Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ" # 05


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 05)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 3. МОЛОДАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ПЕРИОД СУДЕЙ (1)

ЖИЗНЬ НОВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ

Находки современных археологов подтверждают, что израильтяне в Ханаане действительно ценили свою с таким трудом завоеванную свободу, и в течение первых двух столетий следовали демократическому образу жизни. Среди сынов Израиля не было богатого господствующего класса или князей, как, например, у ханаанеев. Ханаанская знать жила в добротных каменных домах, пользовалась изящно разукрашенной посудой, косметикой и дорогими льняными тканями, в то время как рабы и слуги ютились в глиняных хижинах, исполняли все тяжелые работы и трудились, обрабатывая землю и пася скот.

Израильтяне все обрабатывали свои поля, пекли хлеб и пряли себе одежду. Сами пасли своих коров, овец и коз и лично охраняли свои владения. Дома их строились из простого, обожженного на солнце кирпича.

Полученные у Синая законы защищали народ; у тех, кто следовал этим законам, не могло быть ни рабов, ни жестоких господ. Закон гласил, что израильтянин, порабощенный за долги, должен быть освобожден по истечении не более, чем шести лет. Каждый седьмой год объявлялся субботним (шмитта); в этот год земля не обрабатывалась, а то, что вырастало на ней, отдавалось бедным. Было предписано прощать долги. Раз в пятьдесят лет провозглашался так называемый юбилейный год (йовелъ). В этот особый год не только прощались или улаживались все долги; каждый участок земли, проданный хозяином из-за каких-либо трудностей, засухи или болезни, возвращался к нему или к его законным наследникам. Каждый как бы начинал жизнь заново. Так мудрые законы Синая обеспечивали свободу и достоинство всех и каждого.

СУДЬИ ИЗРАИЛЕВЫ

Люди — и мужчины, и женщины — руководившие в то время сынами Израиля и наставлявшие их, назывались судьями. Среди судей Израилевых были воины, жрецы и провидцы. Первые судьи были одновременно военачальниками, в чем израильтяне постоянно нуждались. Их села нередко подвергались набегам воинственных соседей, а города осаждались значительными военными силами. После достижения мира такой вождь обычно продолжал руководить народом, или "судить" его, как это было принято называть. Судьи занимались государственными делами и решали частные споры и тяжбы. Некоторые судьи пользовались огромным уважением за их мудрость, и люди стекались к ним со всех концов страны, прося разрешить их проблемы. Кроме того, судьи разрешали споры в области законов, личных неурядиц и решали разные общественные вопросы.

Одной из наиболее трудных задач, с которыми сталкивались судьи, было поддержание единства двенадцати колен Израилевых как народа, стремящегося к общей цели. Теперь, когда каждое колено жило само по себе на выделенной ему территории, появилась тенденция к пренебрежению великими идеалами, сплотившими их столь тесно во время скитаний в пустыне. Осевшие на севере страны колена, жившие на одинаково скалистой земле, имевшие общих врагов и общие проблемы, образовали отдельную группу. Другое объединение сложилось в обширной Изреельской долине, ближе к центру страны. Южные колена образовали еще одну группу. Обособились от прочих и колена, населявшие Заиорданье, в основном область Гилад. Эти группы не всегда поддерживали контакты друг с другом.

Во времена, когда не было сильного судьи, олицетворявшего в глазах всего Израиля центральную власть, отдельные колена, случалось, отходили от соблюдения Синайских законов. Люди из этих колен не совершали паломничеств к Скинии в Шило, почитали вместо этого ха-наанейские капища и приносили там жертвы идолам. Израильтяне многому научились у ханаанеев в области ткачества, строительного искусства, изготовления изящной посуды и более совершенных орудий труда; но, к несчастью, вместе с этим они часто склонялись к идолопоклонству.

Наиболее популярными языческими богами Ханаана были Ваал и Астарта (Баал и Ашторет; в Месопотамии их называли Бел и Иштар). Ваала представлял идол мужского пола, часто изображавшийся в виде получеловека-полубыка; он был всемогущ в глазах ханаанеев. Астарта считалась богиней плодородия и любви. Боги представлялись ханаанеям жестокими и необузданными духами, и задобрить их можно было лишь столь же жестокими и необузданными действиями.

Судьи разрушили немало языческих жертвенников, порицая тех израильтян, которые отвернулись от своего Бога. Вера израильтян подвергалась серьезной угрозе, и судьям приходилось непрестанно и терпеливо увещевать народ чтить его собственные заповеди и законы, стоявшие неизмеримо выше тех, что бытовали среди окружающих его язычников.

СУДЬИ, ПРАВИВШИЕ ИЗРАИЛЕМ

Книга Судей Израилевых рассказывает, что после смерти Иехошуа во главе народа стояли один за другим двенадцать судей, хотя о первых трех известно очень мало. Первым судьей был Отниэль, младший брат Калева, сопровождавшего Иехошуа во время разведывательной экспедиции в Ханаан. Отниэль, родом из колена Иехуда, был отличным воином, возглавившим Израиль в войне против арамейского царя Кушан-Ришатаима и изгнавшим последнего из страны. Второй судья, Эхуд, воевал с Моавом и победил его. Третий, Шамгар, отразил первый натиск филистимлян.

ХАНААНЕИ УГРОЖАЮТ СВОБОДЕ ИЗРАИЛЯ

Израильтяне были полны решимости удержать страну, завоеванную после стольких лет страданий. Они уже перестали быть полуголодными кочевниками пустыни, а превратились в земледельцев, пастухов, ремесленников, живущих в городах. Но их новый образ жизни подвергался опасности со всех сторон. Ханааней-ские воины нередко совершали набеги на их села и склады припасов. Земледельцам приходилось укрывать урожай, торговцам — товары, и дороги стали небезопасны для путников.

Хотя сыны Израиля мужественно сопротивлялись этим непрекращающимся нападениям, их сил было недостаточно против мощной армии ханаанейского царя Явина. Воины Явина под водительством полководца Сисры были хорошо обучены и вооружены и обладали тяжелыми железными колесницами. Двенадцать лет они держали в страхе Израиль. Был необходим человек, подобный Иехошуа, чтобы повести народ против царя Явина.

ДВОРА — ВОЖДЬ И СУДЬЯ

В холмистой стране колена Эфраим (Ефрем) жила мудрая женщина Двора, жена Лаппидота, ставшая великим судьей Израиля. Люди шли издалека просить ее совета. Ее дом, где она вершила суд, находился где-то между Рамой и Бет-Элем. Здесь она сидела под пальмой, а народ приходил и задавал ей свои вопросы.

Многие спрашивали мнение Дворы о ханааней-ских идолах, и она объясняла им разницу между уродливыми каменными фигурками и мощью незримого Единого Бога. С горечью выслушивала мудрая женщина-судья жалобы тех, кто лишился близких во время нападений врага. Она исполнялась гневом, когда ей рассказывали о разграбленном урожае, похищенных припасах и голоде, постигшем из-за этого народ.

Двора решила, что царь Явин может и должен быть побежден. Когда пришло время, она созвала своих союзников. Призвав к себе Барака, опытного воина из колена Нафтали, она велела ему собрать как можно больше боеспособных израильтян и готовиться к массовому походу на врага. Воины колен Звулун и Нафтали сразу откликнулись на этот призыв. Затем, вдохновленные речью Дворы, пришли ополченцы из колен Эфраим, Биньямин и Ис-сахар. Двора и Барак прибегли к тонко рассчитанной стратегии, чтобы перехитрить превосходящие силы отлично вооруженного противника. Вместе они привели израильское ополчение на гору Тавор, возвышающуюся над обширной Изреельской долиной возле речки Ки-шон.

Уверенные в легкой победе над небольшим и плохо вооруженным войском, могучий царь Явин и его полководец Сисра собрали свою армию с ее тяжелым вооружением и железными боевыми колесницами к подножью горы Тавор, ожидая атаки израильтян. С боевым кличем обрушились израильские воины на ханаанеев со склонов горы. И тут в разгар сражения, словно разверзлись небеса, и хлынул проливной дождь. Речка Кишон, в обычное время тихий ручеек, вздулась бурным потоком, захлестнувшим долину. Тяжелые железные колесницы врага увязали в густой, липкой грязи. Кони шарахались в стороны, испуганные грозой и шумом битвы. Изнемогающие под тяжестью промокших доспехов, ханаанейские воины не могли больше сопротивляться легко вооруженным израильтянам, которые, казалось, были повсюду, легко перемещаясь и поражая врагов копьями и камнями из пращей.

Самонадеянные ханаанеи были разбиты и бежали в полном замешательстве. Их полководец Сисра укрылся в шатре кенитской женщины Яэли, прося глоток воды, чтоб утолить жажду. Яэль дала прославленному воину сухую одежду, напоила его молоком и взялась охранять вход в шатер. Не зная, что муж Яэли Хевер — тайный союзник израильтян, Сисра, чувствуя себя в безопасности, погрузился в глубокий сон. Тогда Яэль убила его.

ПЕСНЬ ДВОРЫ

Велика была радость сынов Израиля, когда они узнали, что Сисра мертв, а свирепые ханаанейские воины обращены в бегство. Пророчица Двора, столь бесстрашно ведшая народ к победе, воспела благодарственный гимн Господу.

Песнь Дворы памятна всем поколениям израильских воинов. Она вдохновляла и укрепляла их дух всегда, особенно, если они сражались в тех же местах, где некогда были разгромлены ханаанеи. Многим бойцам Израиля, в то время еще не рожденным, впоследствии пришлось сражаться на плодородных полях Изреельской долины.

С победой израильтян у горы Тавор сила ха-наанеев была окончательно сломлена. Успешное завоевание земли, еще остававшейся в руках этого упорного противника, позволило сынам Израиля закрепиться на новой территории и почувствовать себя в гораздо большей безопасности. Мир снизошел на Землю обетованную — по крайней мере, на время.

Продолжение следует...

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться

В избранное