Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История еврейского народа в эллинистическую эпоху


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru


-Иудея  под  властью Птолемеев
Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная
в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н.э.
полководцы Александра стали воевать друг с другом из-за обладания покоренными
землями. Один из главных полководцев, грек Птолемей Лаг, взял себе Египет, но
не довольствуясь этим, он вторгся с войсками  в Сирию и Иудею, вступил в Иерушалаим
и увел оттуда в Египет многих жителей. По рассказу летописцев Птолемей так легко
взял Иерушалаим потому, что напал на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться
врагу с оружием в руках.
После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между
 двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем, а Сирия,
Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была
выбрана Александрия, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители
из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что принадлежащая им по праву соседняя
Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские
цари еще долго держали Иудею под своей властью.
Дополнительный материал: Борьба диадохов за Иудею.
В ходе долгих войн между наследниками Александра ("диадохами") за господство
на Ближнем Востоке, Земля Израиля многократно переходила из рук в руки. Годы
с 323 по 301, когда она была окончательно захвачена Птолемеем 1, являются одним
из наиболее бурных периодов в истории страны.
В Сирии Антигон Монофтальм, (Циклоп, "Одноглазый"), один из диадохов, и его приближенные
поставили своей целью сохранение македонской империи в границах, установленных
Александром. Египет, в отличие от Сирии, стал базой Птолемея Лага, который был
заинтересован в отделении Египта от стальных частей империи и его независимом
существовании. Земля Израиля, которая располагалась посередине между двумя враждующими
группировками, дважды служила в те годы отправным пунктом сирийских армий для
походов против птолемеевского Египта. Птолемей, в свою очередь, по меньшей мере
четыре раза вторгался в нее в ходе боевых действий против правителей Сирии. В
ходе первого из этих вторжений, в 320-319 гг. до н.э., Птолемей установил над
страной свое господство, которое продолжалось около четырех лет, до 315 года
до н.э. Птолемей вел боевые действия против Антигона Монофтальма на территории
Страны Израиля в 312 и 302 годах до н.э. Большую часть описываемого периода страна
находилась под властью Антигона. В 301 году до н.э. Птолемей нанес решительное
поражение Антигону Монофтальму и Страна Израиля перешла под его господство. Династия
Птолемеев продолжала властвовать над ней на всем протяжении третьего века до
н.э.
Все монархи мира, с. 143-152
Иерушалаим был в числе городов, захваченных Птолемеем. Различные источники сообщают
противоречивые сведения относительно захвата Птолемеем Иерушалаима и его отношения
к евреям. В принципе, можно различить две тенденции в историографии. В соответствии
с одной из них Птолемей был врагом евреев, в соответствии с другой - их доброжелателем.
Первой точки зрения придерживался греческий историк второго века до н.э. Агафархид,
писавший об эпохе диадохов. Его слова приводит Иосиф Флавий:
“Он же овладел хитростью и обманным образом также и Иерушалаимом, а именно, вступив
в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев
не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и
вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном
веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. Об этом свидетельствует
между прочим и Агафархид из Книдоса, оставивший после себя историю диадохов,
причем таким образом глумится над нашим суеверием, приписывая ему утрату нами
свободы:
"Существует народ, - пишет он, - называемый иудеями, которые, обладая укрепленным
и большим городом Иерушалаимом, допустили его занятие Птолемеем только потому,
что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного
суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота".
Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей
Иерушалаима, из Самарии и с горы Гаризим, повел их всех в Египет и поселил их
здесь. Когда же он узнал, что иерушалаимцы отличаются особенной надежностью в
соблюдении клятв и сдержании данного слова ... он многих из них разместил по
гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем
взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность  также его потомкам.
"Иудейские древности", книга 12, 1.
Аналогичную версию приводит Иосиф Флавий и в своей книге "Против Апиона".
Историк   Аппиан   также кратко сообщает о захвате Иерушалаима Птолемеем в своем
сочинении "Сирийская история". "Послание Аристея" рассказывает о высылке и продаже
в рабство во время завоевания страны Птолемеем Первым ста тысяч жителей Иудеи.
Второй версии отношения Птолемея к евреям придерживается греческий писатель Гекатей
из Абдеры, который был современником Птолемея 1. По его словам, Земля Израиля
была завоевана Птолемеем в 312 году до н. э. Вслед за этим многие евреи присоединились
к Птолемею и даже отправились вместе с ним в Египет, потому что слышали о его
положительных личных качествах: скромности и человеколюбии. Среди евреев, последовавших
за Птолемеем, был и первосвященник по имени Езекия (Хизкиягу).
