Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дискуссии на сайте Gumilevica

  Все выпуски  

Дискуссии на сайте Gumilevica


Информационный Канал Subscribe.Ru



        Доброе время суток!

     Сегодня в рассылке - как всегда объемистое сообщение Марины на тему влияния
религии на развитие этноса. Орфография и пунктуация автора сохранены.

================================================================
Марина, Orh700@rambler.ru (16.03.2004 12:40:31):

РЕЛИГИЯ И ЭТНОС
\
Ну, и действительно, зададимся вопросом, а как же взаимодействуют религия, как
элемент культуры и этнос, как объединение людей с уникальным стереотипом поведения?
Или же такого взаимодействия нет?
Гарвардские «стратеги» делят мир по принципу религиозных цивилизаций, себя отнеся
к иудейско-христианской (католическо-протестантской) цивилизации, а мы в этой
классификации называемся православно-славянской цивилизацией.
Поэтому, как мне кажется, разговор в ключе «религия-этнос», должен состояться
у нас на Форуме!
\
Тяга к иррациональному заложена в нашей психике.
Религиозность является функцией бессознательного.
Первые попытки иррационального – божественного – объяснения явлений реального
мира, отмечаются уже у неандертальцев.
Ну, и далее, если мы очень быстро пробежимся по истории религии, то эта линия
будет выглядеть примерно так: обожествление сил природы – язычество, далее, политеизм,
типа Древней Греции и Рима, (тут очевидно можно еще говорить и о некоторых современных,
например, индуистских, верованиях), далее – монотеизм: Иисус Христос, Аллах,
Будда, Иегова, Ахура Мазда…
И, замыкает эту линию - атеизм, а, именно, в своей наиболее прогрессивной форме:
научный атеизм. (Ибо есть еще и – воинствующий)!
Таким образом, отметим, что доминантой культурного развития человеческого общества
от кроманьонца (50 тыс. лет до н.э.) до, примерно, XVI в. н.э., являлась в той
или иной форме, вера в сверхъестественное иррациональное – Бога!
С развитием научного пути познания природы, а именно с XVI – XVII вв. н.э. (я
не хочу обижать ученых более ранних веков, ну, например, Омара Хайяма (1048-1131),
поэта, математика, философа, уж явного атеиста. НО, «одна дождинка – еще не дождь»),
появляется некое скептическое отношение к Творцу – атеизм.
\
И, действительно, до нас дошел целый пантеон богов и богинь Эллинско- Древнеримского
суперэтноса; или же, о влиянии религии на культуру в эпоху Возрождения Западноевропейского
суперэтноса говорить я не буду!
Нас в данном контексте интересует наша Россия!
\
Итак, православно-славянская цивилизация (по Гарварду) или же русский этнос и,
соответственно, Российский суперэтнос!
Вообще, на мой взгляд, понятие - верование – чересчур интимное понятие. Возьмем,
к примеру, воинствующего атеиста, который громогласно хулит Бога и Церковь, а
сам тайком трепетно сжимает нашейный крестик!
Или же обратное: некто, на словах исповедующий православные ценности, а по жизни,
скажем, оказывается вором и растлителем.
Я, может быть, несколько гиперболизирую, но, скажите, разве такие крайности не
возможны?
Это я к чему?
Как мы помним, Православие пришло на Русь в X веке.
Это была пришлая религия.
Но, было ли оно доминирующей религией, скажем, до пассионарного толчка XIII века?
А, после?
Пассионарный толчок XIII века «создал» нас с вами, такими какими мы являемся
сейчас, наше этническое стереотипическое поведение. Но, вот вопрос – а, является
ли православное мировоззрение нашей этнической стереотипической чертой характера?
До принятия православия на Руси князь Владимир пытался создать единобожие на
основе божеств древнерусского пантеона, а именно, на основе бога вселенной Сварога
и его женской ипостаси – Макоши.
Но, тогдашняя политическая ситуация потребовала христианства…
И, что же, исчезли ли эти древние верования из генной памяти русского этноса,
или же скажем по-другому, из ЭТНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА?
Отнюдь - нет!
И, самые яркие проявления этого древнего язычества - праздники: Каляда, посвященная
дню зимнего солнцеворота (25 декабря); Масленица, в той или иной мере, по своим
срокам приближающаяся ко дню весеннего равноденствия (20 марта) или же начала
нового Зодиакального года; Купала (Иванов день в православной традиции), посвященный
дню летнего солнцестояния (22 июня)!
(Любовь под «цветущим» папоротником – эт-т-т-о что-то)!
И все это относится к чертам нашего русского своеобразия, которые в свою очередь
являются формой проявления, вот того самого бессознательного, как индивидуального,
так и коллективного, то есть, генно «прошиты» в нас, и никуда мы от этого не
денемся!
Можно конечно подавлять, но тогда появятся комплексы!
\
Теперь Православие, подарившее России тысячелетнюю культурную традиционность.
Вся человеческая жизнь на Руси была четко регламентирована ритуалами Церкви от
рождения до смерти.
Остался ли в этническом коллективном бессознательном тысячелетний след этой обрядности?
Безусловно!
Но, вот тут, возникает небольшая «закавыка». А, именно: как тут быть с тем явлением,
названным академиком Б. Рыбаковым – двоеверием, которое продержалось вплоть (по
нему же) до XIX века!
Православие с одной стороны и языческие верования с другой!
Психический «раздрайв» какой-то…
Да и о самом Православии, что можно сказать.
Православная традиционность - она какая: никонианская или старообрядческая?
\
Сейчас очень интересно наблюдать за возрождением религиозного мировоззрения,
религиозного духа этноса. Храмы строят (не разрушают), но так же возрождаются
языческие Капища, и вот уже о. Олимпий (патриарх староверцев) отслужил в Кремле
литургию по старообрядческому чину.
\
В наших рассуждениях не забудем и советский период.
Ну да, ну, да… Всем понятно, - всеобщее атеистическое воспитание…гонения на священнослужителей
и пр. пр.
Но, тут я услышала от православного верующего интересную фразу, относящуюся к
фильмам советской эпохи – ХРИСТИАНСТВО БЕЗ ХРИСТА!
«Христианство без Христа»… на мой взгляд, очень точное определение характеризующая
не только многие советские фильмы, но, я бы так охарактеризовала все советское
Искусство. (Понятно, что разговор идет об Искусстве, а не об идеологии)!
\
Итак, подведем некоторые итоги нашего размышления!
В русском этническом коллективном бессознательном содержится информация о древних
языческих верованиях, никонианском православии, старообрядческом православии,
советском «христианстве без Христа»!
Так вот, а что, собственно, собой представляет современное ВЕРОВАНИЕ?
Нас классифицируют, как православно-славянская цивилизация…
Но, вот современное Православие, для Российского суперэтноса – это что такое?
Может ли оно являться вот той частью этнического стереотипа, которая позволяет
соединять разбросанных по планете русских в одно этническое поле?
\
В этом сообщении я задала, наверное, больше вопросов, чем предложила решений!
Но, тут, наверное, еще раз повторюсь – вопрос веры, уж больно интимная тема!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное