Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 13 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 13. ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА (#02)

ТИТ ОСАЖДАЕТ ИЕРУСАЛИМ

В семидесятом году Тит приступил к осаде Иерусалима. Он был полон решимости разрушить этот город и его Храм, где народ отказывался поклоняться римским богам и императорам. В эти дни защитники Иерусалима, наконец, объединились. Они сражались отважно, несмотря на голод и всевозможные лишения. Днем и ночью они слышали глухие удары римских таранов и устрашающий грохот баллист - машин, метавших в город камни по пятьдесят килограммов каждый.

Внешние стены Иерусалима поддались, как и северная стена, так и не достроенная в свое время царем Агриппой. Но евреи еще держались. В их руках оставался верхний город и столь дорогой для еврейского народа Храм. Многие надеялись, что чудо, так или иначе спасет их город. Семнадцатого числа месяца таммуз положение в Иерусалиме стало отчаянным. Впервые со времен Иехуды Маккавея были прекращены жертвоприношения из-за боев вблизи Храма. И все же его защитники продолжали сражаться. Их вожди Иоханан из Гисхалы и Шимон Бар-Гиора подавали пример геройства.

ИОСИФ ФЛАВИЙ — ИСТОРИК

Тит побуждал своих солдат, штурмовавших последнюю городскую стену, к решительным действиям, чтобы положить конец кровавой осаде. В свите его находился Иосиф, потомок Маккавеев, звавшийся теперь Иосифом Флавием - по названию родового имения Веспасиана и Тита. Из вражеского стана он наблюдал за агонией своего народа.

Годы спустя, живя в Риме, Иосиф Флавий изложил историю Иудейской войны. Этому человеку мы обязаны подробным и глубоким описанием сложных событий, приведших к падению Иудеи. В своей книге Иосиф Флавий утверждает, что предвидел неминуемое поражение Иудеи и предчувствовал, что сможет лучше послужить своему народу в качестве хронографа и историка, чем в качестве воина.

РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА

Девятого числа месяца ав 70 года (согласно традиции, это также дата разрушения Соломонова храма Навуходоносором) Тит штурмом взял Иерусалим. Один из римских солдат, взобравшись на стену Храмовой горы, бросил горящий факел внутрь Храма. В несколько мгновений святилище было объято пламенем. В тот момент в его внутренних дворах — последней твердыне евреев еще оставалось немало защитников города. Многие погибли в пламени или в отчаянии наложили на себя руки. Некоторые из бойцов пытались скрыться, чтобы затем продолжать сопротивление в каком-нибудь другом месте*.

Но это им не удалось. Иоханан из Гисхалы, Шимон Бар-Гиора и многие из их соратников попали в плен. Иосиф Флавии сообщает, что он просил Тита даровать пленникам жизнь. Некоторых ему удалось спасти, но далеко не всех. Иосиф ходил по горящему городу вынимал из огня книги и свитки Закона, но не мог сделать ничего больше Иерусалим пал и при всем влиянии, каким Иосиф пользовался в Риме, он не мог изменить трагической действительности. Падение Иерусалима привело к гибели еврейской общины Иудеи. Иоханан из Гисхалы провел остаток жизни в темнице. Шимон Бар-Гиора с семьюстами своими соплеменниками были уведены в римский плен. Множество других людей мужчины женщины дети были угнаны в Рим и обращены в рабство.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА

Во время триумфального возвращения Тита в Рим еврейские пленники были выставлены напоказ римскому населению Им пришлось пройти через весь город вплоть до Форума, неся в руках трофеи, захваченные Титом в Иудее. По заведенному обычаю римляне воздвигли триумфальную арку в честь полководца вернувшегося из победоносного похода. Арка Тита увековечившая его победу над Иудеей до сих пор высится в Риме. Один из рельефов изображает евреев взятых Титом в плен.

ПОБЕЖДЕННАЯ ИУДЕЯ

Иудея была разгромлена и народ ее покорен. Свыше миллиона людей погибло в этой войне, тысячи были уведены в изгнание и проданы в рабство. Виноградники и поля стояли заброшенными, и даже леса были сожжены. Многие города лежали в развалинах Евреи лишились независимости. Отныне Палестина безраздельно управлялась представителем римского императора.

Еврейские общины всего мира оплакивали Иудею, ее столицу — Иерусалим, но горше всего — Храм, века служивший духовным центром жизни евреев всего мира. Много еврейских пленников и рабов жило теперь в Риме. Немало их погибло на аренах цирков, где приходилось сражаться друг с другом или с дикими зверями на потеху публике. Иудея оставалась в запустении. От Храма сохранилась лишь небольшая часть западной стены *

Здесь оставшиеся в живых евреи стали собираться для молитвы, богослужения и чтения Торы. Многие рыдали, стоя у развалин Девятого ава (Тиша бе-ав) сюда сходились паломники-евреи из разных стран, чтобы оплакивать разрушенный Храм. Несмотря на потерю своей страны и Храма, евреи, в отличие от большинства своих соседей, не приняли римского образа жизни. Они продолжали жить согласно законам Торы. Тора помогала им решать все насущные вопросы, давала надежду и позволяла без страха глядеть в лицо будущему.

* Крепость Масада (Мецада) держалась еще несколько лет до 73 или 74 г. (Прим. пер.)

* Так называемая Западная стена или Стена плача (Прим. пер.)

Продолжение следует...

 

В избранное