Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Модернизм М. Фуко   Статья представляет собой комментарий к известной, впрочем, лишь недавно опубликованной лекции Мишеля Фуко о живописи Эдуарда Мане, прочитанной им в 1971 г. Попытаемся ответить на вопрос: что видит философ и что он заставляет нас увидеть с помощью своего анализа? С другой стороны, мы попытаемся продемонстрировать тот любопытный факт, что Фуко на самом деле видит в живописи Мане совершенно не то, о чем он говорит (или думает, что говорит)...

 

К. Перре 18 стр. 8 илл.

 

 

Парадоксы культурологии   Сегодня именно тема культуры оказывается наиболее провокативным средоточием парадоксов. Эта "вещь" - культура - занимает внимание, но не улавливается понятиями научной "орто-доксы". Кажется, само имя культуро-логия именует сгусток глубинных конфликтов мысли. Говоря для простоты с долей условности, можно наметить три таких конфликта, три намека на парадокс - или три способа бегства от парадоксов, таящихся в самом замысле культурологии...

 

А. Ахутин 48 стр.

 

 

Музей   Если в XIX-XX вв. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности и, соответственно рассматривался как дополнительное средство пополнения знаний, то музей рубежа XX-XXI вв. значительно расширил границы, стал рассматриваться как информационный центр культурного наследия. Анализ двух выделенных типов стратегий применительно к художественным музеям, позволяет выделить два вопроса. Первый: В чем смысл служения человечеству? Второй: В чем смысл служения человеку?

 

О. Сапанжа 12 стр.

 

 

Белое братство   11 апреля 1990 г., едва миновав порог тридцатилетия, украинская журналистка Марина Цвигун объявила себя двойным воплощением Девы Марии и Иисуса Христа и стала называть себя Мария Дэви Христос. Ее второй муж, кандидат технических наук, сорокадевятилетний Юрий Кривоногов, был провозглашен воплощением Иоанна Крестителя и получил имя Юоанна Свами...

 

Б. Фаликов 15 стр.

 

 

Черты феминистского мышления   В истории не столь уж редки случаи появления у власти женщины, но их поведение всегда было разочаровывающе мужским. Здесь суть дела не в тендерных темпераментах и характерах, а в природе тех функций и тех институтов, которые безразличны к тому, кто их исполняет. Изменение этой природы или даже устранение этих институтов из социальных форм жизни - совокупная проблема женщин и мужчин...

 

Ю. Солонин 5 стр.

 

 

Марк Шагал   Париж появлялся спорадически на полотнах Шагала - Витебск-Иерусалим стал почти постоянным фоном, участником, героем картин художника; в последние десятилетия его жизни трудно найти холст, где не было бы эмблемы Города с Храмом, знака Вселенной Шагала. Связь города и искусства художника была поистине мистической. В ранних стихотворениях Шагала есть строчка: "Моя картина рисует меня..."

 

А. Шатских 9 стр. 25 илл.

 

 

Михаил Шемякин   Чтобы понять любой миф, его надо пережить в голове как реальность. Вспомним немецких романтиков, для которых всеприятие смыслов не было лишь интеллектуальной игрой, ведущейся по правилам иронии. Для Гофмана, к примеру, его образы и персонажи были настолько реальны, что он сам их страшился...

 

А. Петряков 11стр. 40 илл.

 

 

Природа   Каждому советскому школьнику было известно, что Горький лучше, чем кто-либо в русской литературе, "умел любить и ненавидеть". Любил Горький "Человека", а ненавидел - "мещанина". Если, однако, вглядеться пристальнее в предмет горьковской ненависти, можно сказать, что был он прежде всего природо-ненавистником. Дискурс насилия над природой прорастал в дискурс насилия над человеком. Любимые горьковские определения "преобразование природы" и "перековка человеческого материала" - синонимы...

 

Е. Добренко 11 стр.

 

 

«Собака Павлова» Олега Кулика   Проект Кулика и Бредихиной "Собака Павлова" напоминает советский утопический эксперимент - если принять во внимание ту роль, которую сыграли павловские идеи в имевшей место в сталинскую эпоху дискуссии о возможности подчинения и перевоспитания человека. Кулик обладает двойной идентичностью - тех, кто осуществляет эксперимент и одновременно подвергается эксперименту, и тех, кем и одновременно за счет кого осуществляется утопический проект...

 

Г. Древс-Силла 12 стр. 12 илл.

 

 

К. Ясперс   Ясперс утверждает: "Психопатология ограничена, ибо индивида совершенно невозможно растворить в психологических понятиях... в любой человеческой личности кроется нечто непознаваемое". Он настраивает на свободное от предвзятых теоретических схем изучение уникальных по своей странности феноменов психической жизни. Выявление и описание таких феноменов важнее, с его точки зрения, чем поспешное диагностирование, заключающее в себе не подлежащий апелляции приговор психиатра...

 

А. Водолагин 9 стр. 1 фото

 

 

Опричнина   Почти нет специальных исследований, в которых изучались бы представления об опричнине ее современников. Понять субъективный смысл грандиозного мероприятия царя - значит разглядеть в сумерках опричнины ее искомую направленность. В разноголосице суждений историков бесспорен пока тезис, что царь действовал методом террора. Споры начинаются тогда, когда ставится вопрос: во имя чего?

 

А. Каравашкин, А. Юрганов 48 стр. 1 илл.

 

 

Магические свойства головы и черепа человека   Представление о пророчествующей голове было распространено в древнем мире. Элиан рассказывает, что Клеомен Спартанский хранил голову своего друга Архонида в горшке с медом и советовался с ней как с оракулом. То же самое рассказывалось о голове Орфея. Все эти идеи, возможно, восходят к отрубленной голове Осириса - голове, пересекающей море, что связывает ее с идеей воскресения...

 

К. Юнг 7 стр.

 


В избранное