Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Гримаса и отношение к ней: XVIII век, Англия   Статья из журнала Спектейтор за 1711 год, в которой автор выражает свое негодование по поводу намечающегося в Уорикшире карнавализованного действа после скачек, а именно - ослиных скачек. Особо возмущает автора объявление о том, что после этого безобразия состоится еще и состязание по гримасничанью...

 

Автор неизвестен, 4 стр.

 

 

Ж. Делёз: Все - из хаоса   Для Делёза понятие "начала" не слишком существенно, поскольку утрачивает для него свою парадоксальность. Начало как присущее тому, началом чего оно является, неинтересно. Если уж и говорить о начале, то для Делёза - это хаос. Искусство борется с хаосом с целью извлечь из него видение, которое на мгновение его озарит, - ощущение. Искусство - это не хаос, оно образует собой, по выражению Джойса, хаосмос. В искусстве хаос продолжает быть ощутимым, порой даже через самую очаровательную человеческую фигуру, через самый волшебный пейзаж...

 

Л. Маркова 19 стр.

 

 

После 11 сентября   Теракт 11 сентября нужно сопоставить с другими событиями всемирного значения. С началом Первой мировой войны закончилось в известной степени беззаботное время. Начался век тотальных войн, тоталитарного угнетения, механизированного варварства и бюрократического массового убийства. Но только в ретроспективе мы сможем узнать, было ли 11 сентября глубокой цезурой, или эта катастрофа лишь подтвердила давно осознанную уязвимость нашей цивилизации. И если речь не идет напрямую о Французской революции, если здесь мы касаемся события менее однозначного, то только реальная история вынесет свой приговор касательно иерархии исторических событий...

 

Ю. Хабермас 21 стр.

 

 

Удовольствие мыслить иначе   Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе. В сонном состоянии философия могла бы просуществовать еще очень долго. Если бы не одно обстоятельство. Она перестала кому-либо быть нужной. Ею перестали интересоваться не только образованные люди, но даже еврейские девушки. Философия еще по инерции что-то говорила, но никому ничего уже не могла сказать. Поэтому ее сдали в архив, отправили на склад, как хлам, как старую ненужную вещь...

 

Ф. Гиренок 22 стр.

 

 

Боль и переходность   Без боли, как заметил Достоевский, не было бы сознания. О положительном смысле боли писали неоднократно. Например, большую роль в различных культурах играли ритуалы подражания "страдающему богу" (mimksis pathus). Патетический строй души эллинов создал культ героев и патетической природы всех божеств вообще, создал трагедию. Болезнь, опыт патоса был неотъемлемой частью образа романтического художника, начиная с XVIII в., которому художник пытался соответствовать, существуя по способу саморанения...

 

В. Лехциер 11 стр.

 

 

История полосок и полосатых тканей   Иконография Средневековья свидетельствуют о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду. Еретики, шуты, жонглеры, палачи, проститутки, прокаженные - все они были изгоями, все они нарушали существующий порядок вещей, и все они в той или иной мере, как тогда полагали, связаны с дьяволом. Составить список всех этих отверженных в полосатых одеждах - дело несложное; сложнее понять, почему именно эта одежда была призвана подчеркнуть их негативный статус...

 

М. Пастуро 34 стр. 15 илл.

 

 

Вспоминая Андрея Тарковского   История кинематографа знает много художников, которых окружает атмосфера культа, созданного их преданными поклонниками. Встреча с искусством Андрея совершенно иного масштаба... Я не знаю, какая судьба ожидает в будущем дисциплину, которой Андрей посвятил свою жизнь. Будет ли ее ярмарочное происхождение тяготеть над ней и тогда, когда из словарей исчезнет само слово "ярмарка"?

 

К. Занусси 5 стр. 7 фото

 

 

Природа фильма   То, что кино связано с реабилитацией архетипической реальности, сенсации не содержит. Представляемая К. Юнгом "аналитическая психология", давно ассимилирована и гуманитарными науками, и киноведением. Поэтому нельзя не задаться вопросом: что может дать новое обращение к методу К. Юнга и способно ли оно обогатить наши представления?

 

Н. Хренов 11 стр.

 

 

Масс-медиа: "усталость сострадать"   В силу своей вездесущности и доступности (как в пространственно-временном, так и в финансовом смысле) медиа в эпоху постмодерна становятся основной формой репрезентации опыта для подавляющего большинства населения планеты. Мир начинает выглядеть не таким, каким он реально является, а таким, каким подают его СМИ. В конечном счете, мир, порожденный деятельностью медиа, превращается в симулякр...

 

А. Черных 15 стр.

 

 

Революции и "революция"   Понятие революции значимо для тех, кто пытается понять революции в качестве пространства человеческого действия, и тех, кто вовлечен или мог бы быть вовлечен (в качестве защитников или противников) в вызовы революции. Вовлеченные в этот процесс лица действуют исходя из идей, которыми они владеют относительно ранних революций и "революции как таковой". Таким образом, я считаю своей задачей рассмотреть то, что может означать революция в ситуации, когда глобальный контекст приобретает новое значение...

 

Н. Паркер 22 стр.

 

 

Роман У. Эко «Маятник Фуко»   Ужас и гибельность, окрашивающие атмосферу книги и торжествующие к ее концу, лишь на уровне фабулы вызваны тайной деятельностью ордена тамплиеров. Если бы все дело сводилось к ней, перед нами был бы очередной исторический детектив. Это - книга об ужасе и гибельности, которые несет в себе произвольное, шутливо-ироническое конструирование исторической реальности...

 

Г. Кнабе 10 стр.

 

 

Рок-музыка как форма контркультуры   Рок родился в эпоху 60-х. В основе и жизненной позиции, и музыки ясно ощущалось противостояние той общественной ситуации, которая именно в ту пору стала называться английским, а ныне ставшим международным словом "истеблишмент". Словом этим обычно обозначаются охраняемые законом и полицией привилегии одной части общества за счет другой. Истеблишмент - не идеология. Это состояние общественной жизни...

 

Г. Кнабе 31 стр.

 


В избранное