Доброе время суток!
Сегодня в рассылке - выступление Сызранца о философских корнях идеологии ЕС.
===================================================================
Сызранец (31.05.2005 13:38:11):
Vive la France! Законы Жизни проявились в отторжении французами планов мондиализации
и жизнеотрицающих сил…
...Гегельянцы контролировали умственную жизнь в советском обществе в той мере,
в какой марксизм был модификацией гегельянства. Русскую революцию осуществили
гегельянцы. Францию с революционной Россией связывала, как считают некоторые
специалисты, якобинская традиция.
Такая позиция была характерна для французских интеллектуалов, на которых большое
влияние оказывал Кожев Александр [Kojeve] – французский философ русского происхождения.
Его настоящая фамилия Кожевников Александр Владимирович. Родился в Москве в 1902
г. в семье богатых московских купцов. Сводным братом его отца был художник Василий
Кандинский.
В юные годы увлёкся революционными идеями. Чуть было не был расстрелян ЧК. В
1920 г. перебрался в Польшу, где был опять арестован. После недолгого содержания
под стражей закончил Гейдельбергский университет и защитил диссертацию под руководством
Карла Ясперса.
Его мать оставалась в Москве. Затем Кожев отбыл в Париж. В 1933 он стал профессором
Сорбонны. В 1937 году становится французским гражданином.
В L’Ecole Pratique des Hautes Etudes проводил семинар по гегелевской «Феноменологии
духа», который привлёк таких крупных французских мыслителей ХХ века, как Андре
Бретон, Жорж Батай, Морис Мерло-Понти, Раймон Арон, Жак Лакан, Раймон Кено. Р.
Арон отзывался о Кожеве как о величайшем уме, с которым ему довелось встречаться,
говорил, что «он умнее Сартра».
Идеи Гегеля истолковывал в духе экзистенциализма. Некоторые специалисты называют
Кожева первым русским экзистенциалистом. Подчеркнём, что, как считает Л.Н. Гумилёв,
«по существу, в плане истории мысли, экзистенциализм – это изощрённый вариант
философского иконоборчества и попытка ухода от христианства к иудаизму».
В 1945 году, используя связи, вошёл во французскую административную элиту. Стал
работать в Управлении внешней торговли Французской Республики. С 1948 года -
секретарь Организации экономического сотрудничества и развития. Он влиял на все
важные соглашения по международной торговле и на деятельность международных торговых
организаций, Общего рынка. Кожев был среди тех, кто закладывал основы Всеобщего
соглашения о тарифах и торговле и Европейского союза. В частности, была принята
его схема таможенных пошлин. Участвовал
в разработке стратегии торговых отношений Севера и Юга. Умер при исполнении служебных
обязанностей в 1968 году, председательствуя на одном из заседаний в Европейском
сообществе.
А. Кожев — источник основной идеи эссе Ф. Фукуямы «Конец истории»: идеи о том,
что история имеет направление и конец. Как известно, К. Маркс полагал, что историческое
развитие имеет целенаправленный характер и закончится, достигнув коммунистической
фазы, которая и разрешит все противоречия. Такая концепция истории была заимствована
К. Марксом у великого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля. Итак, мы видим, что представители
и либерального, и коммунистического течений говорят о «конце истории».