Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Игра в "секретики"   Когда вполне бессмысленное на первый взгляд занятие обнаруживает массовый масштаб, трудно не заподозрить в нем какую-то насущную для этих масс потребность. К таким занятиям можно отнести и известное многим моим современникам детское развлечение — «секреты». Об актуальности этой игры для советских детей можно судить по тому, что словосочетание «игра в „секретики"» упомянуто в Рунете 60 000 раз (на тысяче сайтов)...

 

С. Адоньева 16 c.

 

 

Что кино показывает на месте сумасшедшего   Безумец в кино часто обаятельный и даже трогательный. Но в ходе расследования выясняется его страшная и ужасная суть. Совмещаются образы нормы и патологии в одном объекта, но так, что можно видеть только одну картинку и никогда две сразу. Как в знаменитом изображении двух профилей и вазы. Когда мы видим обычного человека, то маньяк не просматривается, когда обнаруживается, расшифровывается маньяк, то исчезает обычный человек, и мы видим монстра...

 

Е. Улыбина 20 c.

 

 

Мишель Фуко. Мысль о Внешнем   "Мысль о Внешнем" - одно из самых поэтических и сложных для толкования высказываний раннего Фуко. Впервые опубликована в журнале «Critique» 1966 г., посвященном творчеству М. Бланшо. Она является рассуждением Фуко об онтологических основаниях языка, и вписывается в контекст его проекта реконструкции истоков, форм и функций становления литературы эпохи модерна и проекта последовательной эпистемологической критики, направленной на познавательную способность субъекта Нового времени...

 

М. Фуко 32 c.

 

 

Реформация как универсалия культуры   В историю культуры Реформация вошла как конкретное религиозное движение в Европе XVI века. Ф. Энгельс имел все основания назвать это явление буржуазной революцией № 1: в нем слишком явственно соединились антифеодальные мотивы политического, экономического и собственно мировоззренческого характера. Раскол в католической церкви придал этому общественному движению подчеркнуто религиозную форму...

 

В. Жукоцкий 48 с.

 

 

Марксизм А. Богданова   Парадокс нашего времени: на наших глазах вырастает целое поколение людей, для которых Маркс и марксизм - экзотика, к тому же явленная в кривом зеркале либерального радикализма. Советский официоз былого марксизма-ленинизма оброс такого рода штампами общественного сознания, что к ним мало кто отваживается приблизиться, не затыкая нос, глаза и уши. А с такой перспективой трудно рассчитывать на адекватное восприятие существа дела...

 

В. Жукоцкий 16 с.

 

 

Ницшеанство и марксизм в России   Остается загадкой: как возможен факт призвания Ницше на марксистское поприще, частью осознанного, а частью и вовсе бессознательного? Что именно в ницшеанстве способно работать на социальное движение марксистской ориентации? Каков вообще социокультурный механизм соединения идейных противоположностей или просто идейных различий в нечто целое, находящееся в непрерывном внутреннем диалоге...

 

В. Жукоцкий 31 с.

 

 

Русское народничество   Народничество в России с самого начала развивалось как разновидность научно-утопического сознания. В его основе лежал нравственный идеал, вера в то, что именно Нравственность (Добро) может изменить мир. Эта вера характерна не только для социалистического стремления в будущее, но и в целом для русской культуры XIX века: следуй нравственному правилу... и все устроится само собой...

 

В. Жукоцкий 18 с.

 

 

Виски: Шотландский секрет В наши дни известно множество сортов виски, его пытаются делать во многих странах. Действительно, напиток, подпадающий под определение «виски», может быть произведен где угодно, но его не следует делать ни из чего, кроме солода и несоложеного зерна. Известны шесть основных типов виски. Особое место принадлежит скотчу, шотландскому солодовому виски. Само слово виски кельтское, оно происходит от гэльского uisge-beatha, означающего "вода жизни"...

 

Р. Локхарт, 30 с.

 

 

Структура эротической прозы Ж. Батая Игра у Батая, подобно магическому ритуалу, предполагает ребяческую веру в то, что слова способны воздействовать на вещи, или что фиктивное может быть эффективным - то есть иметь эффект в реальном. Тут и там Батай попросту смеется над мрачной "серьезностью" Гегеля на вершине познания. Веселье - вот что важно, веселость, с которой сносятся границы познания. Правила игры, затеянной Батаем, на самом деле придуманы Ницше: если мы занимаемся наукой, то пусть эта наука будет "веселой"...

 

О. Тимофеева, 9 с.

 

 

Рынок сновидений в культуре постмодерна Сегодня говорят о возрастании роли архаических черт в культуре постмодерна, о приходе эпохи неоархаики. В современной культуре десакрализированное сновидение имеет тенденцию наполняться новыми около(псевдо)-сакральными смыслами. Сновидение становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное (в противовес архаическим сакральным ритуалам и практикам), - или, иначе говоря, частью игровой гипперреальности, симулякром...

 

Л. Гоц, 8 с.

 

 

Станиславский и буддийские психотехникиТермин "психотехника" после ряда работ М. Элиаде стал активно использоваться в религиоведении, преимущественно в качестве отсутствующего в западных языках эквивалента слову йога, для обозначения особого вида религиозной практики, широко распространенного в религиях Востока. Познакомившись в 1911 г. с литературой по йоге, Станиславский был немало удивлен совпадением принципов йоги с принципами своей "системы"...

 

А. Филатов, 8 с.

 

 

Коаны чань-буддизма  "Коан" - японское произношение китайского "гуньань", что означает "публичный отчет", "общественный акт". Этимология слова показывает, что коаны предназначались для общения, часто публичного, между учителем буддийской общины и его учениками. Определить коан можно следующим образом: это краткий диалог, чаще всего в форме вопроса и ответа, между элементами которого на первый взгляд отсутствует логическая связь. Вследствие этого коан производит впечатление алогичной, иррациональной загадки, парадоксальной задачи, не имеющей рационального решения средствами логического мышления...

 

А. Майданов, 35 с.

 


В избранное