Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. Русский компаньон Форда



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 37
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов

   Здравствуйте, дорогие читатели!
Читайте окончание статьи Елены Виноградовой о П. П. Батолине из газеты «Время и Деньги».


Кто первый пришел, первый молол.

Поговорка


Русский компаньон Форда

Деятельность компании Форда в России началась в начале двадцатого века – с рекламирования и продажи автомобилей модели Т. Одним из первых знатоков и пропагандистов производственных методов Форда в России был инженер Н.С.Лавров, который в 1916 году побывал в США и завязал контакты с менеджерами компании.

Октябрьская революция и гражданская война прервали деловые связи с зарубежными партнерами, но уже в 1919 году советское правительство приступило к возобновлению сотрудничества. Помимо автомобилей, советское правительство интересовалось недорогими и легкими тракторами “фордзон”, массовый выпуск которых для американского рынка Форд развернул в 1918 году.

Весной 1919 года представителям советского коммерческого бюро во главе с инженером Мартенсом удалось добиться встречи с секретарем Генри Форда. “Трактор Форда будет являться идеальною машиною для коммунистических хозяйств в России”, – писал далее Мартенс, считавший вполне реальной сделку о продаже 10 000 тракторов. – “Кроме этого, я надеюсь, нам удастся убедить Форда построить в России завод для производства тракторов и автомобилей”.

Но этому плану мешало одно “но” – компания Форда уже заключила договор с “русским коммерсантом П.П.Батолиным”. Речь шла о договоре, подписанном 14 марта 1919 года президентом Форд Мотор компани Эдселом Фордом (сыном Генри). У Петра Батолина были свои, далеко идущие планы. Увидев в машиностроении выгодную возможность вкладывать деньги, он, совместно со Стахеевыми, предложил большевикам широкомасштабную программу восстановления народного хозяйства России, но большая часть предприятий находилась на территории, занятой белыми. Батолин еще задолго до строительства КамТЗ и КАМАЗа предполагал, что скоро в Елабуге и Набережных Челнах могут появиться предприятия по сборке автомобилей марки “Форд”, а железнодорожную Самаро-Златоустовскую ветвь вместо Бугульмы предполагалось протянуть к камским пристаням...

Компания Стахеева приобрела с августа 1919 по июль 1920 года 158 автомашин, а с августа по декабрь 1920 года – еще 80, но затем закупки прекратились. Контракт возобновлен не был, и русская фирма осталась должна Форду небольшую сумму – 4,851 доллара.

Нынешний представитель династии Фордов Альфред Форд заявляет: “Я полностью разделяю оптимистические воззрения моего прадеда на будущее России – удивительной страны замечательных людей, к которым Генри Форд всегда испытывал большую симпатию”. Среди этих “замечательных людей”, несомненно, был Петр Батолин – первый компаньон Форда из числа русских промышленников-финансистов.

Легенды и вымысел

И все-таки Петр Прокопьевич не был первым из рода Батолиных-коммерсантов. И семья была не настолько бедна, как пишет краевед Дубровский. Старожилы его родного села Чирши еще помнят некоего “Тимошку Батолина”, который торговал зерном по Вятке, и его еще более удачливого “племянника-миллионера”. До недавнего времени в селе еще оставались здания торговой конторы Батолиных и несколько добротных особняков, остатки хлебных складов. Его отец – Прокопий Данилович Батолин – был совладельцем Камско-Вятского торгового товарищества, которое имело свои торговые конторы в Набережных Челнах.

Внезапное исчезновение купца-миллионера также долгое время считалось почти детективом без развязки. По одной версии, он был застрелен неизвестным в Петрограде в 1918 году, по другой – за некие смутные махинации его расстреляли в Казани большевики.

В действительности же все было интереснее. “Нет, наш Батолин уехал в Америку со своими миллионами, а часть даже где-то здесь и зарыл”, – говорила баба Катя из села Чирши, вспоминая своего знаменитого земляка. Историки долгое время считали это легендой, пока наконец недавно не нашлись документы и заграничная переписка 30-х годов Петра Батолина.

Вероятно, предвидя исход смутного времени, Батолин еще в начале 1918 года позаботился, чтобы большая часть его денег оказалась подальше от России. Есть сведения, что он перевел за границу не только свое состояние, но и большую часть активов компаньонов, не сумевших вовремя бежать из страны.

Елена Виноградова
Выпуск: 21(2968) от 10 февраля 2009 года «Время и Деньги»


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Быть Человеком" (http://subscribe.ru/catalog/culture.people.tobepeople)

В избранное