Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории # 09


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 09)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 4. САМУИЛ И ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (3)

ФИЛИСТИМЛЯНЕ ОПАСАЮТСЯ ПОТЕРЯТЬ ВАССАЛА

Филистимляне наблюдали за успехами первого царя Израиля с немалой тревогой. Опасаясь, что вновь объединившиеся израильские колена восстанут против них, филистимляне сосредоточили свою армию на скалистой возвышенности неподалеку от Гивы. Саул созвал к Гиве израильских воинов и приготовился к сражению.

Его сын Ионатан взял на себя инициативу и предпринял смелую и эффектную вылазку. В сопровождении оруженосца, карабкаясь через узкий проход по скалам, он достиг места, возвышавшегося над филистимским лагерем. Скрытые от глаз врагов, Ионатан и его оруженосцы обрушили на них град камней и дротиков. Решив, что они окружены израильским войском, филистимляне поддались панике. В замешательстве они обратили оружие друг против друга, а затем пустились в бегство. Шум и крики достигли слуха Саула и его войска.

Они бросились преследовать бегущих филистимлян и нанесли им такое поражение, что те покинули пределы Израиля и вернулись в свои города-государства.

Однако нельзя было ожидать, что стычки с этим тщеславным и решительно настроенным врагом прекратятся раз и навсегда. Филистимляне продолжали считать себя владыками Израиля и не собирались отказываться от господства над ним без упорной борьбы. Без сомнения, они рассматривали Саула и его воинов как мятежников, незаконно противящихся филистимской власти. Вновь и вновь приходилось Саулу выступать против них.

РАЗОЧАРОВАНИЕ САМУИЛА

Саул отвечал потребности израильтян в смелом и мудром военном руководстве; однако Самуил был все же разочарован. Духовные качества Саула не всегда соответствовали высоким требованиям законов Торы. Саул оправдывался, говоря, что пожертвовал Господу значительную часть военной добычи. Но Самуил отвечал, что Бог жертвам на алтаре предпочитает духовное повиновение.

Разрыв между Самуилом — духовным наставником и Саулом — царем-воином все увеличивался. В последние годы жизни Самуил отказывался видеть царя и предсказал, что никто из сыновей Саула не унаследует престол. Старый провидец утверждал также, что в Израиле в будущем воцарится человек иного типа, с более возвышенной душой.

ЦАРЬ УДРУЧЕН

Разрыв с Самуилом тяжело подействовал на царя Саула. Он впал в состояние тревоги, плохо спал по ночам, а днем бывал настолько расстроен, что почти не разговаривал с людьми.

Престарелый провидец Самуил начал думать о назначении нового царя. Его выбор пал на пастуха Давида, младшего сына Ишая (Иессея), земледельца из города Бет-Лехем (Вифлеем), находившегося на территории колена Иехуда. Самуил тайно помазал Давида на царство, обещав ему корону в будущем. Вряд ли юный пастух понимал в тот момент всю важность церемонии, в которой принимал участие.

"СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ПЕВЕЦ ИЗРАИЛЕВ"

Вскоре после помазания Давида привели ко двору Саула, чтобы он развлекал удрученного царя игрой на арфе и пением. Окружавшие Саула люди слышали о необычайных музыкальных способностях молодого пастуха из Бет-Лехема, впоследствии прозванного в народе "сладкозвучным певцом Израилевым".

Песни Давида действовали на встревоженного царя, словно живительный бальзам. Саул часто посылал за Давидом и приглашал его ко двору. Юный певец так понравился царю, что позднее он выдал за него замуж свою дочь Михал. Глубокая дружба, связывавшая Давида с сыном Саула Ионатаном, стала одной из классических тем мировой литературы.

ДАВИД — ВОИН

"Сладкозвучный певец" Давид вскоре проявил себя и на поле боя. Он сразил Голиафа (на иврите Голиат), филистимского воина — гиганта огромного роста, устрашавшего израильский стан. По всей стране рассказывали о доблестных подвигах Давида. Народ говорил: "Саул сразил тысячи, а Давид — десятки тысяч!" Но прошло немного времени, и Давид усвоил горький урок: опасно быть популярнее самого царя.

Саул начал завидовать Давиду и относиться к нему с подозрением. Теперь давидова арфа лишь раздражала его слух, а вскоре он перестал доверять даже и собственному сыну Ионатану, дружившему с Давидом. Наконец, царь замыслил погубить молодого героя.

Ионатан узнал о планах отца, предупредил Давида и уговорил его бежать. В сопровождении нескольких верных воинов Давид бежал в горы Иудеи. Но царь Саул выследил его и здесь, и Давид понял, что в пределах Израиля ему не будет покоя. Он был вынужден искать убежища за рубежом, на вражеской земле филистимлян. Шестнадцать месяцев он провел в городке Циклаг, предоставленном в его распоряжение царем Гата Ахишем, который, без сомнения, ликовал в душе при виде признаков раздора в Израиле. Хотя Давид и его люди считались здесь гостями, филистимляне неотступно следили за ними, боясь доверять чужакам.

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА САУЛА

Филистимская армия, ободренная известиями о том, что Саул пал духом, вновь приготовилась к решительному наступлению. Ее ряды были укреплены многочисленными наемниками. Филистимляне подступили к Изреельской долине. У подножья горы Гилбоа, недалеко от тех мест, где некогда Барак и Двора разбили ханаанеев, произошла кровавая битва. Но на этот раз израильтяне были побеждены, так как мрачный и вечно встревоженный Саул уже не был человеком, способным вдохновить своих воинов. Они не выдержали напора филистимлян с их железными колесницами и превосходным оружием.

Сражение у горы Гилбоа окончилось решительным поражением Израиля. Многие тысячи нашли здесь смерть, и в их числе отважный сын Саула Ионатан с несколькими своими братьями. Сам царь Саул, не желая попасть живым в руки врага, покончил с собой, заколовшись собственным мечом.

Торжествующие враги отнесли тела Саула и его сыновей в Бет-Шеан, где выставили их на всеобщее обозрение, повесив на городской стене. Жители Явеш-Гилада*, не забывшие, как Саул некогда спас их город, под покровом ночи сняли их, чтобы филистимляне не глумились над трупами. Они похоронили царя и его сыновей в тихом, уединенном месте.

ДАВИД ОПЛАКИВАЕТ САУЛА И ИОНАТАНА

Давид был глубоко опечален гибелью царя и своего дорогого друга Ионатана. Он сложил траурную песнь, одну из прекраснейших в Библии, в которой воспел мужество двух великих воинов и оплакал их гибель в бою.

----------------------------------------------------
* Явеш-Гилад и Бет-Шеан расположены поблизости друг от друга, но на разных берегах Иордана. (Прим, пер.)
----------------------------------------------------

Продолжение следует...

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться

В избранное