Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литературная история

  Все выпуски  

Литературно-историческое мнение


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Литературно-исторические очерки
Выпуск 8
Олег Куратов " Хроники русского быта. 1950-1990гг. Неофициальная фактография"
Подписаться на рассылку:
Литературно-исторические очерки

Слово автора.
В сегодняшнем выпуске мы представляем книгу Олега Куратова "Хроники русского быта. 1950-1990гг. Неофициальная фактография".
Аннотанию к данной книге прислал нам сын писателя, Андрей Куратов. Ведущий рассылки выражает свою благодарность и надежды на дальнейшее сотрудничество.

Подписаться на рассылку:
Новое в Истории: открытия, факты, тайное и явное

Обратная связь.

Если у вас есть любимая книга, тематика которой подходит нашей рассылке, или вам понравилась недавно прочитанная, присылайте ведущему рассыки ваши отзывы. Мы с радостью опубликуем их с сохранением авторских прав.

В 2004г в Москве вышла в свет книга О.В. Куратова Хроники русского быта. 1950-1990гг. Неофициальная фактография.

Книга посвящена описанию бытовых условий и сцен из повседневной русской жизни второй половины двадцатого века. Книга составлена из коротких, не связанных, на первый взгляд, новелл и справок, совокупность которых образует мозаичную, многоплановую картину оригинального образа жизни многих миллионов людей. На основе воспоминаний автора и сохранённых им документов отображается состояние моральных и материальных устоев этого времени.

Совсем немного времени прошло после краха советской власти, вместе с которой исчез воистину эпохальный, небывалый и поучительный социальный феномен советский образ жизни. Русские люди адаптируются к новым социальным условиям и почти не обращаются к жизненному опыту прошлых лет, поскольку он неприменим к новым условиям выживания. Пройдёт каких-нибудь пять лет, и многие не смогут ответить на вопросы о том, в каких условиях жили, работали и отдыхали ближайшие предшествующие поколения.

Как они покупали продукты, одежду и автомобили? Каков был ассортимент товаров? Как получали жильё? Сколько всё это стоило? Сколько они зарабатывали? Как строились взаимоотношения людей на работе и в быту? Как делали карьеру? Как и чем занимали они своё свободное время? Что пили и чем закусывали? Какие блюда составляли праздничный семейный стол? Насколько устойчивы были нравы в те официозно пуританские времена?

На эти и другие, сугубо житейские вопросы автор отвечает на основании личного жизненного опыта и собранных на протяжении многих лет рутинных подлинных документов (квитанции, кассовые чеки, счета, билеты и т.д.).

Смысловой подтекст большинства новелл книги вращается вокруг неразрешимой головоломки: как объяснить духовную сущность русского народа, который на протяжении веков нищенствует, обладая несметными природными и интеллектуальными богатствами? Интуитивный ответ на этот вопрос дают первые два рисунка (всего в книге 62 чёрно-белых иллюстрации): на обложке книги изображены три шпиля, три ипостаси русского духа. Это ракета (символ воинственности), колокольня (православие) и бутылка водки. Предисловие книги начинается с изображения гоголевской русской тройки, которая продолжает свой непредсказуемый, бесшабашный бег по бездорожью без возницы и со страшным современным оружием, кое-как закреплённым на допотопных дровнях.

Иллюстрации книги как нельзя более соответствуют сжатому тексту, которым автор стремится передать объёмный и местами весьма сложный контекст всего лишь несколькими штрихами. Гармония содержания каждой новеллы и соответствующего ей рисунка во многом объясняется тем, что автор и художник выросли в одном и том же маленьком провинциальном городке и знают друг друга с детских лет.

Издательство ДеЛи принт, Москва, 2004г. Автор: Куратов Олег Валерьевич (095) 321-42-87

Слово автора.

Было довольно трудно определить, какую именно часть новеллы или какой абзац включить в выпуск. Книгу нужно читать всю. И, во время прочтения, мне вдруг показалось, что есть возрастная категория читателей, для которых эти временя проходили в раннем детстве, они жили в этом времени, но ничего не помнят. Возможно, когда они прочтут эту книгу, некоторые из них обретут новые воспоминания. Есть и другая категория - это люди, по своим взгядам близкие писателю. Для них это все было как будто вчера, и во время чтения, многие из них воскликнут: "А ведь как точно подмеченно! Ведь именно так и было". А остальные посмотрят с некоторым сомнением...

ЗАВЕТЫ ДЕПУТАТА
Моё знакомство с этим человеком произошло в середине шестидесятых, через его детей, с которыми мы вместе работали. Хотя он был гораздо старше меня, мы с ним очень сдружились. Я не пропускал никакой возможности повстречаться с ним, а он доверял мне и с удовольствием со мной беседовал.

Это был представительный, осанистый мудрец, с красивым русским лицом, с благородной седой шевелюрой, и с завораживающим густым баритоном. Он обладал основательными знаниями, рассудительным умом и решительной самоуверенностью, счастливо сочетавшейся с природным добродушием и врождённой вежливостью. Все эти качества просто не могли не сказаться на его положении в обществе; и действительно, к своему юбилею он немалого достиг. Родом из сибирских крестьян, он стал кадровым военным, отвоевал всю войну, был несколько раз ранен. После войны продолжал службу, учился, преподавал, дослужился до звания подполковника и «в расцвете военной карьеры» по каким-то причинам вышел в отставку. Защитил кандидатскую, затем докторскую диссертацию по истории, заведовал кафедрой в одном из новосибирских Вузов. К моменту нашего знакомства уже несколько лет был депутатом Верховного Совета СССР от Новосибирской области.

Его высказывания настолько впечатляли меня, что наиболее интересные из них я записывал в надежде дополнительно осмыслить и понять. Приведу некоторые из его мыслей; они дают представление об уровне интеллекта депутата шестидесятых годов и о некоторых «вечных вопросах», волнующих русского общественного деятеля и прежде, и сейчас.

 

О европейской цивилизации.

 

Вот сейчас (записано в 1964г – прим. автора) появилось модное словечко – инопланетяне. Так уверяю тебя, что западные европейцы по отношению к нам, и наоборот – вот это чистые инопланетяне и есть. То есть понять нам их, также как и им нас, понять, чтобы принять духовно, внутренне – это совершенно, абсолютно невозможно! То взаимопонимание , о котором трещат сейчас политики и газеты, просто немыслимо.

Во-первых, извини, но ты – технарь, не гуманитарий, тебе это осознать трудно. Но это интересно, и если будешь читать, а у тебя всё впереди, то поймёшь и заинтересуешься. Во-вторых, ты с ними не общался, да и, судя по твоей работе, вряд ли когда пообщаешься. А я в Германии, во время и после войны, и немцев, и англичан, и американцев достаточно хорошо и, можно сказать, пристрастно изучил. Да, именно пристрастно – без этого мы, русские люди, не можем вообще что-либо изучать.

Так что послушай результаты моих наблюдений и мои выводы. Ну, например, есть, казалось бы, общепризнанные добродетели, такие как милосердие, соболезнование, целомудрие, благодарность, терпение.... А ведь мы с ними все эти понятия понимаем принципиально по-разному! Да-да! А как? А вот как. Ну, возьмём хоть соболезнование. Для нас это – сопереживание боли, и физической, и душевной. Если сочувствуем данному конкретному человеку – нам так же, как и ему, больно и тяжело, и мы готовы на любое участие и помощь. Если не сочувствуем – мы, в лучшем случае, избежим встречи. А бывает и хуже: русский человек, если в душе не сочувствует, то это так и выражается, то есть бывает, что и по-хамски; а уж если сочувствует, то бывает, что и переборщит. Мы свободнее, правила приличия нам труднее прививаются: можем в случае чего и по морде съездить, и последнее отдать, а потом уж и о том, и о другом, пожалеть.

У них же всё совершенно по-другому: стряслось несчастье, следовательно, должно вступить в действие правило: нужно выразить соболезнование. В этом правиле аккуратно предусмотрено всё, обучают даже процедурам выражения соболезнования. Как такового соболезнования ты можешь не испытывать, и, мало того, они считают это даже неприличным, то есть само проявление чувства; это, брат, непристойная экспрессия , она им смешна, почитается у них за невоспитанность, за дурной тон. А вот достойно, прилично выразить соболезнование по какому-то кондово-образцовому, чугунному шаблону, это необходимо, это обязательно. А о практической, человеческой помощи в этом правиле речь и вовсе не идёт.

Также и по всем другим примерам: правила, правила и правила. Не милосердие как таковое, а правила проявления милосердия; не вежливость, то есть заведомое уважение к любому человеку, а правила вежливого поведения ; не целомудрие, а правила целомудренного поведения; не благодарность, а правила выражения благодарности... Ты понимаешь разницу? Эту разницу нам очень трудно понять, да и им тоже; они сами не заметили, когда и как произошла эта эволюция понятий, ну и, разумеется, никогда и ни за что её, эту эволюцию, не поймут и не признают. Что ты там внутри чувствуешь, – никого не касается, это – твои проблемы; но ты, голубь, будь добр, соблюдай общие правила приличия и поведения и работай над собой, иначе с тобой никто церемониться не будет. Всё воспитание – семья, система образования, усилия государства – всё направлено на это, то есть не на воспитание этих чувств, а на формы их проявления . Вернее даже будет так: они полагают, что дрессировка человека на форму поведения приведёт к воспитанию в нём выражаемых этой формой чувств. Всё подчинено одной цели: необходимости соблюдения правил поведения и приличия. А что там внутри в человеке – никому, в том числе и церкви, дела нет. Именно при таком подходе возможны такие совершенно дикие, вопиющие глупости, как индульгенции.

И личности, отдельной, конкретной личности, это очень тяжело. Отсюда все эти неврозы, психозы, комплексы, прежде всего комплекс вины, – поди, попробуй всю жизнь ежечасно сопоставлять в себе свои личные, искренние чувства и протесты с общими казёнными ярлыками, если хочешь выбиться в люди; а для этого нужно все правила всё-таки соблюсти , и точка. Давай без обиды: о Фрейде ты и не слышал, небось, ничего? Ничего, придёт время, почитаешь, ознакомишься. Это у них кумир, психоанализом занимался, сам по себе не учёный, а так, – настырный эмпирик с могучей фантазией. Но интуицию имел огромную, и вот вслепую на это, о чём я тебе толкую, наткнулся, и, как мог, интерпретировал и расписал. Попал в самую точку! Стал всеобщим идолом, особенно в Америке. Хотели было его психотерапию привить в других, неевропейских цивилизациях – нет, не приживается ни у нас, ни у арабов, ни у индусов, ни у китайцев. Другие ценности, другая общественная среда, другие психотипы.

И ты знаешь, весьма вероятно, что они выбрали правильный путь, – их уровень жизни для нас просто недосягаем. Ты просто посмотри хоть в кино на текущий исторический результат: чьи дома, товары, машины, приборы, – что бы то ни было из вещей материального мира – лучше? И все эти разговоры – догнать и перегнать, просто бессовестный вздор. Они пожертвовали многим, прежде всего, как это ни парадоксально звучит, своей личной свободой: постепенно подчинились этим правилам поведения, и скакнули на сотню лет, а, может быть, и не на одну, вперёд нас. А мы жертвовать своим внутренним раздольем не хотим, мы довольствуемся гораздо меньшим, но зато опираемся непосредственно на истинные духовные ценности, а не на их отображения и практические преломления. Видимо, нас это устраивает больше, чем достаток и комфорт.

Что при такой духовной дислокации делать? Догонять – глупость, воевать теперь нельзя, весь мир сожжём, торговать – только сырьём (а это значит идти к ним в рабство), перевоспитываться – ни нам, ни им невозможно. Никто не знает. Вам, молодым, думать и решать.

 

О сталинских жертвах и демократии.

 

То, что сейчас опубликовано по указанию Хрущёва – это тысячная доля всей правды. Скрывались не только человеческие зверства, но и порождавшая их общественно-политическая мораль. Десятки лет будут понемногу добавлять, но всего, до конца, не только мы, старики, но и вы не дождётесь. Потому что вершили всё это сообща огромные отряды людей, остающихся у власти и сейчас, и невозможно различить, кто из них посылал своих братьев и сестёр на смерть и в лагеря из идейных соображений, а кто – из шкурных. И они продолжают, и будут продолжать делать то же самое и впредь, скажем так, в новых рамках, и мы все им не помеха, потому что они вырастают из нас же.

С другой стороны, допустить у нас все западные так называемые свободы – это будет простое обезьянничанье, и ничего, кроме анархии и развала, это не даст. Ты совсем молод, и не видел воочию то, что Пушкин назвал русским бунтом. И ведь никто к Пушкину так и не прислушался! А других предупреждений сколько было? А я видел и революцию, и войну, и нашего русского человека в этих стихиях. Скажу тебе честно: не приведи Господь! Ты даже вообразить этого не в силах! Поэтому нам нужна палка, все это понимают, но не могут никак подобрать нужную, так, чтобы и удержать от кровавой вакханалии, и дать в то же время разумную долю свободы. Одно ясно: спешить в этих делах, как это сейчас Кукурузник (Хрущёв) делает, очень опасно. Нужно медленно, продуманно, отпускать понемногу, но и не тянуть. Вот этого самого – чувства меры и методичности – самого важного в таких делах, у нас и не хватает. И вы, новая интеллигенция, должны его обрести и всем навязать.

 

О текущем экономическом положении.

 

Я не экономист, но мне время от времени приходят в голову мысли о невероятности, даже сказочности того, что у нас в стране происходит: вот уж, действительно, откуда что берётся? Квартиры дают бесплатно. Лечат и в поликлиниках, и в больницах бесплатно. Хлеб, овощи, крупы, электроэнергия, газ, транспорт и многое другое – практически тоже бесплатно. Образование любого уровня – бесплатно... Конечно, квартиры маленькие, да и средний уровень жизни невелик, но повышается, пусть медленно, но ведь ползёт же! А откуда финансы, или как их там, – источники средств, откуда? Всем известно, что бесплатного ничего не бывает. Значит, что-то даёт большущий доход, – а что? Производство? Продажа сырья? Или мы всё же живём в кредит?

Вот мы в нашем институте расширяем приём студентов. Это значит, мы расширяем коллектив преподавателей, свои площади, площади общежитий, столовой и прочее. Нужны деньги на стипендию, на жалованье и жильё преподавателям, на строительство, на оборудование, на практику и на командировки. Деньги, вроде бы, большие, но всё-таки смешные по сравнению с другими статьями, например, с сельским хозяйством или с военными расходами.

Например, спустили на воду новый корабль или лодку подводную. Затратили огромные деньжищи, – но ведь это не всё: там полно офицеров, матросов, им надо платить, строить им жильё, содержать семью, обучать детей... А начальства в округе и в Москве сколько? Я в армии полжизни провёл, уж я-то знаю... А горючки и прочего на этот корабль? А база ремонтная, её персонал, и опять же зарплата и жильё? И так с каждым новым кораблём, лодкой, ракетой, самолётом, радиолокационной станцией, танком, базой, – ведь это же прорва! Откуда денежки на всё это берутся?

И, главное, кто и как эти денежки считает? Вот у нас в обкоме денежки распределяют не из наличия, а из потребностей. Всё пораспишут, как того требуют директивы и текущий момент , потом появляется наличие, – начинается обрезание. Обрезают всех понемногу, поэтому у всех всё не достроено и не доделано, вложенные ранее деньги не работают... И так не только у нас, а по всей стране. Там, наверху, всё это понимают, а сделать ничего не могут, – всё увязло. Все пробивают свои интересы, не считаясь ни с другими, ни с общим положением. Получается, живём не по средствам, а за это со временем придётся отвечать всем миром. Мы умрём, а вам – отвечать.

 

Автор: Кривец Татьяна Рассылка 'Литературно-исторические очерки' 18.10.2004

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.historicalessay
Отписаться

В избранное