Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 18 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 18. ЕВРЕИ В АРАВИИ (#02)

ХАЛИФАТ

Арабская держава все разрасталась, включала в себя все новые страны, и продолжать преследования народов иной веры стало казаться нецелесообразным. Насильственное обращение в ислам прекратилось, и евреи, как и христиане, могли снова жить более спокойно. Однако нрава и свободы "неверных", как называли мусульмане иноверцев, были сильно урезаны. "Неверные" должны были платить колоссальные налоги и подати и следовать унизительным запретам: им нельзя было ездить верхом на лошадях, они были вынуждены носить особые одежды, отличавшие их от мусульман, и не имели права носить оружие. Но соблюдать обычаи своей веры им разрешалось. Со временем арабские завоеватели стали относиться все более терпимо к покоренным. Евреи арабской державы могли исповедовать свободно свою религию и вести привычный образ жизни. Во многих частях Халифата они были впоследствии освобождены и от значительной части ограничений, наложенных на них в свое время.

Евреи утвердились в арабском обществе и вносили свой щедрый вклад в жизнь Халифата. Еврейские поэты писали стихи по-арабски, а евреи-врачи, математики и астрономы способствовали развитию наук. Еврейские купцы помогли новому государству проложить торговые пути в страны Средиземноморья. Вскоре эти купцы проникли по следам завоевателей-арабов в страны Африки и достигли далекой Испании на юго-западе Европы.

ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ В СОСТАВЕ ХАЛИФАТА

После завоевания Эрец-Исраэль Омаром условия жизни еврейского населения здесь улучшились. Арабы создали мусульманское святилище в Иерусалиме, который стал с тех пор святым городом трех религии. Евреям снова было разрешено входить в Иерусалим и молиться у остатков Западной стены Храма. Вскоре в Иерусалиме сложилась небольшая еврейская община. Еврейские общины Галилеи достигли процветания, центром науки стала академия в Тверии. В то время как гаоны Вавилонии славились своими знаниями законов, ученые Эрец-Исраэль заслужили известность своими поэтическими талантами. Страна отцов и трепетная любовь к истории вдохновляла их. Много прекрасных гимнов, созданных ими, сохранилось до наших дней и вошло в еврейские молитвенники.

МАСОРА

Помимо всего прочего, ученые Тверии были поглощены задачей установления Масоры. Слово масора буквально объясняется как "передача" и в данном случае подразумевает установление правильного, стандартного текста Священного писания для точной и верной переписки Торы и других библейских книг, то есть для "передачи" их грядущим поколениям. Ученые, выполнившие эту задачу, называются масоретами, а установленный ими образцовый текст - масоретским. Масоретский текст — тот самый, которому до сих пор следуют переписчики свитков Торы.

Масореты, озабоченные необходимостью сохранить верный текст Священного писания, рассмотрели библейский текст слово за словом, букву за буквой. В течение предыдущих столетий многие неевреи переводили Библию; нередко эти переводы бывали неточными. Даже бытовавшие среди евреев тексты различных свитков не всегда полностью совпадали. Масореты внимательно сравнили разные версии и решили, какая из них соответствует первоначальному оригиналу. Масореты трудились и в школах Вавилонии, но признанный образцовым масоретский текст был разработан в Эрец-Исраэль.

Масореты разработали также систему особых значков для огласовки еврейской письменности. Основу письменного текста составляют буквы, передающие лишь согласные звуки, а гласные добавляются и произносятся согласно особым правилам. В дополнение к знакам огласовки, масореты снабдили Священное писание системой знаков акцентуации (особая система знаков препинания), которая служит одновременно и чем-то вроде нот для кантилляции — публичного распевного чтения Торы и других частей Священного писания. Основная деятельность масоретов падает на VII-Х века. Среди них особо выделялись ученые Бен-Ашер и Бен-Нафтали.

Продолжение следует...

 

В избранное