Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дискуссии на сайте Gumilevica

  Все выпуски  

Дискуссии на сайте Gumilevica


Информационный Канал Subscribe.Ru



   Доброе время суток!

На сайте завязалась интересная дискуссия относительно идеи применения т.н.
"институциональных матриц". Публкую сразу три сообщения по этой теме.

================================================================

С.П., otksch@list.ru (31.05.2003 17:14:06):
Борису Сабурову
Не знаю, насколько спор об афинской демократии соответствует тематике дискуссии,
поэтому постараюсь быть кратким.
Доказать что-либо незнакомому человеку очень трудно, потому что у каждого свой
опыт научного познания. Может быть, то, что для Вас очевидно, я просто не знаю,
и наоборот.
В своих рассуждениях я опирался на выводы С.Г. Кирдиной из её книги "Институциональные
матрицы и развитие России"; пример с Древним Египтом оттуда же. Вкратце, институциональная
матрица (ИМ) - это "исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих
взаимосвязанное функционирование основных общественных подсистем - экономики,
политики и идеологии". Автор выделяет два типа ИМ - западную и восточную. Для
западной ИМ характерна рыночная экономика и федеративная политическая система.
Опирается она на идеологический институт субсидиарности, т.е. признания примата
прав личности. Восточная включает раздаточную экономику и унитарную политическую
систему, и основана на идеологии коммунитарности, приоритета общества. Установление
той или иной матрицы определяется степенью коммунальности среды, т.е. необходимости
совместных действий для выживания каждого. Автор рассматривает в основном коммунальность
природной среды, но я бы добавил и военно-политическую.
От себя добавлю также социально-психологическое обоснование. Каждый психически
здоровый человек стремится к хорошему и избегает плохого. Источники и того, и
другого могут быть как внутренние, так и внешние (относительно общества). Представим
себе два общества, в которых вследствие какой-то политической флуктуации установилась
авторитарная власть. Представим также, что на первое напал враг. С кем будут
бороться люди: с врагом или с авторитарным правителем? Видимо, с врагом: во-первых,
правитель хоть и плохой, но свой, а враг угрожает всем "нам". Во-вторых, авторитарная
система в таких условиях может иметь некоторые преимущества (например, возможность
быстро собрать все силы для отражения агрессии). А с кем будут бороться люди
во втором обществе? Видимо, с авторитарным правителем, он ведь является источником
"плохого". А теперь представим, что первому обществу приходится постоянно воевать
с врагами, а второму редко. Какие социально-политические системы в них закрепятся?
Не надо обладать большим воображением, чтобы сопоставить первому случаю Россию,
а второму - с определёнными оговорками - Древнюю Грецию.
Таким образом, чем опаснее военно-политическое окружение (или, в общем случае,
чем выше коммунальность среды), тем выше вероятность закрепления в обществе восточной
ИМ. Соответственно, чем менее опасно окружение (чем ниже коммунальность среды),
тем выше вероятность закрепления западной ИМ (демократии в широком смысле). Именно
вероятность, и если я писал что-то другое, то лишь по причине, указанной в начале.
Такое вот короткое объяснение получилось.
Что касается возможности сравнения государственных систем, то я с этим и не спорю.
Да, можно,и, пожалуй, даже нужно. Но почему-то так получается (к нашему спору
это не относится), что сравнивая российскую систему с европейскими обычно приходят
к выводу "как всё хорошо у них и как всё плохо у нас", иногда наоборот. И мало
кому приходит в голову для полноты картины сопоставить и условия возникновения
этих систем. Я против отрыва следствий от причин, не более.


--------------------------------------------------------------------------------

Игорь Боровиков (31.05.2003 17:46:31):
К С.П., тему вы затронули конечно интересную, но я хотел бы услышать вашу версию
отличия западной "рыночной" модели экономики, например в Англии от восточной
"раздаточной", например Японской, или сравнить современный шведский "социализм"
и "тигров" Ю.-Восточной Азии, Тайланд, Сингапур и т.д.
Тут на мой взгляд вопрос немного в другой плоскости, а именно в восприятии окружающего
нас Мира со стороны Христианства и других западных религий где человек выделен
из Природы, как её лидер и он может вершить с природой всё что ему заблагорассудится,
с точки зрения его, "человеческой рациональности", и восточного взгляда на Мир,
где человек всего лишь такая же часть Природы как и камень, травинка, муравей
и тд и тп, и нормальное развитие всего Мира и человечества, как его составной
части, в гармонии, главный принцип не навреди.Если делаешь что-то плохое для
природы то это отразится и на тебе как на её неотъемлемой части. А проблема России
в том, что она находится на стыке культур Запада и Востока, и в её размерах.
Невозможно на такой огромной территории, народам её населяющим, прийти к единому
знаменателю. Чтобы сохранить в целостности столь огромное пространтство необходима
только вами указанная "восточно-авторитарная" модель, или простыми словами -
диктатура, по другому эта империя обречена на распад и ни что кроме силы её не
удержит.

С.П., otksch@list.ru (4.06.2003 14:54:49):
Игорю Боровикову
Говорить о различиях такого количества экономик, не будучи специалистом, слишком
самонадеянно, поэтому отвечу в пределах своей компетенции. Но вначале некоторое
отступление.
Объяснение российских реалий путём включения в схему "Восток vs Запад" вызывает
у меня сомнения, как и сама схема. На мой взгляд, тут больше объяснительного
пафоса, чем доказательной силы. Но "поэтическая" мощь у неё, надо признать, колоссальна.
И чтобы хоть как-то упорядочить представления о мире, приходится пользоваться
ею. Видимо, по этой причине она до сих пор воспроизводится в науке - как привычный
и не подразумевающий дальнейших вопросов концепт.
Я, к слову, не говорил о раздаточной японской экономике. "Восточная-западная"
не имеют абсолютного географического смысла. В древнем мире, ещё в доэллинские
времена, прототипом западной ИМ обладала Месопотамия, которая расположена восточнее
Египта. Тем не менее Вы правы, основа у японской ИМ восточная.
Не предполагал пересказывать весь труд Кирдиной, но чтобы ответить на Ваш вопрос,
необходимо кое-что добавить. Принадлежность к той или иной матрице определяется
господством соответствующих институтов, а не их исключительным присутствием.
И в восточной ИМ возможны операции купли-продажи, а в западной экономические
операции не сводятся только к ним. В её теории есть понятие "добавочный институт",
т.е. институт из "чужой" ИМ, встроенный в "родной". Смысл такого встраивания
понятен - увеличение общей эффективности системы. Критерии успешности встраивания
тоже понятны - соответствие условиям окружающей среды и непротиворечивость с
ядром "родной" ИМ. Т.е. эффективность внедрённого института зависит не от того,
что он где-то у кого-то "работает", а от его удачного синтеза с "местными" институтами.
Теперь непосредственно к Вашему вопросу. Условно представим Англию середины XIX
в. как полюс западной ИМ, а Японию того же периода (до Реставрации Мэйдзи) как
полюс восточной ИМ. Тогда современная Англия, пройдя определённое развитие, продвинулась
в сторону полюса восточной ИМ. Швеция оказалась ещё ближе к нему. Япония же двинулась
в обратном направлении, удачно включив некоторые (не все) западные институты
в свою ИМ. Не исключаю, что Япония окончательно перейдёт на западную ИМ, но процесс
этот не одномоментен и не одноэтапен. В России же синтеза не произошло, за что
и страдаем. А отсюда естественные вопросы: почему в начале 90-х у власти в России
не оказалось людей, способных к такому синтезу? Были ли они вообще в обществе?
Есть ли сейчас?
И не думаю, что вопрос об общественных системах лежит в "другой плоскости". Всякое
сложное явление имеет много сторон; это объективно и спорить с этим глупо. Но
было бы необъективно объяснять всё явление из одной его стороны. Одни и те же
люди в одно и то же время имеют определённую модель восприятия мира, живут в
обществе с определённой структурой, окружены определённой природной и геополитической
средой. Один китаевед заметил, что конфуцианская система ценностей создает условия
для функционирования технологии заливного рисоводства. Так это или нет, но в
любом случае, не конфуцианство породило китайское земледелие и не земледелие
породило конфуцианство. Они просто существуют и развиваются в единой системе.
Каждая идея имеет несколько возможных путей дальнейшего развития. Человек выберет
скорее тот, который лучше объяснит ему ЕГО окружающую среду (в широком смысле
слова) и позволит лучше к ней приспособится. Но в таком случае и идея влияет
на окружающую среду (как и на структуру общества), прямо или косвенно. Различные
факторы исторического процесса связаны взаимной обратной связью; вывод, который
был бы тривиальным при системном подходе. Следует добавить сюда и пассионарность,
как движущую силу; а может быть, и что-то ещё, пока непонятное. Могу только пожалеть,
что нет модели, которая сводила бы все факторы в единую схему.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное