Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Палочки для еды   Палочки, чтобы разделить - отсоединяют, раздвигают, ощупывают, вместо того чтобы отрезать и отхватывать, как это делают наши приборы; они никогда не насилуют продукт: они либо постепенно распутывают его (в случае с зеленью), либо преобразуют (в случае с рыбой или угрем), находя проемы в самой материи (и в этом смысле они ближе к пальцам, нежели к ножу)...

 

Р. Барт 4 стр.

 

 

Чингиз-хан   При дефиците фактов исследователи иногда подменяют моделирование манипулированием, что на практике проявляется в умолчании контекста. Например, опираясь на латинские известия, можно подобрать ряд живописных свидетельств каннибализма и безумной жестокости монголов, игнорировав мифологический контекст этих описаний, построенных на отрицании чужой и враждебной культуры. Монголы не вели религиозных войн, однако в текстах наблюдающих культур поглощение империей стран и народов описано в категориях религиозной войны...

 

А. Юрченко 16 стр. 5 илл.

 

 

Ясновидение   Можно предположить, что в ходе собственного построения мышление находится во власти исходной беспорядочности потока мысли. С возникновением человеческого языка появляется и запрет на беспорядочное течение мысли. Именно этот запрет и создает человека, лишая его мышление тех возможностей, которые несет с собой первоначальная ментальная турбулентность, возможностей - и очень больших, - остающихся привилегией животного. Сколько вещей животное знает иначе, чем их знает и может знать человек...

 

Г. Гийом 2 стр.

 

 

Первый   Среди универсальных оппозиций в народной культуре выделяется противопоставление первый-последний. Например, хорошо известны магические функции первого и последнего ребенка в семье. Другая соотнесенность признака первый - с признаками быстрый, лучший, самый умелый. Первый встречный приравнивается к избранному, посланному свыше и выполняет функцию знака, судьбы или жертвы...

 

М. Валенцова 17 стр.

 

 

Второй   Число два считается опасным, ассоциируется со смертью, но может иметь и положительное значение единения, удвоения блага. В иерархической организации мира второй получает негативную оценку, если подразумевается исчезновение, уничтожение первого. Это распространяется на узловые моменты жизненного цикла, на обряды перехода, на пограничные периоды в жизни человека...

 

И. Седакова 16 стр.

 

 

Женщины у власти   В XVIII в. мы сталкиваемся с поразительным парадоксом: в стране повсеместно господствуют нормы Домостроя XVI в., русское общество однозначно трактует женщину как существо второго сорта, а у верховной власти на протяжении около 75 лет почти непрерывно находятся женщины, причем из самой низшей, наиболее бесправной "касты": вдовицы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II) и девица (Елизавета Петровна).

 

Е. Анисимов 8 стр. 4 илл.

 

 

Дверь   Дверь, будучи феноменом перехода через границу, связывает пространства вещей. Причем двояким образом: отпирая и запирая границу. Впуская, дверь открывает доступ к другим вещам, запирая, она охраняет их от посягательства. В этом ее особое, если не привилегированное, положение в системе вещей.

 

Ю. Разинов 14 стр.

 

 

Мария Магдалина   Стихи М. Цветаевой, Б. Пастернака, Р.М. Рильке, эссе И. Бродского 31 стр. 8 илл.

 

 

Песок   Самая короткая энциклопедическая статья.

 

У. Х. Оден 2 слова, 1 илл.

 

 

Вода   Маленькому ребенку, если он долго не мог начать говорить, давали пить воду, которой перед тем облили язык церковного колокола. Вода в разных магических действиях выступала в качестве субстанции, способной воспринимать, а затем хранить свойства других веществ, предметов, лиц, времени, места Например, "яичная вода" использовалась в той же функции, что и пасхальные яйца; "острая" - в той же, что и режущие металлические предметы, и т. д.

 

Л. Виноградова 29 стр.

 

 

Япония   Беседа с Аленой Дьяконовой в ШЗ 12 мая 2008 года: Видео

 

А. Смирнова, Т. Толстая

 

 

Тога   Римская одежда в отличие от греческой всегда делилась на официальную, удостоверявшую принадлежность человека к гражданскому коллективу, и простую, знакового смысла более или менее лишенную. Тога, по крайней мере со времен Средней республики, относилась к первой из этих категорий.

 

Г. Кнабе 4 стр. 8 илл.

 

 

Масляная скульптура   Искусство масляной скульптуры распространено по всему Тибету. Я встречала изделия из масла - в основном изображения цветов - в центральных районах. Но более всего оно развито на северо-востоке, в Амдо. Сам материал и многовековая практика позволяют художникам создавать произведения, изумительные по красоте и изяществу. Масляные скульптуры недолговечны. Не случайно тибетцы считают их символом непостоянства и иллюзорности бытия.

 

А. Цендина 5 стр.

 


В избранное