Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Римская эротика    Покрывало, повязка на груди и сандалии — вот три атрибута римской эротики. Alètheia имеет второе значение — «срывание покрова». Истина (а-lètheia) — это незабытое. Истина снимает покров с прошлого. Она делает юными мертвых в преисподней. Alètheia связана с наготой. Первичная нагота никогда не бывает сексуальной — только генетической. «Обнажение» в переводе на греческий — anasurma, на латынь — objectio. Обнажить груди — значит снять нагрудную повязку и выставить их на обозрение, что было запрещено патрицианкам. Первое «обнажение» — это женская грудь. Обнаженные женщины, выстроенные в ряд во время сражения, представляли собой залог победы (оружие Марса). Тацит рассказывает, что жены германцев во время битвы обнажали груди, дабы напомнить своим мужьям и сыновьям о позоре плена, грозившего им в случае поражения.

                                  П. Киньяр 11 стр.

 

Б. Челлини    "Жизнь Бенвенуто Челлини" можно рассматривать как литературный автопортрет. Изображая свой портрет, Бенвенуто Челлини смотрелся в зеркало; встает вопрос, каким было это зеркало и насколько правдиво Челлини описал в книге то, что увидел в этом зеркале. Многих ввел в заблуждение сам Челлини своим знаменитым письмом к Варки: "...ваша милость мне говорит, что эта простая речь о моей жизни больше вас удовлетворяет в этом чистом виде, нежели будучи подскобленной и подправленной другими, что показалось бы не настолько правдой, насколько я писал...". Такую оценку собственному труду мог вложить в уста почтенного друга сам Челлини, никогда не упускавший случая несколько приукрасить то, что имело отношение к его собственной персоне.

                      Н. Подземская 7 стр. 21 илл.

 

Секты     Наше обращение с российским прошлым претерпевает серьезные изменения. Фокус смещается от безусловной симпатии к угнетенному «народу» к генеалогии наших представлений о нем, — представлений, которые мы унаследовали от культурной элиты народнической России. Но практически все, что мы знаем об угнетенных, мы знаем от угнетателей. Все, что мы знаем о «народе», включая его язык и фольклор, мы знаем от тех, кто принадлежал к привилегированным группам, которые записывали «народ». В середине XIX века сектоведение стало стартовой площадкой русской интеллектуальной истории. Вплоть до начала XX века оно оставалось важнейшим полем игры между знанием и властью. Соответственно политическая оппозиция трактовала народные секты как «таинственного», а оттого лишь еще более важного союзника.

                                 А. Эткинд 17 стр.

 

Всеобщее спасение     Франческо Пуччи и философия всеобщего спасения в религиозных конфликтах конца XVI столетия. Два события повлияли на христианских гуманистов в разделенной по вероисповедному принципу Европе: казнь Мигеля Сервета в Женеве и Варфоломеевская ночь. Они определили более четкую позицию новых еретиков, оказавшихся еретиками по отношению ко всем господствующим церквам, и заставили их искать выхода на путях терпимости, всеобщей религии. Философия спасения Пуччи была и официально осуждена Римской инквизицией, а сам Пуччи приговорен к сожжению на костре. До этого, в 1592 г., вышла в свет книга кальвиниста Франциска Юния, опровергающая учение Пуччи о всеобщем спасении и отстаивавшая спасение лишь немногих, предопределенных и избранных Богом.

                             А. Горфункель 10 стр.

 

Цирк    «Цирковое искусство» русского авангарда. В связи с возросшим в начале века интересом к низовой «третьей культуре» и даже ориентацией на нее профессионального искусства, особое внимание авангардисты уделяют цирку. В своем литературном поведении они часто представляли себя цирковыми артистами. Этому способствовала культурная ситуация, когда после революции большое искусство должно было стать массовым. Рассуждая о цирке, деятели культуры начала XX века заведомо повышают значимость цирка. Они вспоминают о его древних корнях и видят в нем зерно архаического и оттого истинного искусства. «Вестник театра» печатает тезисы доклада Шершеневича о том, каким должен быть новый цирк: «В. Шершеневич выставил лозунг итальянских футуристов: «долой театр, теперь должно быть царство мускулов. Будущее не за мыслью, а за мускулами. И будущее это цирк, а не театр».
                                Н. Сарафанова
10 стр.

 

Юмор    Почему у китайцев мало развито чувство юмора? По Фрейду, анекдоты о членах определенных социальных, этнических или религиозных групп могут обеспечивать санкционированную отдушину для выражения агрессии к этой группе. Однако это верно для государства, в котором свобода слова  обеспечена законами этой страны. В Китае испокон веков было распространено табуирование фамилии и имени правителя. Соответствующие им иероглифы заменялись другими или видоизмененными. Любое упоминание императора, даже в метафорических контекстах, могло рассматриваться как злонамеренная акция. Для автора такого текста это означало в лучшем случае пожизненную ссылку, в худшем — истребление всего его рода. Этот вид наказании в истории Китая именуется «литературная расправа».

                                  Тань Аошуан 4 стр.

 

Ирод   Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой. Начиная с Евсевия Кесарийского повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим. Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем - Ирод Агриппа. Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями.

                                      С. Рысев

 

Молчание    Художественный мир Бродского предстает перед нами как система оппозиций, своеобразных антиномий, в ряду которых одной из важнейших оказывается антиномия речи и молчания. При этом категория речи у Бродского изучается сегодня очень активно, а вот теснейшим образом связанную с ней категорию молчания исследователи обходят стороной. Одной из сторон мотива молчания становится в пьесе «Мрамора» стремление к тишине, воспринимающейся как единственная, кроме поэтического творчества, возможность противостоять тавтологичности, повторимости мира и речи: если нельзя сказать неповторимо, то лучше не говорить вовсе. В этом и заключается главный парадокс героев «Мрамора»: будучи не в силах выжить без речи, без диалога, без собеседника, они, тем не менее, стремятся к молчанию и тишине

                                 Д. Фельдман 7 стр.

 

Лолита   «Лолита» В. Набокова в фильме Стенли Кубрика. Практически все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями. Но режиссёр всегда в них выступает как полноправный автор, свободный в своем поиске. Что же и зачем трансформировал Кубрик при экранизации набоковской «Лолиты»? Кубрик столкнулся с необходимостью соотнести отрефлексированную сексуальность с цензурными запретами, вогнать в рамки допустимого эротизм как задание для фильма. Вероятно, это не могло не вызывать у него внутреннего недовольства, основанного на неприятии внешнего диктата. Кинокритики  обратили внимание на иронию в тексте афиши фильма «Лолита» Кубрика: "До 17 лет вход воспрещен... Или в сопровождении взрослого".

                            А. Н. Смирнова 18 стр. 7 илл.

 


В избранное