Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана 7


Информационный Канал Subscribe.Ru

Привет всем! С сегодняшнего дня подписчиков моей рассылки увеличится, так как
она переведена в каталог "Серебрянные". А что касается Истории Казахстана, то
сегодня речь пойдет о Государстве усуней, об образовании этого государства, о
культуре усуней и о другом не менее интересном.

Государство усуней

  Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры
на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное
из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе
реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать
в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию.
Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное
государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана
и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи
Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.

  Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель",
передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось,
появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного
правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил
титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два
великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники
военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами
ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п. 
  Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось
в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших
государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням
и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают
в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной
борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи
Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились. 
  Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского
государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э.
к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на
китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем
царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила
Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено
на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс.
семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого
куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны,
в Жетысу. 
  Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков,
причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну.
Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились.
В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях.
В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события
привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен
поход против северных хунну. 
  В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились.
После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36
гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось
восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого
куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства
китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат
с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба
владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским
наместником. 
  Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале
IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в.
н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи
которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена
переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили
в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После
этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней
окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним
"усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется
"уйсун". 
  Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники
отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов
лошадей. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила
в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые
поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках площадью до
150 кв.м. снабженных оросительными системами. Земледелие и оседлость древних
усуней зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Банк Гу
сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной
замуж заусуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям",
жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой источник XIX в. Хэ Цю-Тао,
ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают
полей", но "сеют деревья". 
  Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют
о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках
до н.э и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую
роль играло скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех
этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим. 
  Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и
социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои
стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит
подтверждение в письменных источниках. 
  О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники.
Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения
неодинаковы. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров
и небольшие курганы-насыпи.

Первоисточники: Книга "История Казахстана", автор: Г.Кан, тетрадь за 8 класс
(1996 год).


Ну, вот и все! Пройдена очередная тема раздела "Древние государства Казахстана
(VII в. до н.э. - V в. н.э.)". В следующий раз я расскажу вам об государстве
кангаров, которое образовалось в III веке до н.э.

Все вопросы и пожелания пишите на e-mail: yza@mail.kz


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное