Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

ГЛАВА 4. САМУИЛ И ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (1)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 07)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 4. САМУИЛ И ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (1)

ЭЛИ, ДОБРЫЙ ЖРЕЦ

В святилище, со времени Иехошуа находившемся в Шило, служил жрец Эли, которому помогали его сыновья Хофни и Пинхас. Он исполнял также обязанности судьи, и народ приходил к нему для решения споров и трудных вопросов.

Эли заметил, что время от времени в святилище Шило являлась женщина по имени Анна (Ханна), жена Элканы из холмистой страны колена Эфраим. Ханна молилась с жаром, но молча, и ее поведение казалось странным и необычным. Когда старый добрый жрец узнал, что она молится о рождении сына, он стал утешать ее, внушая веру, что Бог услышит ее молитву. Вскоре после этого у Ханны родился сын. Она назвала ребенка Самуилом (Шмуэль) - видимо от слов шама эль - на иврите "услышал Бог".

Когда Самуил подрос, благодарная Ханна привела его в Шило к жрецу Эли. Она предложила Эли взять мальчика в помощники при богослужениях. Старый жрец с радостью исполнил просьбу Ханны, и Самуил вскоре доказал, что является способным и прилежным учеником.

Юный Самуил стал утешением Эли, которого горько разочаровывали его собственные сыновья, Хофни и Пинхас. Они злоупотребляли своим высоким положением ради личного обогащения и удовлетворения своих эгоистических потребностей. Но Самуилом Эли был доволен: юноша был достоин быть вождем, судьей Израиля и служителем святилища в Шило, хотя он и не был кохеном - потомком жреческого рода Аарона. Эли обучал Самуила Закону и вере Израилевой. Прошли годы, и сын Ханны прославился среди своего народа, как знающий и мудрый человек, а со временем - как судья и пророк, вдохновляемый духом Господним.

РОКОВАЯ БИТВА ПРИ АФЕКЕ

Сила филистимлян, заклятых врагов Израиля, все возрастала. Они были полны решимости завладеть страной Израиля и все чаще нападали на ее села и города. Наконец войска обеих сторон сошлись в кровопролитной битве на равнине Афек. Уже в самом начале сражения израильтяне понесли тяжелые потери. Чувствуя, что им грозит поражение, они отступили в свой лагерь для совещания. Старейшины колен отправились к Эли с отчаянной просьбой:

- Позволь нам взять в сражение Ковчег Завета, - умоляли они. - Он вселит в нас силу и принесет победу.

Взяв с собой Ковчег, израильтяне смело вступили в бой, но превосходное оружие и боевой опыт филистимлян оказались сильнее. Множество израильских воинов пали в бою, а оставшиеся в живых обратились в бегство. Среди павших были и оба сына Эли - Хофни и Пинхас. Ковчег со Скрижалями Завета попал в руки врагов.

Бежавшие с поля боя израильтяне сообщили Эли об этом несчастье. Старый жрец, ошеломленный горестной вестью, не вынес удара и тут же умер.

МРАЧНЫЕ ДНИ ПОД ФИЛИСТИМСКИМ ИГОМ

В это отчаянно трудное для Израиля время Самуил взял в свои руки бразды правления. Провидец Самуил доказал, что он прекрасный судья, глубоко понимающий нужды народа, мудрый и справедливый в своих советах и решениях.

Филистимляне стали хозяевами страны. Они разрушили святилище в Шило. Жрецы и левиты разбрелись, куда глаза глядят. Самуил вернулся домой, в город Раму среди холмов Эфраима; люди, жаждавшие его совета, приходили к нему туда.

Нелегкой задачей было в те мрачные дни поддерживать веру в сердцах сынов Израиля. Страх и разочарование охватили народ. Израильтяне были вынуждены платить филистимлянам непосильную дань. Им было запрещено носить оружие, и даже заточка их мотыг и плугов доверялась лишь филистимским кузнецам. Только они занимались изготовлением любых изделий из железа - дорогого в то время металла. Многие из сынов Израиля в ожесточении отвернулись от веры в своего Бога и предались культу Ваала и Астарты - богов своих господ.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА НАХОДИТ НОВОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Однако, несмотря на вызванное поражением отчаяние израильтяне сумели одержать победу иного рода. Филистимляне вернули им их самое дорогое достояние: Ковчег Завета. Эти суеверные враги Израиля, страшась таинственных свойств захваченной ими святыни, начали думать, что Ковчег приносит им болезни и прочие несчастья, и поэтому переправили его обратно на израильскую территорию. Отсюда жители Кирьят-Иеарима, жившие на границе между владениями колен Иехуда и Биньямин, перевезли его в горы. Верные жрецы, Авинадав и его сын Элазар, взяли на себя заботу о Ковчеге в ожидании того дня, когда будет построено новое святилище.

А пока, лишенные культового центра и угнетаемые жестокими захватчиками, израильские колена теряли связь друг с другом более, чем когда-либо раньше. Начались междоусобицы, ведшие к дальнейшему ослаблению Израиля.

САМУИЛ - СУДЬЯ

Но вот Самуилу удалось разбить филистимлян под Мицпой. Однако этот мудрый судья и жрец понимал, что, оставаясь в родной Раме, он не сможет восстановить единство израильского народа. Подобно жрецам и левитам прежних времен, он стал разъезжать по всей стране, ободряя сынов Израиля и убеждая их держаться своей веры. Самуил обучал народ законам Торы и напоминал ему о жертвах, принесенных их предками ради завоевания страны. Он советовал им стоять на страже своих земель, так как верил, что со временем Израиль сбросит филистимское иго. Он знал, однако, что на это понадобится время: прежде всего Израиль должен вновь объединиться и собраться с силами.

НОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ САМУИЛА

Самуил увлек за собой многих последователей, которые, вдохновившись его словами, также почувствовали необходимость говорить с народом о Боге и надежде. Эти люди играли на арфах и пели, славя былые деяния Израиля. Со временем эти вдохновенные последователи Самуила стали самостоятельно организовываться в небольшие группы. Их называли пророками. Переходя с места на место, они возносили хвалу Господу, объясняли смысл законов Торы и боролись против идолопоклонства повсюду, где сталкивались с ним.

Эти ранние пророки оказывали значительное влияние на народ Израиля. В каждом городе и селе ждали их прихода и жадно внимали их словам. Пророки несли с собой новые идеи, обсуждавшиеся затем их слушателями. Вновь пробудившийся интерес к прошлому, к вере отцов способствовал возвращению сынов Израиля к ревностному соблюдению Закона и традиций.

Продолжение следует...

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться

В избранное