Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Луи-Фердинанд Селин   Для американских битников Селин был одной из трех культовых фигур современной литературы (наряду с Жене и Арто), которым, по их мнению, удалось "преодолеть литературу". Сартр взял эпиграфом к роману "Тошнота" цитату именно из Селина. Но широко известен и тот факт, что Селин основательно запятнал свое имя, опубликовав в свое время три расистских памфлета, причем не когда-нибудь, а в период с 1937 по 1941 год. Лично мне кажется наиболее удачным не помню уже кем оброненное определение Селина как "правого анархиста"...

 

Вяч. Кондратович 20 с.

 

 

А. Введенский и язык кинематографа   Разрушение категории времени и глубокое размышление о том, как можно выразить время в поэзии, - одна из основ поэтики Александра Введенского. В "Серой тетради" он описывает трудность выразить словами течение и наше поверхностное ощущение времени: Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном его понимании. Наша логика и наш язык скользят по поверхности времени". Введенский обладает кинематографическим мировосприятием. Он воспринимает мир, особенно время, кинематографически...

 

Дж. Греппи 11 с.

 

 

Набоков - апологет Достоевского   Хотя в Лекциях по русской литературе Набоков и удостаивает "Двойника" сдержанной похвалы, всё остальное - сплошная ругань по поводу психологической недостоверности у Достоевского. И однако, как и в случае с Фрейдом и декларированной нелюбовью к нему, Набоков, возможно, просто заметает следы. Однако просто любовью к Достоевскому в "Защите" дело не ограничивается. В этом произведении Набоков прибегает к собственной повествовательной технике и к арсеналу интертекстов, выходящим далеко за пределы пародии, с тем, чтобы создать апологию поэтики Достоевского...

 

О. Меерсон 24 с.

 

 

Лолита В. Набокова   Гумберту с исключительной точностью подходит характеристика демонического героя и специфического демонического эротизма: "То, что Манфред говорил об Астарте ("Я любил ее, и погубил ее"), то, что сам Байрон хотел бы сказать об Августе и о Аннабелле... могло бы стать девизом "роковых" героев романтической литературы. Проклятие висит над ними, проклятие они распространяют вокруг себя... они губят себя и губят несчастных женщин, попадающих в их орбиту. Их отношения с любовницами напоминают об отношениях дьявола-инкуба со своей жертвой"...

 

М. Липовецкий 39 c.

 

 

Магнетизм и черепословие (Месмер и месмеризм)   В Париже, куда Месмер переезжает из Вены в 1777 г., учение о животном магнетизме было воспринято всерьез и стало устойчивым предметом общественных пересудов. Предпочитая практику коллективных сеансов и весьма склонный к театральности, Месмер обставлял свою деятельность поражавшими современников атрибутами. Главным из них был изобретенный Месмером столообразный чан (baquet) с торчащими сквозь его крышку металлическими стержнями. Внутри чана стержни крепились в бутылках, заполненных "намагнитизированной" водой...

 

К. Богданов 19 c.

 

 

Методы конструирования имиджа власти   Проблема репрезентации носителей власти (как и их окружения, двора) исторически восходит к глубокой древности, едва ли не к восточным деспотиям, и чаще всего решение ее было связано с использованием и пропагандированием тезиса о сакральности светской власти, о власти государя от Бога. Отсюда и проблема культа правителя. Эпоха Ренессанса с ее культом грандиозной личности предоставила широчайшие новые возможности для прославления (прежде всего с помощью художественных средств) царствующих монархов...

 

И. Эльфонд 27 с.

 

 

Сергей Есенин в 1916 году   1 января 1916 года Николай Клюев и Сергей Есенин приехали в Москву. Для них по специальному заказу сшили концертные костюмы и сапоги. Основной целью приезда "сказителей" в Москву было выступление перед великой княгиней Елизаветой Федоровной и ее ближайшим окружением. Это не могло понравиться законодателям литературного Петрограда. Ведь по традиции, еще с 1905 года, все они, за редчайшими исключениями, были настроены по отношению к царскому двору крайне негативно...

 

O. Лекманов, M. Свердлов 20 с.

 

 

Расцвет "королевского" тенниса   Теннису более 8 веков, его начало можно обнаружить в Средние века. Тогда в Испании, Италии и Франции большое распространение имела игра в мяч, в которой войлочный мячик отбивался от стены либо ракеткой, либо просто рукой. Такая игра называлась пелота или тамбурелла, она и сегодня сохранилась во Франции и Испании. Позднее появилось и название теннис, происходящее от французского слова tenir - при подаче мяча игрок обычно предупреждал своих противников возгласом: Tenez! (Держите!)...

 

В. Шестаков 10 с.

 

 

Зарождение легенд об ассасинах   Широкое хождение это уничижительное наименование - ассасин - производное от слова гашиш - получило благодаря крестоносцам, столкнувшимся в XII веке на Ближнем Востоке с представителями этого таинственного братства. Европейцы привозили из походов истории о тайном Ордене ассасинов и его предводителе - загадочном Старце Горы. Благодаря Марко Поло эти легенды со временем претворились в автономное собрание рассказов об ассасинах и зажили собственной жизнью...

 

Ф. Дафтари 40 с.

 


В избранное