Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Ханна Арендт. Об империализме   Комично, а именно потому и до крайности постыдно, что потребовалась мировая война, чтобы покончить с Гитлером. Историки нашего времени - и это вполне понятно - не раз пытались скрыть, изгладить из памяти этот элемент кровавого выморочного спектакля и придать событиям некое величие или достоинство, которых там нет и в помине, но которые сделали бы их по-человечески терпимее...

 

Х Арендт. 26 c.

 

 

Фашизм: Организованная вина   Идея человеческой общности, из которой нельзя исключить ни один народ, является единственной гарантией того, что какие-нибудь "высшие расы" не уверуют в свою обязанность следовать естественному закону права сильного и истреблять "низшие нежизнеспособные расы" - пока в конце концов на исходе империалистической эпохи мы не окажемся на пути, где нацисты будут выглядеть сущими дилетантами-школярами...

 

Х Арендт. 18 c.

 

 

«Колымские рассказы» Варлама Шаламова   Колыма в сталинской России - все равно что Дахау или Освенцим для гитлеровской Германии. От этих наименований ни той, ни другой уже не отвертеться. Рассказы Шаламова применительно к человеку - учебник «Сопромата» (сопротивления материалов). Техники, инженеры это знают, имея дело с производством, строительством. А нам зачем? Ради опоры. Чтобы чувствовать предел. И поддаваясь мечтам и соблазнам, помнить, помнить - из чего мы сотканы...

 

А. Синявский. 6 с.

 

 

Патриотизм   Когда что-либо в этом мире оказывается прибежищем негодяя, нужно бросать все дела и становиться негодяем. В наше время все нужно делать неправильно, только в этом случае есть шанс остаться негодным к употреблению, только это ему въ годъ быти. Патриот - древнегреческое слово, означало оно 'земляк, соотечественник', и в нем не было, не могло быть ничего кичливо-плакатного...

 

А. Синявский. 15 с.

 

 

Пьер Гийота: "Весь мир бордель"   Творчество Пьера Гийота, несмотря на всю свою очевидную нетривиальность и скандальность, вовсе не выглядит столь уж пугающим и необычным. Пьер Гийота скорее даже является фигурой, характерной для литературы ХХ в., чем исключением из нее. Более того, Гийота – фигура символическая, так как именно в его творчестве наиболее явственно и органично нашли свое выражение некоторые основные тенденции в искусстве ХХ в., в том числе, тенденция к разрушению традиционных форм...

 

Маруся Климова 9 c.

 

 

Трансформация феномена сталкерства   Интернет-пространство - особенно блогосфера - наводнено рассуждениями о сталкерах, сталкерстве, сталкинге, сталкер-готах. В последние годы тысячи пользователей и десятки сообществ включили эти слова в круг своих приоритетных интересов. Появились специальные сталкерские сайты. Предыстория слова сталкер у Стругацких имеет литературные источники и восходит к Р.Киплингу, чья повесть Stalky & Со» полюбилась братьям...

 

Г. Боева 8 с.

 

 

Театр, суд и тоталитарность   Мы так привыкли к некоторым правовым нормам, что они представляются нам автономными; между тем формы судебного процесса - только один из вариантов драматического действия. Театр и суд тесно взаимодействуют в пространстве культуры и идеологии. Свирепые казни грозненской поры, смуты конца XVII века, петровского правления показательно демонстрировались по канонам массового зрелища. Сама их публичность устрашала, устраняла какую-либо дискуссионность...

 

В. Дмитриевский. 33 с.

 

 

Общение в условиях одиночества   Я не стану вдаваться в отвлеченную область «общения как такового», с точки зрения которой весь образ жизни человека и общества во многом лишь попытка объясниться с ближним. То есть вся история человека - это форма языка. Я хотел бы перейти на более простую и знакомую мне почву тюрьмы и лагеря. И попытаться на примере этих крайних условий человеческого существования, человеческого общения и человеческого одиночества рассмотреть проблему...

 

А. Синявский. 11с.

 

 

Панорама с выносками Михаила Кузмина   Цикл "Панорама с выносками" написан в 26 г. Здесь явственен принцип разорванной и складной композиции. У каждого куска свой колорит, свой стиль и сюжет. Но, соединенные вместе, они призваны создать более или менее целостный образ бытия. Это можно сравнить с действием волшебного кристалла, который то разлагает свет на составные части, то соединяет их вместе...

 

А. Синявский. 12 c.

 

 

Литературная маска А. Ремизова    Мы живо представляем образ Ремизова, вполне конкретно, наглядно, словно подлинный автопортрет, тогда как в действительности во многом это литературная маска, связанная с лицом человека, а вместе с тем от человеческого лица отделенная и вынесенная на авансцену текста на правах самостоятельного мифического литературного персонажа...

 

А. Синявский. 15 с.

 


В избранное