Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потерянное во времени...

  Все выпуски  

Потерянное во времени...


Информационный Канал Subscribe.Ru


Потерянное во времени...
выпуск No 5 

Античный Пантеон

     Когда большинство из нас пытается припомнить что-либо касательно Римской Империи, то как правило вспоминается Юлий Цезарь, его профессиональная армия и, естественно, поединки гладиаторов. Однако должен заметить, что в этом списке явно отсутствует одна немаловажная деталь - античный Рим.
     За спиной непобедимой армии всегда стоял небывало большой и развитой по тем временам город. Уже тогда римляне создали такую вещь как канализация, ведь без нее Рим задохнулся бы в смраде собственных отходов. Также широко известны римские бани, грандиозность которых удивляет до сих пор. Множество наук получили там свое бурное развитие, в том числе это затронуло и область архитектуры.

     Первое сооружение, которое приходит на ум - это, конечно, Колизей. Амфитеатр, построенный в 80 году н.э. для проведения различного рода "мероприятий", тогда вмещал порядка 50 тысяч зрителей и, по сей день служит символом Рима. Однако, мне хотелось бы поподробнее рассказать Вам о менее известном, но таком же грандиозном архитектурном памятнике, сохранившемся до наших дней.
     В 115-125 гг. н.э. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой, но в 110 году уничтоженного ударом молнии, был воздвигнут Пантеон (греч. храм, посвященный всем богам). Такое название он получил, так как вместе со статуями Марса и Венеры там были установлены статуи многих других богов. А так же, что характерно, и статуя обожествленного Юлия Цезаря.
     От первого варианта храма остался только портик с двухскатной крышей и шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда. На фронтоне чудом уцелела надпись: "М. Агриппа в свое третье консульство соорудил" (что означает 27 г. до н.э.). Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, портик скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.
     Ротонда, в переводе с итальянского, означает круглое в плане сооружение. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой, хотя ради визуального уменьшения высоты огромный барабан ротонды расчленен горизонтальными тягами на три яруса.

     А вот внутри все выглядит совсем по-иному. Впервые был создан храм в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство. Ранее же интерьер здания имел, куда меньшее, значение, нежели наружный облик. Да и ряды колонн сдерживающих не в меру тяжелые своды практически полностью заполняли собой внутреннее пространство храмов. Но в римском Пантеоне ни внутри, ни снаружи нет колоннады (портик не в счет). Весь вес крыши архитекторами был перенесен на стены, что стало своеобразным прорывом в области строительства.
     Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (внутренний диаметр купола - 43,2 метра) в соединении с гармоническими пропорциями создают впечатление исключительной силы. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 метров) круглое отверстие в центре купола - единственный источник освещения - проникают солнечные лучи и видно голубое небо. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды, - такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.
     При сооружении купола использовался уже появившийся к тому времени бетон, который, по правде, придумали греки, но римляне его очень быстро освоили. Кстати, при постройке Колизея он тоже использовался.
     Внутренняя поверхность купола выложена 140 кессонами, которых некогда украшали бронзовые позолоченные розетки. Однако назначение этих панелей не было чисто декоративным, поскольку они в немалой степени уменьшали и без того огромный вес купола (порядка 5000 тонн). По мере того как купол выгибается к вершине, его масса постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м. Также, ради облегчения купола, только нижние части свода состоят из бетона с содержанием кирпича и камня, а в верхнем слое использовался более легкий пемзобетон.
     В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. На самом же деле строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона.

     В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под христианскую церковь (Santa Maria della Rotonda). Почти все убранство храма по приказанию папы было убрано, однако само сооружение впечатляющее людей своей грандиозностью и гармонией на протяжении 20-и веков осталось в целом практически нетронутым.



Vile. (vile@pochtamt.ru)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное