Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ" # 03


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 03)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 1. ИСТОКИ (3)

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

После того, как был разбит лагерь, Моисей взошел на гору. Несколько дней не видел его народ. А затем, как рассказывает Библия, среди потрясавших скалы грома и молний раздался Божий глас, провозгласивший Десять заповедей. Потом люди увидели, как их великий вождь медленно спускается к ним с высот и тесно сгрудились у подножия горы Синай, ожидая его возвращения.

Моисей принес им Десять заповедей, начертанных на двух каменных плитах — Скрижалях Завета. Израиль никогда не забудет дня, когда ему были даны эти десять законов, легших в основу всего законодательства еврейского народа и составивших моральное ядро его великой цивилизации. До наших дней мир чтит принципы, заложенные в Десяти заповедях. Славное событие, произошедшее на горе Синай, ежегодно отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница).

Десять заповедей скрепили Завет (союз), заключенный на скалистых высотах горы Синай между молодым израильским народом и Единым Богом. Ни один другой народ никогда не имел столь справедливого и гуманного свода законов. Отныне сыны Израиля воистину отбросили наследие Египта и обязались жить согласно этому возвышенному кодексу.

Тора — так называется наша Библия и, прежде всего, пять ее первых книг (Пятикнижие) — содержит подробное описание устройства Ковчега Завета, где хранились две священные Скрижали. Это был изящный ларец из дерева акации с ручками, позволявшими переносить его с места на место. На крышке Ковчега были изваяны два ангела, называемые херувимами. Ковчег и вся священная утварь, необходимая для богослужения, были изготовлены искусным мастером, благочестивым Бецалелем.

Моисей велел народу построить Скинию Завета под руководством Бецалеля и Охолиава. Скиния была святилищем, где израильтяне во главе со священниками (жрецами) поклонялись Богу. Она была устроена так, что ее можно было без труда разобрать и носить с собой во время переходов. Посредине стоял большой шатер на прочной деревянной раме. Внешний двор, поддерживаемый столбиками, был отделен завесой от внутреннего дворика. Во внутреннем дворике и находилась собственно Скиния (шатер), в свою очередь разделенная завесой на святилище, где жрецы возносили жертвы на алтарь (жертвенник), и Святая Святых, где хранился Ковчег со Скрижалями Завета. Святая Святых символизировала таинственное присутствие Бога среди людей. Святилище должно было служить народу постоянным напоминанием его обязательства чтить Бога верно и преданно.

Особой церемонией Моисей возвел Аарона и его сыновей в священнический сан, возлив елей (священное масло) на их головы. С этой минуты Аарон, его сыновья и их потомство становились жрецами Израиля. И по сей день потомки жрецов (кохены) принимают участие в этом качестве в синагогальной службе.

Жрецы исполняли многочисленные и разнообразные обязанности. Они совершали жертвоприношения от имени народа и возносили молитвы. Бецалель и Охолиав изготовили для них священнические одеяния, как было предписано свыше. Для первосвященника (великого жреца) Аарона они изготовили нагрудник, украшенный двенадцатью дорогими камнями разного рода; каждый из камней символизировал одно из колен Израилевых. Это одеяние первосвященник надевал во время молитвы.

Один день в неделю — субботу — израильтяне посвящали отдыху и молитве. Это мудрое и гуманное постановление представляло собой абсолютно новую для мира идею. Ни один народ, кроме евреев, не имел в те времена дня отдыха.

Уже у Синая сыны Израиля начали исполнять Десять заповедей и предписанные Торой религиозные обряды. Когда они снялись со стоянки и продолжили свой путь по пустыне, они понесли с собой в Ханаан складную Скинию и Ковчег, где покоились Скрижали Завета.

Многие среди этой огромной толпы скитальцев были искренне преданы новым идеалам. Память об Исходе и мужество Моисея, Аарона и Мирьям вдохновляли их, не давая угаснуть вере в достижение цели. Нетрудно представить, как они сидели в пустыне ночью, вокруг костра под звездным небом, пересказывая друг другу историю бегства из Египта и не переставая дивиться своему чудесному спасению.

Однако история не знает ни одного народа или племени, не обуреваемого сомнениями и недовольством. Евреи не были исключением из этого правила. Среди них было немало таких, кто жаловался и роптал. Робкие неизбежно тосковали по прежней, привычной жизни. Египет с его обильной пищей и богатыми пастбищами казался некоторым гораздо привлекательнее каменистой пустыни, где так было трудно добывать еду, а трава, необходимая скоту, всегда выжжена солнцем. Немало горьких упреков сыпалось на голову Моисея в минуты голода, жажды и угроз нападения враждебных племен.

Рассказ о "манне небесной" столь известен, что во многих языках это выражение употребляется в переносном значении. И поныне кочевники Синайской пустыни едят нечто, называемое ими манной: это сахаристое вещество, скопляющееся на ветвях дерева тамариск. Когда израильтяне впервые столкнулись с манной в своих странствиях, они обрадовались ей и сочли ее чудом. Она поистине казалась им "хлебом, ниспосланным с небес".

НА ПОРОГЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Наконец сыны Израиля приблизились к границам обещанной им Богом страны. Моисей счел разумным остановиться; было необходимо время, чтобы разведать, насколько сильны многочисленные народы, населявшие Ханаан, и составить план его завоевания. Он послал туда разведчиков, и в их числе Калева и Иехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина), своего молодого помощника. Разведчикам было приказано разузнать о существующих в стране условиях, о численности вражеских войск и о том, насколько укреплены ее города. Посланцы вернулись с разноречивыми сообщениями. Некоторые восторженно говорили о плодородии страны и в доказательство принесли с собой образцы прекрасных плодов. Другие были настроены мрачно и рассказывали о силе и огромном вооружении вражеских воинов и о мощи их крепостей.

Моисей, поняв, что израильтянам еще не хватает смелости и уверенности в себе, необходимых завоевателям, увел их обратно в пустыню, где им предстояло скитаться сорок лет.

Тора сообщает о многих трудностях, с которыми сыны Израиля столкнулись во время этих странствий. Голод и жажда были их неотступными спутниками. Враждебные племена пустыни представляли собой постоянную опасность, беспокоя народ при свете дня и еще больше ночью, когда удобнее совершать грабительские налеты. Порою Десять заповедей казались законами столь возвышенными, что реальная жизнь представлялась несовместимой с ними. То, что израильтяне все же жили в соответствии с этим кодексом, несмотря на трудности, которые ныне почти невозможно себе представить, является фактом, веками вызывавшим восхищение историков. Лишь такой человек, как Моисей, с его негаснущей преданностью великому делу и особым даром руководителя, мог поддерживать в народе силу в столь тяжких условиях. Он терпеливо разъяснял людям новые законы и заботился об их соблюдении. Итро, кенитский жрец и тесть Моисея, посетивший сынов Израиля на их пути в Ханаан, посоветовал Моисею назначить судей, которые помогут ему в трудном деле управления и наставления народа.

Может быть, именно трудности пошли израильтянам на пользу, закалив и объединив их, как не могла бы сделать быстрая победа или легкая жизнь. Необходимость — мать изобретательности — заставила сынов Израиля овладеть многими новыми искусствами и ремеслами. Они научились охотиться, изготовлять себе одежду и отражать нападения кочевых племен. Они заново постигли искусство выделки черных шатров из козьей шерсти, как это делали некоторые из их далеких предков.

К концу сорока лет скитаний в пустыне выросло и достигло зрелости новое поколение израильтян. Не многие помнили тех, кто знал оковы египетского рабства. Новому поколению не была знакома иная жизнь, кроме жизни в пустыне; иные боги, кроме Единого Бога; иные законы, кроме Десяти заповедей и постановлений Торы. Они были закалены общими трудностями и едины в стремлении к общей цели.

ИЕХОШУА НАСЛЕДУЕТ МОИСЕЮ

Моисей, великий учитель, состарился. Настало время избрать вождя, который занял бы место после его кончины. Выбор Моисея пал на Йехошуа — человека, любимого и уважаемого народом, преданного всем сердцем полученным у Синая законам и одаренного полководца. Этому талантливому лидеру Моисей завещал дело завоевания Ханаана.

Моисей знал, что сам он не доживет до этого момента. Благословив Йехошуа и передав ему бразды правления, он почувствовал, что его миссия исполнена. С вершины горы Нево Моисей пожелал своему народу счастливого пути. Потом он, уже глубокий старик, посмотрел в сторону богатой и плодородной страны, простиравшейся на многие мили от подножья горы. Вдали поблескивали воды Мертвого моря. В долине у склонов Иудейских гор серебристой лентой змеилась река Иордан. На севере вздымалась гора Хермон, увенчанная шапкой снегов. А на западном горизонте, возможно, глаза Моисея уловили голубой отблеск Средиземного моря.

Зная, что его народ вступает в Землю обетованную под руководством достойного вождя, проникнутый сознанием живительной силы великих законов, Моисей прилег отдохнуть на горе Нево. Так он и умер.

Велика была скорбь сынов Израиля, оплакивавших своего великого вождя. Моисей был учителем, отцом и пророком своего народа. Впоследствии придут другие великие вожди, но память о нем и о том неповторимом времени, когда он руководил народом, сохранится в сердцах евреев во веки веков.

Пятикнижие Моисеево, которое мы называем Торой, завершается сообщением о смерти Моисея. Ежегодно во время праздника Симхат-Тора ("Радость Торы") евреи заканчивают читать цикл еженедельного чтения отрывков из Пятикнижия, а затем все начинается заново. В день этого праздника евреи всего мира снова слышат такие слова:

"А Иехошуа бин-Нун исполнился духа премудрости, ибо Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, какие послал его Господь совершить в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его, и над всею землею его, по руке сильной и всем великим и страшным делам, какие совершил Моисей перед глазами всего Израиля".

Продолжение следует...


Другие наши рассылки по теме:

Рассылки Subscribe.Ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться

В избранное