Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потерянное во времени...

  Все выпуски  

Потерянное во времени...


Информационный Канал Subscribe.Ru


Потерянное во времени...
выпуск No 9 

Государство-город

          Начало

     Из всех ныне существующих религиозных и политических институтов Ватикан является древнейшим. Это один из дипломатических центров мира и в то же время по своей территории это - наименьшее из существующих суверенных государств, владеющее всего только 44 га территории и насчитывающее всего около 600 постоянных жителей. И вместе с тем оно направляет и руководит миллионами католиков, находящихся на территории почти всех существующих стран.
     "Ватикан, - поясняет "Католическая энциклопедия", - это официальная резиденция папы в Риме, построенная на нижних склонах Ватиканского холма; фигурально слово "Ватикан" обозначает силы и власти папы, а в широком смысле - всей церкви".
     Происхождение слова "Ватикан" неизвестно. Некоторые утверждают, что оно происходит от названия исчезнувшего этрусского города Ватикум. По мнению других, оно происходит, как об этом свидетельствует его латинская этимология, от ватициний (vaticinia (лат.) - предсказание, пророчество), произносившиеся на Ватиканском холме, где этрусские прорицатели, а затем римские авгуры предсказывали судьбу.
     Для христиан Ватикан приобрел значение в связи с тем, что там, в 67 г. н. э., был, по преданию, распят св. Петр. Император Константин, утвердив "церковный мир", построил на Ватиканском холме базилику в честь св. Петра. До этого Константин поселил папу Мельхиода на Латеранском холме, где отныне стали жить папы. Поле бунта Лаврентия, заставившего папу Симмаха покинуть Латеранский холм, папа решил обосноваться со своим двором постоянно на Ватиканском холме, таким образом, став основателем сооружений, называемых ныне "Ватикан".


          Постройка

     Король Карл Великий, унаследовавший от своего отца Пипина Короткого титул патриция и протектора римлян, стал посещать город Рим в качестве протектора, а затем в качестве императора и начал постройку и реконструкцию религиозных зданий на Ватиканском холме, вместе с папами Адрианом I и Львом III.
     Лев IV окружил весь затибрский Рим стеной с помощью императора Лотаря и пожертвований всего христианского мира. Работы были начаты в 848 г. и закончены в 852 г. Была воздвигнута сильная крепость высотой в 40 футов - первый черновой набросок города Ватикан.
     Впоследствии папа Николай V построил большую часть Ватиканского дворца и положил основу Ватиканской библиотеке. Позже Сикст IV построил Сикстинскую капеллу. В апреле 1506 г. Юлий II заложил первый камень современного собора св. Петра. Ко времени Сикста V постройка дворца и собора была завершена, и позже производились лишь пристройки к библиотеке, музеям и т. д.


          Римский вопрос

     История папства - история определенного общественного религиозно-католического института, вся деятельность которого и в прошлом, и в настоящем неразрывно связана с общей гражданской историей. Папство - наднациональный и надклассовый институт, побуждаемый в своей деятельности морально-религиозными целями и соображениями. Папство возникло и выросло как религиозный институт, но не ограничивалось и не ограничивается религиозной деятельностью.
     Уже в 3-4 вв. все епископы христианской церкви называли себя папами (греч. "папас" - отец). С 5 в. название "папа" закрепилось за епископом Рима, власть которого усиливалась в связи с распадом Западной Римской Империи, и он стал главой церкви на Западе. В 6 в. папа римский начал контролировать действия светских властей в Риме и его округе, а в 756 г. франкский король Пипин, разбив владевших Италией лангобардов, отдал папе территорию в средней Италии - Римскую область. Папа освящал власть франкских королей, они же помогли ему укрепить духовную и светскую власть в Римской области. Таким образом, они положили начало папскому государству в 781 г. В момент наивысшего расцвета в начале 16 в. папское государство включало герцогства Падую, Пьяченцу, Модену, Романью, Урбино, Сполето и Кастро, Анконскую Марку и провинции Болонью, Перуджу и Орвиетано. До 1860 г. они занимали 15774 квадратные мили и насчитывали 3 млн. жителей. В 1860 г., когда последние из папских государств - Романья, Марка и Урбино - были присоединены к новому королевству Италии, во владении папы остались только город Рим и провинция Лациум.
     В 1861 г. итальянский политический деятель Кавур провозгласил необходимость превращения Рима в столицу объединенной Италии, и для решения этого вопроса он предложил формулу "свободная церковь в свободном государстве", которая была отвергнута католической церковью.
     Переговоры провалились, и 11 сентября итальянские войска подошли к пределам папского государства. После нескольких дальнейших безуспешных попыток достигнуть компромисса, утром 20 сентября войска вошли в Рим. Французские войска, которые помогали папе удерживать власть, вынуждены были покинуть Церковную область в связи с франко-прусской войной. В Риме начались восстания против теократического правления. Опасаясь роста народных восстаний, итальянский король поспешил взять Рим. Город был объявлен столицей Италии, а территория папского государства стала частью итальянского королевства. В начале октября население бывшего папского государства почти единодушно проголосовало за присоединение к Италии. Папская область перестала существовать. В 1871 г. итальянское правительство приняло "Закон о гарантиях". Итальянское государство гарантировало, что "личность верховного первосвященника священна и неприкосновенна". Папа продолжал пользоваться своими дворцами. Эти дворцы, включая Латеранский и Ватиканский, являются "неотчуждаемой собственностью" и не облагаются налогами.
     Папа же отклонил "Закон о гарантиях". Наступил конец светской власти папы, который в знак протеста против ликвидации папского государства объявил себя "узником", заявив, что папа не покинет стен Ватикана, пока не будут восстановлены его "попранные права". Он отказался иметь дело с итальянским правительством, наложил на короля Виктора-Иммануила I и всех причастных к этому "преступлению" отлучение и запретил католикам участвовать в политической жизни.
     Как Пий IX, так и последующие папы демонстративно при удобном случае заявляли протест против "ограбления" папского престола - лишения папы светской власти. В связи с ликвидацией папского государства возник так называемый "римский вопрос" - борьба папского престола за восстановление светской власти папы и за возвращение ему города Рима. Сторонники папства в Австрии, Франции и других странах, хотя и выражали Пию IX сочувствие по поводу лишения его светской власти, но не думали всерьез выступить против Италии, чтобы силой оружия восстановить папское государство, а охотно использовали "римский вопрос" в своих политических целях.
     После 1870 г. и до 1929 г. каждый вновь избранный папа заявлял, что он не отказывается от "владений св. Петра". Папство продолжало считать, что юридически церковное государство существует, хотя оно и ограничено временно территорией Ватикана, себя же папы продолжали рассматривать как суверенных государей. На протяжении почти 60 лет "римский вопрос" оставался "камнем преткновения" во взаимоотношениях папского престола и итальянского правительства.