После войны у Газы Птолемей подчинил себе все сирийские земли, и многие люди
слышали о скромности Птолемея и о его любви к людям и пожелали отправиться с
ним в Египет и помочь ему править им. Среди них был и первосвященник иудейский
Езекия, человек шестидесяти лет, самый важный из своего народа и ученый муж,
с которым никто не мог сравниться в знаниях об управлении государством.
Иосиф Флавий, "Против Апиона", 1,22
Каким образом можно совместить данные противоречивые версии? Как мы уже отмечали
выше, Земля Израиля несколько раз переходила из рук в руки. Можно предположить,
что слова греческих авторов, приведенные в сочинениях Иосифа Флавия, отражают
положение дел, которое существовало в разное время, при разных завоеваниях. К
сожалению, вследствие недостаточности наших знаний о данной эпохе, не представляется
возможным отнести эти описания к определенным годам и, таким образом, прояснить
историческую картину. Историк А.Чериковер так определил стоящую перед нами проблему:
Так как Птолемей завоевывал Землю Израиля четыре раза (в 320, 312, 302 и 301
гг. до н. э.), и нам не известны ни подробности этих завоеваний, ни его политика
по отношению к жителям страны в дни мира, то отсутствует какая-либо возможность
прийти к окончательному выводу по данному вопросу. Наше видение исторической
картины зависит здесь скорее от гипотез и предположений, чем от тщательного анализа
событий.
 А.Чериковер, "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", стр. 43-44.
Однако, несмотря на вышеупомянутые трудности, А.Чериковер пытался ввести описываемые
события в более четкие исторические рамки. Далее мы приводим отрывок, в котором
он предлагает свою гипотезу происходивших событий:
Птолемей впервые завоевал Землю Израиля в 320 г. до н.э. Однако не следует относить
к этому году события, которые описывает Агафархид, как полагали некоторые историки
ранее. Аппиан в своей книге "Сирийская история" (52) свидетельствует о том, что
Птолемей достиг Сирии морским путем и таким же образом вернулся в Египет. Диодор
(18, 43) сообщает, что захват Земли Израиля осуществил полководец Птолемея Никанор.
То есть, можно заключить, что в 320 году Птолемей не был в Иерушалаиме вообще
в то время, тогда как рассказ Агафархида содержит ясное упоминание о его личном
присутствии в городе. Политическая ситуация, на фоне которой произошел захват
Иерушалаима Птолемеем, также не достаточно ясна. Почему, по мнению автора, Иерушалаим
должен был закрыть свои ворота перед Птолемеем? Ведь в описываемый период все
еще было распространено представление о единстве империи Александра, и как прежний
наместник Сирии Леомедон, так и новый наместник Птолемей, являлись представителями
центральной власти, а не самостоятельными правителями. По-видимому, в глазах
евреев смена правителей не являлась чем-либо необычным. Трудно предположить,
что Никанор встретил сопротивление с их стороны, и овладение Иудеей было мирным.
Иным было политическое положение в 312 году. Центральная власть прекратила свое
существование задолго до этого. Иудея находилась под управлением Антигона, а
Птолемей вторгся в ее пределы как иностранный завоеватель. В связи с этим большинство
исследователей считают, что именно тогда произошли события, рассказанные Агафархидом.
Однако некоторые детали происшедшего в 312 году не вписываются в данное предположение.
Во-первых, немедленно после победы при Газе Птолемей отправился в Финикию (Диодор,
19:4, 85). Можно предположить, что он сознавал важность овладения прибрежными
финикийскими городами, а потому отправился туда через Яффо и Акко, а не через
Иудею, лежавшую в стороне от кратчайшей дороги. Если Иерушалаим не был захвачен
им в начале похода, то возникают сомнения относительно его овладения городом,
так как в тот раз Птолемей находился в Земле Израиля весьма недолго. Помимо этого,
в списке городов, которые Птолемей разрушил после того, как оставил страну (Акко,
Яффо, Самария и Газа), Иерушалаим вообще не упоминается.
В-третьих, Гекатей датирует именно 312-м годом переселение первосвященника и
других евреев в Египет вследствие их желания служить мудрому и добросердечному
царю Птолемею. Можно предположить, что на протяжении своего пятилетнего правления,
320-315 годы, Птолемей завоевал симпатию жителей страны. Это становится еще более
вероятным, если вспомнить, что Антигон был тяжелым человеком и чрезвычайно строгим
властителем, и граждане Иудеи не испытывали любви ни к нему самому, ни к методам
его правления. В начале 311 года, когда Птолемей вынужден был оставить Иудею,
к нему присоединились знатные евреи во главе с первосвященником Езекией, которые
были известны своей симпатией к Птолемею и опасались мести Антигона за это.
В течение последующих десяти лет Иерушалаим находился под властью Антигона. Мы
не знаем, сумели ли евреи установить дружеские взаимоотношения с новым- старым
царем. Однако в 302 году вновь наступили кардинальные политические перемены на
Ближнем Востоке, и евреям предстояло решить, следует ли им поддержать Антигона,
который находился в тот момент в Малой Азии и готовился к решающей схватке со
своими врагами, или заново присоединиться к Птолемею. Как обычно бывало в подобных
случаях, жители Иерушалаима разделились на две партии, одна из которых выступала
за союз с Антигонам, а другая требовала поддержать Птолемея. Рассказ Агафархида
вполне соответствует данной ситуации. Птолемей не только воспользовался нежеланием
евреев сражаться в субботу, но и попросту обманул их. Притворившись другом, он
проник в город под предлогом желания принести жертву. Ревностное соблюдение заповеди
о святости Субботы помогает понять, почему евреи не оказали Птолемею вооруженного
сопротивления, когда он уже находился в городе. Однако остается неясным, каким
образом они вообще разрешили ему войти и почему поверили его обманным утверждениям.
Возникает впечатление, что его сторонники из числа городских, жителей поспешили
открыть ворота Иерушалаима. На исходе Субботы они внезапно поняли, что их город
захвачен царем Египта, что, по-видимому, было не по душе многим из них. Стоило
им начать сопротивление, как Птопемей показал всем, что он может быть и жестоким
властителем. Он безжалостно подавил недовольство и выслал множество своих противников
в Египет. Вскоре, однако, Птолемей вновь был вынужден оставить Иерушалаим. Перед
этим он разрушил городские стены с тем, чтобы город не мог служить крепостью
Антигону. Спустя один год царь Египта в последний, четвертый раз занял Иерушалаим.
Теперь ему, разумеется, не составило труда овладеть неукрепленным городом и подчинить
себе всю Иудею.
Я попытался восстановить здесь ход событий на основании имеющихся в нашем распоряжении
отрывочных сведений, которые содержатся в сочинениях различных авторов. Моя гипотеза
ни в коей мере не является окончательной и единственно верной, и вполне возможны
также и иные варианты последовательности происходившего.
А.Чериковер, "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", стр. 44-45.
Иерушалаим в веках, ч. 2, с.73-79.
Птолемей I Лаг
Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, родился в 367 г. до н.э., в 324 - 283 гг.
до н.э. - правитель и царь Египта, с ранней юности был одним из ближайших друзей
Александра Македонского. Не раз он выполнял самые трудные поручения в походах
великого полководца. После смерти Александра он считал, что его держава должна
перейти в крепкие руки. Наследники Александра этим условиям не отвечали, и тогда
он предложил выбрать правителя среди полководцев. Этот план не нашел общей поддержки.
Империя распалась, а Птолемей получил в свое владение Египет. Позже он отберет
у Антигона Иудею. Он обращался справедливо с покоренными народами. Уведенных
им раньше из Иудеи пленных он поселил в Александрии и предоставил им все гражданские
права. Способных еврейских воинов он назначал начальниками армии и вверял им
охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись
там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, вторгшимся
в их страну вместе с завоевателями греками.
В самой Иудее Птолемей оставил за жителями ту же свободу управления, что и при
 персах. Внутренними делами заведовал  первосвященник при помощи совета старейшин.
Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он обязан
был ежегодно вносить в царскую казну подать от евреев в размере 20 талантов серебра.
С.М. Дубнов, ч. 2, с. 26-27.
Живая связь, с. 65-67.
Иудейские древности, кн. 12-13.
Все монархи мира, с. 470-474.

-Септуагинта.
После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф, родившийся
в 309 году до н.э., в 283-247 гг. до н.э. был царем Египта. Положение евреев
при этом царе еще улучшилось. Филадельф, окруживший себя греческими учеными и
поэтами, заботился о насаждении в своей стране наук и искусств. При его дворе
в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные
и художественные произведения всех народов.
