Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потерянное во времени...

  Все выпуски  

Потерянное во времени...


Информационный Канал Subscribe.Ru


Потерянное во времени...
выпуск No 6 

Прощенье с жизнью

     "Восток - дело тонкое". Не раз жители страны восходящего солнца шокировали европейцев своими обычаями и нравами. Широкое распространение религии на жизнь и быт японцев внесло свой вклад в неповторимый образ Японии. Традиционные наряды населения этой страны, множество разновидностей боевых искусств, загадочная иероглифическая письменность завораживали европейских исследователей на протяжении веков.
     Сейчас Япония одна из самых развитых стран мира. После Второй Мировой Войны она оправилась. Сильно возрос её технологический потенциал. Со временем забываются старые традиции и обряды, которых в этой стране было предостаточно, и где они имели свой вес и значимость. Однако полностью забыть такую культуру, пожалуй, не удастся никогда.


     Выход из ситуации

     Попасть в нелегкую ситуацию, выбраться из которой с честью невозможно, может любой человек. И японцы вывели для себя решение этой проблемы - харакири. Знакомое словечко, не правда ли?! Для всего мира это слово означает самоубийство, но для самурая это доказательство его чести и достоинства. Ритуал Харакири, который иногда называют "сеппуку", является частью кодекса Бусидо.
     Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина) или в случае смерти своего сюзерена. В более же позднее время (в период Эдо, 1603 - 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно - по приговору суда как наказание за совершённое преступление.
     Харакири, по своей сути, было своеобразной привилегией самураев, так как подобный уход из жизни был, пожалуй, наиболее болезненным. Естественно, что они гордились своим самообладанием, презрением к жизни и боли. И эта "привилегия" основывалась лишь на нежелании простолюдинов так сильно мучаться перед смертью.

     В дословном переводе харакири означает "резать живот" (от "хара" - живот и "киру" - резать). Однако слово "хара" имеет и другой смысл. В японском языке ему соответствуют слова "живот", "душа", "намерения", "тайные мысли" с тем же написанием иероглифа.
     Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём харакири означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, идеология самураев говорит, что "сеппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми", и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.


     История появления

     Говоря о харакири как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-то отдалённо напоминающие по сути японское сеппуку. Их можно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был заимствован древними японцами, которые имели контакты с представителями этих народов.
     Прежде всего, следует обратить внимание на обряд вскрытия живота у айнов, заключавшийся в разрезании брюшной полости ("пере") и близко напоминавший японское харакири. Харакири, так же, как и "пере", часто имело вид пассивного протеста и совершалось не из отчаяния; оно имело скорее оттенок жертвенности.
     В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага. Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, древние японцы, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд "пере". Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.
     Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов - людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие - средство для ведения войны и орудие самоубийства.
     Начиная с эпохи Хэйан (IX - XII века), сеппуку уже становится обычаем Бусидо, при котором войны кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее, обряд не был ещё тогда массовым явлением. Самоубийства путём харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двух могущественных родов - Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири стало постоянно расти.


     Уход из жизни

     Сеппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения), причём одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела после произведения харакири навзничь, так как упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая. Иногда ритуал производился воинами в стоячем положении. Этот способ получил название "татибара" - сеппуку стоя (в естественном положении).
     Живот вскрывался особым кинжалом для харакири - кусунгобу, имевшим длину около 25 см. Так же иногда использовался вакидзаси - малый самурайский меч. В случае отсутствия особого орудия для совершения сеппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимой операции. Иногда оборачивалось материей или бумагой и лезвие малого меча с таким расчётом, чтобы 10 - 12 см. режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже не за рукоять, а за середину клинка. Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения обряда. В то же время, по правилам сеппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже не смертельным.
     В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора или же по приказанию.
     Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определённую роль здесь также играла договорённость с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания "помощи" при совершении харакири.


     Друг до смерти

Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сеппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.
     История сеппуку имеет немало примеров, "когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей собственной кровью". Однако, несмотря на воспитание в духе дзен и умение владеть собой, самурай мог потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть "некрасиво": с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т.д., опозорив тем самым своё имя. В связи с этим и был введён кайсякунин - ассистент осуждённого на харакири, в обязанность которого входило прекратить мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.
     Кайсяку выбирался представителями клана или самим осуждённым. Обычно в роли кайсяку выступал лучший друг, ученик или родственник приговорённого к харакири, который в совершенстве мог владеть мечом.
     Первоначально, в древности, термин "кайсяку" применялся к охранителям господ или к лицам, оказывавшим какую-либо помощь другим. Как сказано выше, начиная с XVII в., а точнее с периода Эмпо (сентябрь 1673 - сентябрь 1681 гг.) присутствие кайсяку при сеппуку, проводимым по приговору суда, становился уже обязательным. "Секундант" должен был отрубить голову осуждённому, который вследствие духовной слабости или боязни вспарывал живот поверхностно, или самураю, который просто не мог довести харакири до конца, не имея на это физических сил (так как впадал в бессознательное состояние).
     Самурай, приглашённый на обряд сеппуку в качестве кайсяку, должен был выразить готовность быть полезным в этом деле, но ни в коем случае не изображать печали на лице; это было равносильно отказу, причиной которого могло быть недостаточное искусство владения мечом, что рассматривалось как бесчестие для воина. "Секундант", выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сеппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.

     Кайсяку внимательно должен был наблюдать за производящим сеппуку и вовремя нанести окончательный удар умирающему. Момент для отсечения головы был четко определен договорённостью. В некоторых случаях кайсяку ждал момента потери сознания и только тогда отрубал осуждённому голову. Особо важно было для кайсяку не упустить нужный момент для отделения головы от туловища, так как очень трудно обезглавить человека, потерявшего способность владеть собой. В этом и заключалось искусство кайсяку.
     При совершении обряда харакири обращалось также внимание на "эстетическую" сторону дела. Кайсяку, например, рекомендовалось нанести умирающему такой удар, при котором отделившаяся сразу от туловища голова всё-таки повисла бы на коже шеи, так как считалось некрасивым, если она покатится по полу.


     Последователи

Харакири вслед за смертью господина ("самоубийство вслед") получило название "оибара", или "цуйфуку". В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т.д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот обычай стал позднее называться "дзюнси" Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вместе с господином вокруг его могилы, приказал впредь заменять антропоморфными фигурами из глины. Однако обычай смерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. В соответствии с нормами Бусидо самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину, поэтому-то смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаи оибара.
     Для жён и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а только горло или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее, этот процесс тоже назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось жёнами самураев специальным кинжалом (кайкэн) - свадебным подарком мужа или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Были известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женских погребениях мечей и кинжалов.
     В соответствии с нормами кодекса Бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь порезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.
     Важнейшими побуждениями к совершению самоубийства жёнами самураев были обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушения данного мужем слова.


     Послесловие

     В современной Японии уже почти не совершаются столь древние и, в общем, дикие обряды. Хотя до сих пор сохраняется, наверное, национальная привязанность к суициду. К примеру, начиная с 1998 года, число случаев суицида в Японии превышает 30 000 в год.



Vile. (vile@pochtamt.ru)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное