Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Память   Статья Ренаты Лахманн посвящена проблеме культурной памяти и роли литературы в процессе исторической эволюции. О феномене культурной памяти размышляли уже в античные времена. Мифологические сюжеты также стимулировали формирование художественной памяти и определяли становление традиции. Забвение прошлого приводит к культурной катастрофе...

 

Р. Лахманн 16 стр. (на англ. яз.)

 

 

Свадьба   Поскольку одной из главных целей свадебных ритуалов болгар было обеспечение целостности новой семьи, неразделимости, предотвращение возможного повторного брака в случае вдовства кого-либо из молодоженов или развода, то основным требованием к участникам свадебных обрядов было их происхождение из целой, полной семьи, дома...

 

Е. Узенева 12 стр.

 

 

Золото   Металлическое украшение оказывается вещественным субститутом жениха. Этот мотив предполагает сближение сюжета традиционной свадьбы с фольклорным сюжетом свадьбы змея и образом змея-жениха. При возложения украшений на женское тело мужское и женское соединяются: твердый металл обхватывает и держит в крепкой петле нежную часть женского тела. Постоянный эпитет, характеризующий браслеты как "витые", уподобляет их форму ползущей змее...

 

В. Николова 15 стр.

 

 

Романтизм   XVIII век — один из примеров кажущейся абсолютной победы новой духовной силы на определенное время, когда уже с начала ее победного шествия эта духовная сила сопровождается противодействующей тенденцией, которая ее позже и сменяет. Век Просвещения и рационализма уже с самого начала содержал в своем чреве зародыши того, что взошло в XIX веке как романтизм, иррационализм и историзм...

 

Фридрих Мейнеке 13 стр.

 

 

Анекдот   Греческое слово anecdotos обозначало "неопубликованный". Название жанра появилось в VI веке н.э., когда Прокопий Кесарийский создал исторический труд "Anecdota". Анекдот тогда имеет совершенно иной вид, чем тот, к которому мы привыкли. Это, во-первых, секретные истории в большинстве случаев сатирической направленности. И в XVII в. анекдот - не просто то, что смешно, а то, что обличительно, хотя и занятно...

 

А. Голубков 16 стр.

 

 

Жан Жене   Жан Жене известен в основном благодаря своей скандальной биографии: с ранней юности до 40-х годов он бродяжничал, попадая в тюрьму за мелкие кражи и подделку документов. Литературное и литературоведческое сообщество относится к Жене с настороженностью. Исследователи подходят к творчеству Жене с позиции "морально/аморально", руководствуясь собственной точкой зрения на то, какую вольность взглядов допустимо проявлять в литературе...

 

Д. Ращупкина 16 стр.

 

 

Кемеровский   "Я запел гоп-стоп, и десять йети / В ужасе попрятались в кустах..." Заметки на полях "Встреч с прекрасным" Кемеровского (Е. Шелеповского)...

 

И. Кузнецов 13 стр.

 

 

Малевич   Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии. Cупрематизм нужно соотнести прежде всего с феноменологическим проектом Э. Гуссерля. Малевич выделяет структурообразующие элементы - квадрат, круг, первичные цвета, которые становятся для него формами самоконтроля сознания, критически тренированного на собственной логической работе, а значит, избавленного от ошибок и неопределенности - как эмпирики, так и эстетического опыта (традиции)...

 

А. Курбановский 8 стр.

 

 

Письмо   Таблички Пройта в "Илиаде" Гомера - первое упоминание письма в античной литературе. Сохранение тайны письма обеспечивается на протяжении всей античной эпохи с помощью особых приемов. Конвертов греки и римляне не знали, но письмо всегда запечатывалось личной печатью автора. Если письмо бывало написано на папирусе, его скручивали текстом внутрь...

 

Г. Кнабе 24 стр.

 

 

Белый   Символистское белое как новое и белое как смерть трансформируется в авангардной поэтике в белое как нулевой знак и белое как сакральное. В русле авангардной парадигмы лежит и семантика белое/красное в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита": "сакральная" история начинается со слов "В белом плаще с кровавым подбоем ... вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат"...

 

Н. Злыднева 8 стр.

 

 

Вещь   Неразделимость в народной культуре символических значений признака, предмета и действия говорит о примате предмета, свойство которого в простейшем случае тавтологично ему самому (кровь кровава, воздух воздушен), а действие столь же тавтологически обозначает проявление этого свойства (гром гремит, думу думают). Подобные тавтологические сочетания характерны для традиционного фольклора и для древнейших форм индоевропейской поэтической речи...

 

С. Неклюдов 11 стр.

 

 

Политика   Исторический опыт тоталитарных режимов нацизма и сталинизма знаменует собой водораздел для европейской политической философии. То, что растворение индивидуального человеческого существа в массе постулированного "народа" или "коллектива" и слияние государства и общества в единой тотальной репрезентации власти не только были возможны, но и могли поначалу обладать немалой убедительной силой, порождает вопросы, требующие критического рассмотрения самих концептуальных основ нашего политического дискурса...

 

К. Штёкль 13 стр.

 

 

Палочки для еды   Палочки, чтобы разделить - отсоединяют, раздвигают, ощупывают, вместо того чтобы отрезать и отхватывать, как это делают наши приборы; они никогда не насилуют продукт: они либо постепенно распутывают его (в случае с зеленью), либо преобразуют (в случае с рыбой или угрем), находя проемы в самой материи (и в этом смысле они ближе к пальцам, нежели к ножу)...

 

Р. Барт 4 стр.

 


В избранное