Предание рассказывает, что Птолемей, узнав о высоких достоинствах еврейских священных
книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для
своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских
мудрецов, сохранялся приоритет Иерушалаима. Птолемей написал письмо первосвященнику
Элеазару и попросил прислать в Александрию сведущих людей, способных перевести
еврейские книги на греческий язык. Элеазар исполнил пожелание Птолемея и прислал
72 ученых, по 12 от каждого колена Израилева, которые привезли с собой для перевода
подлинник Торы. Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал
с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко
от Александрии, и там, в полной тишине, он начали свой труд. Предание добавляет,
что каждый переводчик получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе
работы с другими переводчиками. Тем не менее, по окончании работы выяснилось,
что все 72 перевода совершенно одинаковы. На самом деле переводчики постоянно
общались друг с другом, подолгу обсуждая каждую трудность перевода Священного
текста. Перевод был вручен Птолемею в присутствии старейшин египетских евреев.
Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения
его в своих общинах, где евреи говорили по-гречески. Позднее были сделаны переводы
и остальных книг Танаха. По этим переводам эллинистический мир открыл для себя
совершенно иную культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название
“Септуагинта” - “перевод семидесяти.”
До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают,
что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире, оказал
на него фундаментальное влияние, заложив основы современной западноевропейской
цивилизации. К тому же он дал возможность эллинизированным евреям, утратившим
знание своего языка, оставаться верными религии своих предков.
Но есть и те, кто считает перевод Торы на греческий язык катастрофическим событием
в жизни еврейского народа. По их мнению миру была открыта книга, не предназначавшаяся
для всеобщего ознакомления. Противники перевода полагали, что Б-г даровал Тору
только еврейскому народу как тайное знание, теперь же в него был посвящен весь
мир. После того, как перевод Торы стал достоянием эллинистического мира, они
всеми силами старались скрыть хотя бы Устную Тору, весь тот комплекс знаний,
которые евреи накопили в ходе своей многовековой истории изучая и объясняя Письменныу
Тору.
С.М. Дубнов, ч. 2, с. 5-9.
А.Десницкий, "Септуагинта: на пути от библейской к византийской поэзии."
Иудейские древности, кн. 12, гл. 2.
Все монархи мира, с. 474-475.
Птолемей III Эвергет
При Птолемее III Эвергете, 246 - 221 гг. до н.э., Иудее угрожала большая опасность.
Сирийские цари воевали с Египтом и хотели вернуть себе Иудею. Сирийцы склонили
на свою сторону первосвященника и знать, и уговорили их отказаться от  платежей
египетскому царю. Птолемей Эвергет отправил в Иудею посла со строгим требованием
немедленной уплаты 20 талантов, грозя в противном случае наказать иудеев и раздать
их земли греческим поселенцам. Жители Иерушалаима разбились на партии; сторонники
египетского владычества были недовольны поведением знати и первосвященника. Представитель
этой партии, молодой племянник первосвященника Иосиф бен Товия, отправился в
Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея. Льстивыми речами и богатыми подарками
Иосиф сумел расположить к себе царя и убедить его  в верности иудейского народа.
Птолемей назначил Иосифа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение
был отдан отряд из 2000 солдат, для содействия в этом деле. Двадцать два года
Иосиф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время
он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как
царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее.
При нем завелись греческие порядки. Евреи из богатых слоев стали подражать жизни
греков, предавались роскоши и праздности и все более утрачивали еврейские обычаи.
Птолемей IV Филопатор.
Враждебное отношение к евреям  впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе,
221 - 205 гг. до н.э. Сирийцы вновь попытались завоевать Иудею. Сирийский царь
Антиох III Великий (см. Приложение: "Антиох")  уже завладел Галилеей и землями
к востоку от Иордана, но вскоре явился Птолемей Филопатор, разбил сирийцев в
217 г. в битве при Рафе и отнял у них завоеванные земли. Юстин сообщает нам,
что после этого удачного сражения Птолемей вполне мог бы развить успешное наступление
и отобрать все земли у Антиоха. Но Птолемей был менее всего расположен к военному
делу. Он любил веселье и попойки.
Беспечный и труднодоступный для придворных и прочих чинов Египта, он был небрежен
и равнодушен по отношению к людям, ведавшим внеегипетскими делами. Между тем
предшественники его обращали на них не только не меньшее, но скорее большее внимание.
Полибий, 5:34.
Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание
сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерушалаим и принести жертву в Храме.
Войдя в передний покой Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по
закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей,
ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Едва только царь
ступил на порог священного покоя, как ноги его подкосились и он упал в изнеможении,
так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию,
он возненавидел евреев их веру.
Сведения об этих событиях сохранила для нас Книга Маккавеев III, которая была
написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея
IV Филопатора. По своему строению книга разделена на две части. Первая часть
рассказывает о битве при Рафе и визите Птолемея Филопатора в Иерушалаим, а вторая
- о царских жестокостях и преследованиях, которым подверглись евреи Египта.
После битвы при Рафе Птолемей направился в Иерушалаим. К неудовольствию граждан
он попытался войти в Святилище Храма:
8. Когда потом Иудеи отправили к нему от совета и старейшин послов поздравить
его, поднести дары и изъявить радость о случившемся, то он пожелал как можно
скорее придти к ним.
9. Прибыв же в Иерушалаим, он принес жертву великому Б-гу, воздал благодарение
и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. и когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием, и удивляясь благоустройству
Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не
позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему
над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что
он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему,
когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал,
но когда это уже сделано, по какой бы то ни было причине, то не должно ли ему
во всяком случае войти, хотят ли они того, или не хотят.
14. Тогда священники в священных одеждах пали ниц и молились великому Б-гу, чтоб
Он помог им в настоящей крайности и удержал стремление насильственно вторгающегося;
Храм наполнился воплем и слезами, а оставшиеся в городе сбежались в смущении,
полагая, что случилось нечто необычайное.
15. И заключенные в своих покоях девы выбегали с матерями и, посыпая пеплом и
прахом головы, оглашали улицы рыданиями и стонами.
16. Другие же во всем наряде, оставивши приготовленный для встречи брачный чертог
и подобающий стыд, беспорядочно бегали по городу.
17. А матери и кормилицы, оставляя и здесь и там новорожденных детей, иные -
в домах, другие - на улицах, неудержимо сбегались во всесвятейший Храм.
18. Так разнообразна была молитва собравшихся по случаю святотатственного покушения.
19. Вместе с тем некоторые из граждан возымели смелость не допускать домогавшегося
вторгнуться и исполнить свое намерение. Они воззвали, что нужно взяться за оружие
и мужественно умереть за закон отеческий, и произвели в Храме великое смятение;
20. С трудом были удержаны старейшинами и священниками, они остались в том же
молитвенном положении.
21. Народ, как и прежде, продолжал молиться. Даже бывшие с царем старейшины многократно
пытались отвлечь надменный его ум от предпринятого намерения.
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы
совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Вседержителя, чтоб
Он помог в настоящей нужде и не попустил такого беззаконного надменного поступка.
24. От совокупного, напряженного, тяжкого народного вопля происходил невыразимый
гул;
25. казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания вопияли, как-бы
умирая уже за осквернение священного места.
Глава 2.
А первосвященник Симон, преклонив колена перед святилищем и благоговейно распростерши
руки, творил молитву:
2. "Господи, Господи, Царь небес и Владыка всякого создания, Святый во святых,
Единовластвующий, Вседержитель! Призри на нас, угнетаемых от безбожника и нечестивца,
надменного дерзостью и силою.
3. Ибо Ты, все создавший и всем управляющий, - праведный Владыка; Ты судишь тех,
которые делают что-либо с дерзостью и превозношением.
4. Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были и исполины, надеявшиеся
на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду.
5. Ты сжег огнем и серою Содомлян, поступавших надменно, явно делавших зло, и
поставил их в пример потомкам.
6. Ты дерзкого фараона, поработившего Твой святой народ Израиля, посетил различными
и многими казнями, явил Твою власть и показал Твою великую силу,
7. и когда он погнался за ним, Ты потопил его с колесницами и множеством народа
во глубине моря, а тех, которые надеялись на Тебя, Владыку всякого создания,
Ты провел невредимо, и они, увидевши дела руки Твоей, восхвалили Тебя, Вседержителя.
8. Ты, Царь, создавший беспредельную и неизмеримую землю, избрал этот город и
освятил это место во славу Тебе, ни в чем не имеющему нужды, и прославил его
Твоим величественным явлением, обращая его к славе Твоего великого и досточтимого
имени.
9. По любви к дому Израилеву Ты обещал, что если постигнет нас несчастие и обымет
угнетение, и мы, пришедши на место сие, помолимся. Ты услышишь молитву нашу.
10. И Ты верен и истинен, и много раз, когда отцы наши подвергались бедствиям,
Ты помогал им в их скорби и избавлял их от великих опасностей.
11. Вот и мы, Святый Царь, за многие и великие грехи наши бедствуем, преданы
врагам нашим и изнемогли от скорбей.
12. В таком упадке нашем, этот дерзкий нечестивец покушается оскорбить это святое
место, посвященное на земле славному имени Твоему.
13. Ибо хотя жилище Твое, небо небес, недостижимо для людей, но Ты, благоволив
явить Славу Твою народу Твоему Израилю, освятил место сие.
14. Не отмщай нам за нечистоту их и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились
беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении языка своего,
говоря: мы попрали Дом, святыни, как попираются домы скверны.
15. Оставь грехи наши, отпусти неправды наши и яви милость Твою в час сей, -
скоро да предварят нас щедроты Твои. Дай хвалу устам упадших духом и сокрушенных
сердцем; даруй нам мир".
16. Тогда всевидящий Б-г и над всеми Святый во святых, услышав молитву смирения,
поразил надмевавшегося насилием и дерзостью, сотрясая его туда и сюда, как тростник
ветром, так что он, лежа недвижим на помосте и будучи расслаблен членами, не
мог подать даже голоса, постигнутый праведным судом.
17. Тогда его друзья и телохранители, видя внезапную и тяжкую казнь, постигшую
его и опасаясь, чтоб он не лишился жизни, поспешно вынесли его, будучи сами поражены
чрезвычайным страхом.
18. Чрез несколько времени пришел в себя после испытанного наказания, он нисколько
не пришел в раскаяние и удалился с жестоким угрозами.
19. Возвратившись в Египет и умножая дела своей злобы, он с упомянутыми участниками
в пиршествах и друзьями, забывшими всякую справедливость, не только пресыщался
бесчисленными блудодействами, но дошел до такой дерзости, что произносил там
проклятия на иудеев, и многие из друзей его, смотря на пример царя, и сами следовали
его желаниям.
20. Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский - и поставил на
башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: кто не принесет жертв, тому
не ходить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа
и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать
жизни;
21. Внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса - лист
плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами.
22. Но чтобы не сделаться ненавистным для всех, он прибавил в надписи, что если
кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими
гражданами.
23. Посему некоторые, ради права гражданского презревши отечественное благочестие,
поспешно передались, как будто могли они от будущего общения с царем приобщиться
великой славы.
24. Но большая часть укрепились мужеством духа и не отпали от благочестия; они
отдавали деньги за жизнь свою и небоязненно пытались избавиться от записи, меняя
добрую надежду получить помощь, и от отпавших отвращались, почитая их врагами
своего народа и избегая всякого общения с ними и дружеского обхождения.
Книга Маккавеев III, 1:8 - 2:24.
Следует отметить,  что Книга Маккавеев III является частью особого корпуса  литературных
произведений, который ставил своей целью возвеличить Храм, рассказать о проявлениях
Б-жественной силы. Вот почему не все изложенные в ней факты можно считать научно
подтвержденными. Это, скорее, пример художественной историографии. Она отражает
распространенную тенденцию, в соответствии с которой историческое сочинение не
просто доводит до сведения читателя происшедшие события, но и пытается воздействовать
на его чувства, религиозные и нравственные убеждения. Вместе с этим ученые отмечают
и ряд достоверных описаний в книге. В частности, это касается описания обрядовой
стороны событий. Реакция жителей на желание Филопатора войти в Святилище указывает
на то, что подобные случаи были для них из ряда вон выходящими. Описываемая битва
при Рафе между Филопатором и Антиохом III так же является историческим фактом.
Нет никакой возможности проверить, соответствует ли описание спора между царем
и представителями Храма действительности. Вполне вероятно, что Филопатор, успевший
посетить другие храмы в Земле Израиля и принятый везде с колоссальными почестями,
мог утверждать, что то, что не позволено первосвященнику, должно быть позволено
ему.
По возвращении в Египет Филопатор издал указ, по которому тот, кто не желает
участвовать в языческих богослужениях по греческому обряду, не может пользоваться
гражданскими правами. В силу этого указа египетские евреи лишились всех прав,
дарованных им ранее и были поставлены в унизительное положение. Кроме этого,
царь прямо начал преследование евреев, не желавших исполнять языческие обряды.
Однажды он велел согнать множество евреев на площадь и напустить на них диких
слонов. Однако животные, напуганные криками своих жертв, бросились назад, раздавили
сопровождающую их стражу и многих зрителей-египтян. Предание прибавляет, что
после этого случая Филопатор перестал преследовать евреев.
Иерушалаим в веках, ч. 2, с. 86-90.
С.М.Дубнов, ч. 2, с. 8-9.
Все монархи мира, с. 476-477.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное