Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 14 (#03)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 14. БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ (#03)

БИБЛИЯ ПРИОБРЕТАЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВИД

При Гамлиэле II Синедрион провозгласил, что не все сочинения религиозного характера составленные после периода персидского владычества могут считаться Священным писанием. Многие из таких "внешних" то есть не вошедших в канон сочинений, в том числе книги Маккавеев известны под названием апокрифов. Так спустя семь столетий после Эзры-писца, начавшего отбор книг для включения их в Священное писание, еврейская Библия приобрела ту форму, которая сохранена до наших дней. Старый греческий перевод Библии - Септуагинта - уже казался недостаточно точным и верным. Новый греческий перевод был сделан в Эрец-Исраэль прозелитом Аквилой, которому в этом огромном труде помогали некоторые из наиболее ученых таннаев Явне. Это был перевод, позднее использовавшийся евреями многих отдаленных общин диаспоры. От него сохранились лишь отдельные фрагменты.

Наиболее распространенным среди евреев древности переводом Библии было ее переложение на арамейский язык называемое Таргум и приписываемое прозелиту Онкелосу, которого некоторые отождествляют с Аквилой. Перевод был предназначен для еврейских масс говоривших в то время на арамейском языке. Однако и позже Таргум сохранил свое значение и печатается наряду с оригиналом на иврите в ряде новейших изданий Священного писания, а некоторые благочестивые евреи читают его вместе с недельным отрывком Библии.

РАББИ АКИВА И МИШНА

Одним из величайших ученых, преподававших в Явне, был рабби Акива. Когда-то Акива был неграмотным пастухом, мечтающим изучать Закон. Он полюбил Рахель, дочь своего богатого хозяина, и они поженились. Рахель принесла немало жертв, чтобы дать мужу возможность посвятить себя учению. Рабби Акива стал наиболее блестящим ученым своего времени. Его суждения были лаконичными и ясными. Он был не только крупнейшим ученым, но и великим учителем, и ученики стекались отовсюду, чтобы послушать его.

С помощью своих коллег Акива начал осуществление обширного проекта классификацию множества толкований Устной традиции в области законов. Он не записывал этих решений, так как это еще не было принято. Но Акива разделил законы на касающиеся субботы, брака и собственности. Установленный им порядок получил название "Мишна рабби Акивы". У Акивы была своя школа в Бней-Браке, где он лично занимался с учениками. Другие, меньшие, школы были заложены в окрестностях Явне.

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ

Годы мира, последовавшие за войной с Римской империей, еврейская община страны хорошо использовала. Под руководством таннаев Явне народ создал новые формы общинной организации. Прежний взнос в пользу Храма теперь направлялся, с добровольного согласия взносчиков, на поддержание судов и академии, на помощь бедным и нуждающимся по всей стране. Явненский Синедрион создал суды низшей инстанции во всех крупнейших еврейских общинах для разбора сравнительно несложных случаев. Более сложные дела поступали на рассмотрение Высшего суда в Явне.

Синагоги, школы и суды создавались в каждой еврейской общине. Изучение законов иудаизма происходило по всей стране. Почти каждый еврей умел читать и писать. Уровень образования в Эрец-Исраэль в то время был выше, чем в Европе, хотя всего лишь за столетие до этого значительные массы простых людей были безграмотны.

Продолжение следует...

 

В избранное