Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. Грачи Подгорной слободы, продолжение



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 75
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов
Внимание! Если нет явного запрета, ваши письма могут быть процитированы в рассылке.

   Здравствуйте!
Сегодня с нами снова Виктор Тукмачёв. Он продолжает легенду Грачи Подгорной слободы.

Грач говорит: «Хоть чёрное, всё же своё дитятко».

Поговорка


Грачи Подгорной слободы, продолжение

Выходит, что не так просто объяснить возникновение народного названия Грачёвка, а также прозвища юношей «грачи», только лишь наличием птиц грачей в Подмонастырке.

Обратимся к древней истории нашего города. Во времена давние вблизи Елабуги было несколько поселений. Первых казаков поселившихся в устье Тоймы (в Подгорной слободе) в своде булгарских летописей Джагфар Тарихы называли гарачцы или грачи. Прозвище «гарач» происходит от старобулгарского названия финно-угров «ГАР» («КАР»).

Также, грачами в Джагфар Тарихы названы восставшие в столице Булгарии зимой 1181-1182 гг. сторонники братства Эль Хум, на золотом знамени которых была эта птица. По древнерусским источникам – мятеж в Булгарии зимой 1182-1183гг.

Само братство пошло от мечети, построенной в Биляре по завещанию конунга Хума после похода волжских русов 943-944 годов на кавказских мусульман. Чтобы искупить свою вину перед мусульманами Булгарии за убийства мусульман на Кавказе – конунг Хум на свои средства повелел построить мечеть Эль Хум.

С 944 года скандинавское братство конунга Хум базировалось недалеко от славянской Елабуги в отдельном городке-крепости Алаборг в междуречье речек Ела и Буга – елабужане называют это место «десять га» или «старый вторчермет». Славянская крепость Лабуга-Елабуга располагалась значительно восточнее от скандинавского городка-базы.

Со стороны Камы и Тоймы городки Алаборг и Елабугу надёжно защищал живой щит, проживающего на берегу Тоймы финно-пермского родановского населения. В Подгорной слободе жили и несли службу в расположенной на горе сторожевой крепости – финно-пермяне неволинско-верхокамского происхождения. Также в Подгорной слободе, по-видимому, проживали и казаки-славяне, женившиеся на финно-пермских женщинах.

По утверждению археолога А.З. Нигамаева в 10-13 веках в военной крепости на Елабужском городище несли службу угры постпетрогромской археологической культуры, которые оставили после себя большое количество керамики VII группы по классификации Т.А. Хлебниковой. Археолог, доктор исторических наук Р.Д. Голдина считает, что А.З. Нигамаев ошибается, так как в 8-13 веках на Елабужском городище однозначно фиксируются финно-пермяне неволинско-верхокамского происхождения. Об этом она говорила в своем докладе на 2-ом Международном Мадъярском симпозиуме в г. Челябинске в августе 2013 года.

Приведем слова Р.Д. Голдиной: «Все эти обстоятельства… на современном уровне археологического знания не дают возможности считать доказанным происхождение прикамской раннеболгарской посуды VII группы от петрогромской и называть её ”постпетрогромской”. Это лишь дезориентирует непосвященного читателя. Несмотря на звучное, запоминающееся ”постпетрогром”, очевидно, за этой глиняной посудой следует сохранить, данное ей исследователем, впервые выделившим и охарактеризовавшим её Т.А. Хлебниковой – VII группа болгарской посуды неволинско-верхокамского происхождения. При этом следует признать, что ”постпетрогромской” культуры не существовало. Есть особая группа керамики болгарских памятников (VII по Т.А. Хлебниковой), не имеющая никакого отношения к петрогромскому типу Зауралья, а сложившаяся преимущественно на основе посуды неволинской культуры бассейна реки Сылва».

И далее Р.Д. Голдина сообщала следующее: «Современный ведущий исследователь Елабужского городища А.З. Нигамаев отмечает, что VII группа керамики по классификации Т.А. Хлебниковой занимает более 80% всей средневековой керамики городища. Правда, он, вслед за Е.П. Казаковым, считает её угорской, с чем я не могу согласиться. Крайне важно еще одно замечание, высказанное в совместной статье А.З. Нигамаева и Ф.Ш. Хузина, что нигде эта группа посуды (VII группа Т.А. Хлебниковой) не встречалась в таком большом количестве, как на Елабужском городище. Очевидно, что одним из первых мест, где было размещено неволинское население, переселенное из Сылвенского поречья – окрестности современного города Елабуга, а именно Елабужское городище. И произошло это не позднее рубежа 8-9 веков».

Вот это поворот, а где же булгары? В 8-ом и даже в 9 веке булгары еще не были мощным организатором торговли в Волжско-Камском бассейне. Государство Волжская Булгария сложилось в Среднем Поволжье на рубеже 9-10 веков, а правобережье Камы было ещё долго недоступно булгарам. Получается, что кто-то, но не булгары, переселили воинов «неволинцев», вместе с их семьями, в конце 8 века в устье Тоймы, чтобы они несли службу на правобережье Камы возле Лабуги-Елабуги. Можно предположить, что финно-пермяне неволинско-верхокамского происхождения были приглашены на службу в сторожевой крепости – славянами и скандинавами. Служба воинов «неволинцев» на высоком камском берегу была необходима для обеспечения безопасности близлежащих поселений. В случае нападения и реальной опасности – в сторожевой крепости зажигали или яркий огонь в ночное время, или подавали дымовой сигнал днем. Эти сигналы опасности были хорошо видны и в Лабуге, и в Алаборге.

Окончание следует…



Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Группа ВКонтакте (https://vk.com/mysubscribe)
Архив рассылки (https://subscribe.ru/catalog/history.elabuga)

В избранное