же общины. Таким путем Ахарон бен Меир стремился ослабить влияние гаонов, полагая, что он в Эрец-Исраэль является не меньшим авторитетом, чем те — в Вавилонии. Страсти разгорались, народ раскололся на два лагеря.

СААДИЯ ГАОН

В это время на арене появился новый ученый, Саадия бен Иосеф, египетский еврей, чьи блестящие трактаты, направленные против караимства, помогли многим разобраться в истоках конфликта между новой сектой и приверженцами талмудической традиции. Саадия искусно защищал календарь вавилонских гаонов. В вежливом и ясно изложенном послании он разъяснил Ахарону бен Меиру допущенные им ошибки в расчетах, и призвал весь еврейский мир поддержать календарь, разработанный гаонами.

Вскоре после этого получила распространение написанная Саадией "Книга времен" — прекрасный труд, сочиненный на библейском иврите, огласованный и снабженный знаками препинания для удобства каждого, хотя бы немного владеющего этим языком. Эта книга упрощает понимание расчетов, лежащих в основе еврейского календаря, для каждого, знакомого с началами математики, еврейскими праздниками и постановлениями Хиллела II. "Книга времен" проникла в широкие круги читателей, положила конец разногласиям и восстановила единство еврейского календаря.

Эксиларх пригласил Саадию занять пост гаона Сурской академии, хотя и было принято на эту высокую должность назначать уроженца Вавилонии. Саадия оказался величайшим, самым талантливым из всех гаонов. Ему удалось вскрыть слабые места караимских воззрений и восстановить доверие общины к талмудической традиции. Саадия в совершенстве владел арабским и греческим языками. Он сделал прекрасный арабский перевод Библии. Этим переводом веками пользовались евреи всех арабоязычных стран. Кроме того, он составил грамматику языка иврит и был одним из первых ученых, сделавших попытку кодифицировать Талмуд.

Помимо всего прочего, Саадия был поэтом. Он ввел в ивритскую поэзию акростих - форму, характерную для многих арабских поэтов, его современников. Акростихами он писал как короткие произведения, так и длинные поэмы. Он настолько был увлечен поэзией, что составил словарь рифм на иврите. Во времена Саадии синагогальная служба не имела строго определенного порядка. Саадия собрал молитвы и ритуал богослужения в один из первых еврейских молитвенников, названный сиддур (то есть "порядок"), так называются наши молитвенники и поныне.

Основные деяния Саадии были связаны с его должностью главы Сурской академии. Он вырастил новое поколение ученых, составил множество респонсов в ответ на вопросы в области законов, поступавшие в адрес ученых Суры из еврейских общин различных стран. Саадия был глубоким мыслителем Его основной философский труд "Верования и мнения" разъясняет фундаментальные идеи иудаизма. В этой работе Саадия организует материал согласно новому, логическому, разработанному им методу. "Верования и мнения" были написаны по-арабски, что позволило многим неевреям получить более ясное представление об иудаизме. И в наши дни эта книга является любимым чтением многих.

Однажды эксиларх разошелся с Саадией во мнениях по важному судебному делу и безуспешно пытался склонить его на свою сторону. Страсти разгорелись настолько, что эксиларх сместил Саадию и лишил ею должности гаона. Семь лет прожил Саадия в Багдаде, вдали от своей любимой академии, пока, наконец, эксиларх не попросил его вернуться в Суру. Вскоре эксиларх умер. Саадия проявил благородство, поддержав сына эксиларха в качестве наследника престола, хотя были и другие кандидаты. При Саадии престиж и влияние гаонов Суры и Пумбедиты достигли вершины, после смерти этого великого учителя слава академий Вавилонии начала постепенно клониться к закату, а вместе с ней — и влияние гаонов.

КОНЕЦ ГЛАВЕНСТВА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ВАВИЛОНИИ

В державе мусульман происходили большие перемены, и это оказывало сильное влияние и на жизнь еврейской общины Вавилонии. Единый Арабский халифат раскололся на две части, каждая во главе со своим халифом западную со столицей в Дамаске (позднее - в Багдаде) и североафриканскую, или Египет. В 711 году арабские завоеватели основали Западный халифат в Испании. Покорившие эту страну мусульмане поощряли еврейских торговцев и купцов селиться в Испании, и вскоре Западный халифат достиг значительного расцвета. Свободно, без ограничений, участвовали тамошние евреи в строительстве новых поселений. В конечном итоге евреи Испании, с поощрения местного халифа, превратились в самостоятельнее общину со своими собственными учреждениями и институциями, отдельными от институций и учреждений Восточного халифата.

Евреи Испании, Северной Африки и Египта начали создавать свои школы. С возрастанием значения новых центров старые академии уже не привлекали к себе внимания стольких умов еврейского мира. Положение вавилонскою еврейства ухудшилось под властью правителей Восточного халифата, не бывших столь терпимыми и предприимчивыми, как мусульманские завоеватели Испании. В Восточном халифате были восстановлены ограничительные законы, и немусульманское население было вынуждено платить непосильные налоги. Многие евреи стали эмигрировать в Египет и Северную Африку, а некоторые переселились в Испанию и Италию.

Почвы Месопотамии, как и других стран "Плодородного полумесяца", за исключением Египта, постепенно теряли былую плодородность. Это также служило причиной переселения на Запад. К началу XII века евреи практически перестали обращаться в центры Вавилонии за наставлениями и советами. Хотя гаоны и эксилархи продолжали здесь существовать еще в течение двух столетии, они и их школы теперь имели лишь местное значение.

Община Вавилонии внесла в мировую еврейскую культуру огромный вклад это и Вавилонский Талмуд, и традиция респонсов, и первая грамматика языка иврит, и первый молитвенник сиддур. Жизнь этой общины была для евреев многих стран примером жизни в диаспоре. Вавилонская община не раз являла миру и пример величия, учености, единства и достоинства. С упадком этой общины закончилась одна из великих эпох еврейской истории.

Продолжение следует...

 

В избранное