          Помощь от режима

     6 февраля 1922 г., после смерти Бенедикта XV, папой римским стал Акилле Ратти - Пий XI. Он был ярым врагом коммунизма и считал, что только "сильная власть" может успешно бороться с большевизмом, а Муссолини для него был олицетворением идеального государственного деятеля. Пий XI считал, что с приходом к власти фашистов ему удастся добиться примирения с итальянским государством.
     Муссолини же сделал все возможное, чтобы завоевать доверие папы и иерархов католической церкви и через них заручиться в парламенте поддержкой католической Народной партии.
     Завершением длившихся почти 60 лет споров между Ватиканом и итальянским государством Муссолини хотел укрепить собственное положение, положение фашистского режима и поднять свой авторитет в глазах католиков не одной только Италии. Муссолини понимал, что в условиях страны, где подавляющая часть населения была верующей и находилась под духовным влиянием Ватикана, разрыв между церковью и государством выглядел явной аномалией, однако попытки либерального государства примириться с папой успеха не имели.
     В молодости Муссолини был воинственным атеистом, и даже некоторые из своих статей подписывал как "подлинный еретик". Но уже с весны 1920 г. тон его выступлений несколько изменился. Политический опыт научил не бросаться в чрезмерные крайности по отношению к католикам в такой стране, как Италия. На съезде фашистских союзов в мае 1920 г. он заявил, что Ватикан представляет 400 млн., разбросанных по всему миру, и потому не следует бороться с этой "колоссальной силой", а необходимо научиться ее использовать в обоюдных интересах. В своей первой речи в парламенте он имел смелость упомянуть десятилетиями не поднимавшийся "римский вопрос", а став премьером, выделил средства на восстановление разрушенных церквей, в школы и больницы вернул распятие, признал католический университет в Милане и увеличил жалованье шестидесяти тысячам приходских священников. В январе 1923 г. Муссолини случайно встретился в доме сенатора Сантуччи с влиятельным кардиналом Гаспарри и пообещал ему решение "римского вопроса" путем признания папского суверенитета. Нужно сказать, что последовавшие действия Муссолини не сопровождались какой-либо ломкой мировоззрения, они диктовались потребностями политической стратегии и тактики.
     Церковь же в свою очередь дорожила мероприятиями фашистского правительства в интересах римской курии и особенно ценила фашистский режим с его "сильным правительством" за "бескомпромиссно враждебное" отношение к демократии и коммунизму. Секретные переговоры начались в 1926 г. Представителем Ватикана на переговорах был Франческо Пачелли - брат будущего папы Пия XII, а за их ходом внимательно следил папа Пий XI. Переговоры завершились 11 февраля 1929 г. заключением Латеранских соглашений. Они были подписаны кардиналом Гаспарри, представлявшим папу, и Муссолини, представлявшим короля Италии. Акт подписания происходил не в Ватикане, а в Латеранском дворце, примыкающем к базилике св. Лаврентия. Муссолини, таким образом, не встречался с папой, что позволило ему избежать унизительной процедуры коленопреклонения перед Пием XI и целования "перстня рыбака". Тем не менее, он был удостоен высшей церковной награды - ордена Христа, а Гаспарри получил от короля "Ожерелье Аннунциаты", усыпанное драгоценными камнями, - высший орден Италии.
     В Латеранском дворце были подписаны 3 документа: политический договор, конкордат и финансовое соглашение. В первом документе говорилось, что обе стороны решили достигнуть окончательного соглашения, устранить имевшиеся разногласия и раз навсегда уладить "римский вопрос", возникший в 1870 г. Согласно первой статье политического договора, Италия признавала католическую религию "единственной государственной религией". Третья статья предусматривала образование на территории Рима самостоятельного государства-города Ватикана, полная собственность, абсолютная и суверенная юрисдикция над которым признавалась за папским престолом. Другие статьи договора касались различных вопросов административно-технического порядка, относящихся к государству Ватикан: его границ, недвижимости, водоснабжения, средств связи, положения граждан государства, прав посольства папского престола. Согласно второй статье, Италия почитает личность верховного первосвященника "священной и неприкосновенной". В свою очередь папский престол, говорится в двадцать четвертой статье, заявляет, что "он желает оставаться и останется посторонним светскому соперничеству между другими государствами".
     Финансовая конвенция, подписанная тогда же, предусматривала удовлетворение финансовых претензий папского престола. В компенсацию за потери, понесенные им в результате ликвидации Папской области в 1870 г., Италия обязалась выплатить Ватикану 750 млн. лир и 1 млрд. в ценных бумагах. Наконец, заключенный тогда же конкордат определял положение и значительные привилегии католической церкви в Италии. По конкордату, во всех школах вводилось обучение религии, брак признавался только церковный, государство предоставляло церкви ряд привилегий, а епископы обязывались молиться за короля. Конкордат был направлен против принципа светского характера государства.
     После заключения Латеранских соглашений Ватикан запретил всему духовенству вступать в какую бы то ни было политическую партию или поддерживать ее. Духовенство не могло примкнуть к антифашистской борьбе, хотя определенная часть его во главе с бывшим лидером католической партии Стурцо оставалась враждебной фашизму. С другой стороны, фашизм признал организацию "Католическое действие", которая "должна была функционировать вне рамок какой-либо политической партии под непосредственным руководством высшего католического духовенства, распространяя и отстаивая католические принципы".
     Латеранские соглашения открыли апостольской столице дорогу к интенсификации дипломатической деятельности в масштабах, не встречавшихся до того в истории католицизма. В период понтификата Пия XI апостольская столица подписала более 45 конкордатов и международных договоров, в частности с Польшей (10 февраля 1925 г.) и с гитлеровским германским рейхом (20 июня 1933 г.). С созданием государства-города Ватикана был официально утвержден его флаг, состоящий из двух полос - желтой и белой. Личный же штандарт папы - это красное шелковое полотнище, в углу которого вышиты золотом ключи св. Петра в обрамлении из звезд.


Источники:
          http://www.story.megatis.ru/st/10/out_31669.shtml
          http://www.library.by/shpargalka/belarus/history/001/his-003.htm


Vile. (vile@pochtamt.ru)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное