Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 11 (#04)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА11. ИУДЕЯ ВНОВЬ ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ (#04)

КРОВАВОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ИРОДА

Эдомитянин Ирод был жестоким, чрезвычайно честолюбивым, падким на почести и богатства правителем. Он никогда не чувствовал себя вполне уверенно на иудейском престоле и всюду подозревал угрозу мятежа. Многим пришлось поплатиться жизнью из-за этих его подозрений. В начале своего царствования он назначил первосвященником младшего брата Мариамны - Аристобула. Аристобул был весьма популярен в народе, люди шумно приветствовали его на улицах и любили смотреть, когда он вел службу в Храме. Все это беспокоило Ирода. Опасаясь, что шурин организует против него заговор, он велел уничтожить Аристобула.

Ирод боялся и Гиркана, хотя тот вернулся из парфянского плена старым сломленным человеком. Гиркан был ложно обвинен им в заговоре и убит. В конце концов, Ирод перестал доверять даже собственной жене Мариамне и казнил и ее. Он боялся, что Хасмонеи лишат его престола, и пытался обеспечить свою безопасность путем террора и убийств.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ ПРИ ИРОДЕ

Несмотря на жестокость этого царя он известен в истории как Ирод Великий. Евреи ненавидели и боялись его, римляне восхищались им за то, что он приносил богатство всей империи. Ирод расширил торговые связи Иудеи. Находившаяся между Сирией и Египтом, эта страна располагалась на пересечении великих торговых путей связывавших Запад с Востоком. Иудея была первым крупным привалом караванов из Персии и Аравии. Корабли из Греции и Африки бросали якорь в ее средиземноморских портах. Купцы прибывали даже из далекой Индии.

Под управление Ирода попали и некоторые пограничные прежде независимые города, основанные греческими и римскими поселенцами. Они входили в конфедерацию, называвшуюся Декаполисом (Десятиградье), или были связаны с ней. Как часть Иудеи, эти города еще более способствовали ее обогащению. Ирод обложил народ высокими налогами. Часть этих денег доставалась Риму, другая шла на строительство в самой Иудее.

ИРОД - ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ

Ирод любил строить и возвел ряд новых городов, многим из которых дал названия в честь своих римских друзей: Тверия (Тибериада) — в честь императора Тиберия, Кесария (Цезария) — в память о Юлие Цезаре. Подражая римским обычаям, он строил также амфитеатры и цирки, где гладиаторы — в основном рабы и пленники — боролись и сражались друг с другом и с дикими зверями.

Наиболее известным строительным достижением Ирода было расширение и украшение Храма. В течение пяти веков главным Святилищем страны служил Храм, построенный вернувшимися из Вавилонии изгнанниками. Это было небольшое, скромное здание, к тому же не избежавшее следов времени. У него было мало общего с великолепным Храмом Соломоновых времен. Ирод не пожалел на реконструкцию Храма ни средств, ни сил. Его рабочие и архитекторы восстанавливали и украшали Дом Божий по частям. В течение всего своего царствования Ирод не прекращал работ по усовершенствованию храмового комплекса. Строительство началось в 20 году до н.э., а закончилось в 4 году н.э., уже после смерти царя.

Отстроенный Иродом Храм был великолепен. По всему Ближнему Востоку прокатилась весть о его красоте и величии. Как и все постройки Ирода, он был исполнен в греческом стиле. Ирод обнес территорию Храма мощной стеной, а над главными воротами поместил золотого орла — символ Римской империи. Последняя деталь глубоко оскорбила евреев. Как могли они позволить, чтобы этот военный символ осквернял мирное святилище Бога? Однажды, во время болезни Ирода, распространился слух о его смерти. Группа фарисеев немедленно устремилась к Храму и сорвала ненавистную римскую эмблему. Когда выздоровевший Ирод узнал об этом, он тут же казнил виновных. Великолепие и красота Храма принесли царю новую славу за рубежами страны, но любви своего народа он так и не приобрел.

ПОДЛИННЫЕ ВОЖДИ ИУДЕИ

Народ Иудеи не ждал более руководства со стороны царя или даже первосвященника, так как назначение и на эту должность производилось Иродом, а после его смерти — Римом. Вместо этого люди следовали наставлениям ученых и знатоков Торы — мужей Великого Синедриона. Несмотря на тиранию Ирода и его преемников — ставленников Рима, ученость по-прежнему процветала в Иудее. Устная традиция (Неписаная Тора) помогала людям в трудных вопросах повседневной жизни даже в условиях римской власти.

Согласно мишнаитскому трактату Пиркей Авот ("Поучения предков"), цепь Устной традиции началась с Моисея, который передал ее Иехошуа, а тот - старейшинам народа. От них она перешла к пророкам, передавшим ее мужам Великого собора так называемым писцам, ученым людям, бывшим подлинными вождями народа. Их последователями были ученые, составлявшие (обычно в количестве семидесяти одного человека) Великий Синедрион высший авторитет в делах религии. Из Египта и Вавилонии, Сирии и Персии съезжались и юноши, и известные своими познаниями мужи, чтобы поучиться у мудрецов Великого Синедриона и послушать их толкования законов Торы.

СИНЕДРИОН

Во главе Синедриона стояли два человека, называвшиеся "двойкой" или "парой" (зуг). Один из них носил титул наси - "глава" (в древности - "князь"), а другой - ав-бет-дин "отец (то есть председатель) суда". Обычно - но не всегда - наси был более консервативен, в то время как ав-бет-дин возглавлял оппозицию. Их споры и диспуты нередко бывали чрезвычайно острыми и отличались непревзойденным блеском, многие из этих диспутов, как и принятые в их результате решения стали знаменитыми. Наиболее прославившуюся "пару" составляли Хиллел (Гиллель) и Шаммай.

ВЕЛИЧИЕ ХИЛЛЕЛА

Хиллел был юношей с выдающимися способностями. Он прибыл в Иудею из Вавилонии в дни первосвященника Гиркана. Он мечтал учиться у Шмайи и Авталиона, которые в то время стояли во главе Синедриона. Хиллел был беден, но страстно любил учение. Чтобы платить за учебу в академии тех времен - иешиве, он был вынужден зарабатывать колкой дров и другой тяжелой работой. Но были времена, когда ему не удавалось заработать даже сравнительно небольшой суммы, необходимой для платы за ученье

Однажды, когда у него не было денег, чтобы заплатить за занятия, Хиллел холодной зимней ночью спрятался на крыше школы, чтобы послушать лекцию, но заснул от усталости. Наутро, когда возобновились занятия, присутствующие обнаружили, что в помещении темно. Взглянув на окошко в крыше, они увидели спящего Хиллела, закрывавшего свет своим телом. Тронутые его преданностью учению, учителя стали допускать юного Хиллела на лекции бесплатно, чтобы ему не приходилось больше заниматься изнурительным трудом.

Хиллел стал великим ученым. На некоторое время он вернулся в Вавилонию, чтобы преподавать там. Но вскоре его пригласили приехать вновь в Иерусалим, и войти в состав Великого Синедриона. Его мудрость была признана учеными всех еврейских общин мира. Однажды его спросили, что он считает основным принципом иудаизма. Его знаменитый ответ гласил: "Чего ты не любишь сам — не делай другим. В этом - вся Тора, а остальное - пояснения". Хиллел говорил, что путем к Закону и к Богу является миролюбие и любовь к человечеству. А в народе Израильском он превыше всего ценил единство и призывал своих учеников никогда не отделять себя от общины. Хиллел заслужил столь глубокое уважение, что должность наси — главы Синедриона стала наследственной в его роду.

ХИЛЛЕЛ И ШАММАЙ

Шаммай был также великим ученым, происходившим, в отличие от Хиллела, из богатого и знатного иерусалимского рода. Он был строг и консервативен и вел постоянные споры по вопросам Закона с Хиллелом, который смотрел на многое более снисходительно и чаще проявлял гибкость. Хиллела очень заботило, чтобы все евреи могли соблюдать Закон. Шаммай же, со своей стороны, толковал Закон столь строго, что далеко не всякий мог жить в соответствии с этими требованиями. Шаммай возводил в абсолют сохранение в неизменном виде Закона и всего еврейского образа жизни. Знаменитые дебаты между Хиллелом и Шаммаем вызывали живой интерес в еврейских общинах того времени. Где бы евреи ни собирались для учения или для молитвы, всегда обсуждались высказывания и мнения этих двух великих ученых.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное