Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Феномен артистизма   Извечная потребность приспособиться к миру, чтобы выжить, получила невероятно широкий выход. Долго культивируемая способность превращаться в Другого, развилась настолько, что сами рамки реальности стали для нее тесными. Преодолев многие нормы культуры, связанные с реальностью, человек стал сам творить миры, порождая их силой воображения. При этом постарался придать им статус второй реальности, где можно иногда жить. Тем самым он погрузил себя в новую культурную среду, полную симулякров, знаков, отсылающих к активности воображения...

 

Р. Бажанова 9 стр.

 

 

Наркотики и религия   У. Джеймс сказал фразу, которая определила многое в культуре XX в.: "Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой". Именно благодаря такому новому подходу стало возможно научное исследование трансовых состояний, как иных или измененных состояний сознания (ИСС), ведь раньше подобные феномены считались чем-то сродни душевной болезни или (с высоты философии Просвещения) просто мошенничеством...

 

Т. Чумакова 10 стр.

 

 

К теории масс или о "человеке без свойств"   Cамореализация человека в повседневности и в составе масс имеет некоторые сходные черты: стереотипы мышления и поведения не поглощают полностью индивидуальное, которое при этом принимает анонимный способ существования. Поэтому трудно однозначно согласиться с Ж. Бодрийяром, утверждающим, что массы, главная характеристика которых пребывание в качестве "нулевого субъекта", - это "Черная дыра, куда проваливается социальное". В массах есть и другая сторона их существования: быть естественным корректором чрезмерной склонности общества к искусственной "правильности" образа жизни людей, приводящей к его стандартизации...

 

Л. Мурейко 17 стр.

 

 

Китай: Вэнь ("культура")   Согласно китайскому словарю, вэнь есть "переплетение линий, узор, сплетения. Изображение, образ рождается в сплетении линий в узоре". Один из первых узоров - пиктографическое изображение человеческой фигуры, которое служит нижним элементом в написании вэнь. Сверху - пиктограмма "сердце". Словарь дает определение вэнь и как орнамента, нанесенного на тело человека, т.е. татуировки для "украшения". Древние, воспринимая мир как единое целое, рисовали его образ, картину, в которой нераздельно слиты природные, эзотерические и эстетические его начала...

 

С. Серова 4 стр.

 

 

Братство в "темные времена"   История знает немало эпох, когда пространство публичности помрачается и мир становится сомнительным. Эпохи эти можно с полным правом назвать "темными временами" (Брехт). Те, кто в такие времена жил, всегда были склонны презирать публичное пространство и, насколько возможно, их игнорировать - или даже их перескакивать, словно мир всего лишь фасад, за которым скрываются сами люди, - чтобы найти взаимопонимание с людьми, не обращая внимания на лежащий между ними мир. В такие времена - при благоприятных условиях - развивается особый вид человечности...

 

Х. Арендт 7 стр.

 

 

ВДНХ   Можно соотнести Выставку с Диснейлендом, который, говоря словами Бодрийяра, представляет себя в качестве воображаемого места, чтобы скрыть тот факт, что сама "реальная" Америка является Диснейлендом. Диснейленд представляется воображаемым с тем, чтобы заставить нас поверить в то, что остальное реально, тогда как фактически весь Лос-Анджелес и окружающая его Америка не являются больше реальными, но гиперреальными и симулятивными...

 

Е. Добренко 20 стр.

 

 

А.С. Макаренко   Макаренко был педагогом в той же мере, в какой он был чекистом: едва ли не всю свою педагогическую жизнь Макаренко был так или иначе связан с системой ГПУ-НКВД. Макаренко, утверждал, что его педагогику немедленно подобрали смелые чекисты и не только не дали ей погибнуть, но дали высказаться до конца...

 

Е. Добренко 14 стр.

 

 

Т. Д. Лысенко    Народный академик Трофим Денисович Лысенко, персонаж, несомненно, соцреалистический. Знаковая фигура в сталинской культуре, он воспринимается сегодня как воплощение шарлатанства в науке. Между тем идеи Лысенко коренятся в самой революционной культуре, а сам их автор оказался искусным манипулятором революционными фантазиями...

 

Е. Добренко 13 стр.

 

 

Гримаса и отношение к ней: XVIII век, Англия   Статья из журнала Спектейтор за 1711 год, в которой автор выражает свое негодование по поводу намечающегося в Уорикшире карнавализованного действа после скачек, а именно - ослиных скачек. Особо возмущает автора объявление о том, что после этого безобразия состоится еще и состязание по гримасничанью...

 

Автор неизвестен, 4 стр.

 

 

Ж. Делёз: Все - из хаоса   Для Делёза понятие "начала" не слишком существенно, поскольку утрачивает для него свою парадоксальность. Начало как присущее тому, началом чего оно является, неинтересно. Если уж и говорить о начале, то для Делёза - это хаос. Искусство борется с хаосом с целью извлечь из него видение, которое на мгновение его озарит, - ощущение. Искусство - это не хаос, оно образует собой, по выражению Джойса, хаосмос. В искусстве хаос продолжает быть ощутимым, порой даже через самую очаровательную человеческую фигуру, через самый волшебный пейзаж...

 

Л. Маркова 19 стр.

 

 

После 11 сентября   Теракт 11 сентября нужно сопоставить с другими событиями всемирного значения. С началом Первой мировой войны закончилось в известной степени беззаботное время. Начался век тотальных войн, тоталитарного угнетения, механизированного варварства и бюрократического массового убийства. Но только в ретроспективе мы сможем узнать, было ли 11 сентября глубокой цезурой, или эта катастрофа лишь подтвердила давно осознанную уязвимость нашей цивилизации. И если речь не идет напрямую о Французской революции, если здесь мы касаемся события менее однозначного, то только реальная история вынесет свой приговор касательно иерархии исторических событий...

 

Ю. Хабермас 21 стр.

 

 

Удовольствие мыслить иначе   Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе. В сонном состоянии философия могла бы просуществовать еще очень долго. Если бы не одно обстоятельство. Она перестала кому-либо быть нужной. Ею перестали интересоваться не только образованные люди, но даже еврейские девушки. Философия еще по инерции что-то говорила, но никому ничего уже не могла сказать. Поэтому ее сдали в архив, отправили на склад, как хлам, как старую ненужную вещь...

 

Ф. Гиренок 22 стр.

 


В избранное